Масленица - после дня ВР

Ольга Панчишкина
Масленица была принята христианством не по солнечному, а по лунному календарю. Таким образом у неё появилась плавающая дата, которую РПЦ связывает с подготовкой к Великому посту. Поэтому, в середине - конце февраля или начале марта, когда зима ещё и не думает сдавать свои позиции, в России целую неделю её провожают и встречают весну.  И многим это не кажется странным.

Разумеется, что суть Масленицы была искажена. В современной форме Проводы Зимы стали праздновать только в 16 веке, когда христианская церковь, не сумев вытравить ведический праздник из народной памяти, решила его отредактировать, как и другие древние праздники.

Изначальный смысл Проводов Зимы заключается в астрономическом явлении, когда день становится длиннее ночи. Праздник проходит в честь крепчающего Ярилы – Солнца, начинается после дня Весеннего Равноденствия по современному календарю, когда, собственно, и наступает астрономическая весна.  В день Весеннего Равноденствия отмечается День Весты, Богини Весны и Славянский Женский День.  А следом уже наступает Красногор или Масленица – Марёна, она же Комоедица.

«…в эту пору «отверзается» Сварга и Светлые Боги появляются в Яви, а Души Предков Наша «прилетают на птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить своих потомков». (с)

В этот день почитается Медведь, хозяин леса, воплощение образа Бога Велеса. Раньше ему торжественно приносились в жертву первые праздничные блины. Пословица «Первый блин комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвёртый – мне» имела другой смысл: КОМАМ, то есть просыпающимся после зимней спячки медведям, а не комом, как сейчас говорят. КОМ — это одно из названий медведя на Руси. Отсюда же, например, «команика» — медвежья ягода, она же ежевика.

ПРОВОДЫ ЗИМЫ (материал взят у Марии Весниной) проходили следующим образом:

«Утром люди торопятся на капище, на высокое место, где подсохла земля.               
Возле капища и на перекрёстках дорог рассыпают зерно… для того, чтобы навьи, принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику.
На столы, покрытые скатертью, ставят горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски. Угощение делится на пять частей, пятую часть помещают на открытое место возле Священного Огня, приговаривая: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок».
Торжественно везут к капищу на шесте соломенное чучело Марены. Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс и величают Марену Свароговну:

Приезжай ты к нам
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Масленица – красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка!

Готовят первый блин. Его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса… Начинают угощать друг друга блинами. После проводят зачин. Возжигают Огонь. Славят Богов и Предков, весь Славянский род.
Посолонь закручивают хоровод, надевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывают представление, им помогают колоброды:

Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Вы, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои…

Прыгают через костёр, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту.
Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.
Всем наливают сурью. Первую чашу сурьи жрица Марены несёт к жертвеннику. Жрица Живы выбивает эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена:

Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!

Затем торжественно сжигают на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:

Марена загорела,                Всему миру надоела!

Опять прыгают через костёр, обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега. Катают горящие колеса.
Затем прославляют Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:

С горы катись! С весной воротись!

После этого, вооружившись горящими головнями, идут «будить медведя» (пробуди).
В яме, укрывшись валежником, лежит ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья.
«Медведь» не просыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинает пробуждаться.
Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу.
Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль:

Скрипи, нога,
Скрипи, липовая!
И вода-то спит,
И земля-то спит.
И по сёлам спят,
По деревням спят.
Одна баба не спит,
На моей коже сидит.
Мою шерстку прядёт,
Моё мясо варит,
Мою кожу сушит.

Поймав свою обидчицу, «медведь» пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой.
После пробудей начинаются игрища…
Под взорами Неба завершается праздник, стихают песни, гаснет Огонь…». (с)



Текст составлен методом компиляции