Баркас Ирина Борисовна

Виктор Ардашин
     Предыдущая глава   http://proza.ru/2018/02/08/478

     На фото из интернет Андрей Макаревич и Борис Баркас


     С пятого по начало десятого класса нашим классным руководителем была Ирина Борисовна Баркас, которая нам же преподавала русский язык и литературу. Мы были её первым классом, который Ирина Борисовна, после окончания педагогического института, приняла от начальной школы и должна была довести до выпускного вечера. Внимания с её стороны уделялось нам очень много. Практически у каждого ученика Ирина Борисовна была дома, знакомилась с обстановкой, в которой находились её подопечные. Знакомилась с их родителями и родственниками (наших мам она, как правило, хорошо знала – те приходили на родительские собрания, а вот папы не очень-то эти собрания жаловали). Примерно раз в месяц проводились классные собрания, на которых обсуждались все текущие классные дела. Помимо «борьбы» за успеваемость, между классами развёртывались многочисленные соревнования: спортивные, художественной самодеятельности, участие в олимпиадах, сбору макулатуры и металлолома, что довольно широко было распространено в то время. По итогам этих соревнований производилось награждение победителей (как индивидуальных, так и по классам). Каждый классный руководитель должен был быть застрельщиком и организатором всех этих мероприятий. Поскольку наш класс частенько бывал победителем, то это означало, что Ирина Борисовна была хорошим застрельщиком и хорошим организатором.  С Ириной Борисовной мы ходили в театры, кино, музейные и краеведческие экскурсии, походы (сначала – однодневные, а потом и с ночёвка-ми).

     В то время огромную популярность приобрела телевизионная игра КВН (Клуб Весёлых и Находчивых). Она регулярно транслировалась по телевизору, к которому все буквально «прилипали». В каждой передаче встречались две студенческие команды. Всё было очень остроумно, весело и оригинально. Прошло совсем немного времени, и эта игра с экрана телевизора «шагнула» в жизнь. КВНы проводились везде – на предприятиях, в домах отдыха, в пионерских лагерях, школах. Помню, в 7-ом классе я тоже принимал участие в команде КВН нашей школы. Игра проходила во Дворце пионеров. Соревновались мы с другой школой. Детали этой встречи я уже не помню, но до сих пор в памяти осело, как я, выпучив глаза, истошным голосом кричал со сцены: «Лейся песня! Звонче голос! Рвите ценный конский волос!». При чем здесь конский волос я уже не помню, но, наверное, это как-то вписывалось в канву сценария сюжета игры. Было много болельщиков как с одной, так и с другой стороны. Были плакаты и  «кричалки» в поддержку команд. Одним из самых азартных и переживающих болельщиков была наша Ирина Борисовна. Помню, что мы победили, и я на какое-то время стал даже популярным в школе. В общем, Ирина Борисовна во многом жила одной с нами жизнью.

     А вот личная жизнь её сложилась, видимо, не очень удачно. В нашей памяти она жила без мужа, но имела очаровательного сына Бориса. Боря был младше нас года на четыре. Учился он в той же школе, что и мы, то есть приходил в школу вместе с мамой и уходил вместе с ней. Частенько на переменке он заходил в наш класс и был, таким образом, как бы нашим подопечным.  Особенно любили опекать его девочки (допустим, когда мы учились в восьмом классе, Боря учился в четвёртом и наши девочки на нём отрабатывали проклюнувшиеся материнские инстинкты). Он был черноволосеньким, весьма смышлёным и симпатичным мальчиком. Интересна его судьба, о которой я случайно узнал совсем недавно из телевизионной передачи.

     Оказывается, после школы, Борис Баркас окончил биологический факультет МГУ и даже защитил кандидатскую диссертацию. По профессии он был физик и биолог. С детства Боря увлекался поэзией (возможно влияние мамы) и в возрасте 22 лет (в 1975 году) написал стихотворный текст к ставшей чрезвычайно популярной песне «Арлекино». Эта песня принесла победу Алле  Пугачёвой на международном конкурсе исполнителей «Золотой Орфей». Песня сделала Пугачёву знаменитой, а Бориса Баркас - востребованным среди музыкальных деятелей. Впоследствии он сотрудничал с Аллой Пугачёвой, Тынис Мяги, Валерием Леонтьевым, Александром Градским. Сотрудничал с группами «Машина времени» (Андрея Макаревича), рок-группами «Рок-Ателье», «Автограф», «Весёлые ребята» и другими. На Центральном телевидении Борис работал автором сюжетов детской передачи «Спокойной ночи, малыши» и является «отцом» образа вороны «Каркуши».      По воспоминаниям его друзей, в то время Борис был очень щеголеватым парнем, одевающимся во всё импортное и самое модное. Любил с друзьями провести время в кафе и в престижных домах литераторов, композиторов и т.п.

     Но с началом перестройки Борис оказался невостребованным, и его жизнь дала большой крен. После смерти жены он потерял работу, квартиру, и все документы. Два года буквально жил на улице, утратил связь со многими бывшими друзьями. Сильно злоупотреблял алкоголем. Был своим среди уличных бомжей, питался с ними, выпивал, порой дрался. Неоднократно он попадал в милицию, где его «пинали»  совсем уж не по-детски. Уйдя с улицы, практически до конца жизни, Борис на правах рядового бомжа жил в приюте для беспризорных «Люблино» под Москвой. В приюте никто ничего не знал о прошлом своего соседа. Умер Борис в декабре 2007 года от сердечной недостаточности в возрасте 54-х лет. Вот такие изгибы даёт порой жизнь. А у меня до сих пор стоит в глазах тот черноволосый, симпатичный, улыбчивый мальчик, который на переменках забегал к своей маме – нашей классной руководительнице Ирине Борисовне Баркас и был любимцем нашего класса.   

     Продолжение   http://proza.ru/2018/02/12/212