Роковая женщина Луиза Казати

Алина Алексеева-Маркезин
    Джовани Больдини. Джованни Болдини. Маркиза Луиза Казати со своей борзой, 1908г.Частная коллекция.

           Луиза Казати-урожденная Luisa Adele Rosa Maria Amman( 1881- 1957) — итальянская аристократка, роковая красавица, муза поэтов и художников, покровительница изящных искусств. Графиня (до 1900), маркиза (с 1900).

     Луиза родилась в 1881 году под Миланом в семье графа Альберто Аммана, колоссально разбогатевшего на хлопковых мануфактурах.

         «Хочу стать живым шедевром» — сказала она однажды. И сделала из себя шедевр… Маркиза Казати стала знаменитейшей музой начала прошлого века. Дружбой с этой женщиной гордились вдохновитель и организатор «Русских сезонов» Сергей Дягилев и пианист Артур Рубинштейн, балерина Анна Павлова и модельер Эльза Скьяпарелли, ее портреты писали Джованни Больдини и Пабло Пикассо, костюмы для нее создавали Поль Пуаре и Лев Бакст. Получить приглашение на балы и карнавалы, устраиваемые маркизой в лучших дворцах мира, было делом чести для самых знатных фамилий…

            Луиза ни внешностью, ни сообразительностью в детстве не отличалась. Единственное, что привлекало в девочке, были ее огромные изумрудные глаза, которые она прятала под пышной копной рыжих волос. О том, что судьбу надо брать в свои руки, Луиза поняла очень скоро. В семнадцатый день рождения девушка сама остригла свои роскошные волосы, повергнув все семейство в состояние шока. Зато ее глаза, и до того притягивавшие взоры, казалось, стали еще больше и никого теперь не оставляли равнодушным.
 
      Маркиз Казати стал одной из многочисленных жертв дьявольской, как отмечали все вокруг, красоты Луизы. И единственным, кому она ответила взаимностью. Через год молодые люди поженились.

         В двадцать с небольшим у Луизы была дочь Кристина, несметные капиталы и муж, который по-настоящему увлекался только лишь охотой, лошадьми и гончими собаками. После трех лет брака Луиза встречает писателя Габриеле д’Анунцио, мужчину, который оставался ее верным другом долгие годы и который несмотря на армию других любовниц только Луизу Казати называл женщиной, потрясшей его до глубины души.

         Но главной страстью маркизы Казати всю жизнь была только ОНА сама, ЕЕ собственный облик, самым поразительным в котором были глаза — нечеловечески огромные. Луиза щедро закапывала в них белладонну для расширения зрачков, густо обводила угольно-черным и наклеивала шестисантиметровые ресницы из конского волоса.

       Отношения с мужем вскоре перестают интересовать маркизу. Камило спокойно относится к ее многочисленным увлечениям, посвящая все свое время собакам и лошадям. Однако супруги расстанутся лишь в 1924 году. При этом Казати станет первой католичкой в мире, получившей официальный развод.

     Айседора Дункан в книге «Моя жизнь» вспоминает свой визит на виллу Казати в Риме: Я вошла в вестибюль, отделанный в греческом стиле, и села, ожидая появления маркизы. Внезапно я услышала тираду немыслимо вульгарных выражений, обращенных ко мне. Я огляделась и увидела зеленого попугая. Он сидел на жердочке, не привязанный.
        Я поспешно поднялась и перешла в соседнюю гостиную, решив подождать маркизу там. И вдруг до меня донеслось угрожающее рычание рррр! Передо мной стоял белый бульдог. Он тоже был не на цепи, и я выбежала в соседнюю залу, устланную и увешанную медвежьими шкурами. Здесь я услышала зловещее шипение: в клетке медленно поднималась и шипела на меня огромная кобра.”

         Луиза ночами прогуливалась по набережным Венеции в сопровождении сначала – двух великолепных борзых, черной и белой, в ошейниках, усыпанных бриллиантами, а потом – в сопровождении живого павлина…

      Потом появился гепард и чернокожий слуга с факелом. Главной резиденцией ее любимцев животных, среди которых были также сиамские кошки, дрозды-альбиносы, был венецианский полуразрушенный Палаццо де Леони на Гранд-Канале. А под Париже Луиза купила поместье Palais Rose, где устроила галерею своих портретов.

       О романе Казати и Габриэле д'Аннунцио  судачат все кому не лень, а газеты публикуют карикатуры на тройственный союз Луизы, Камило и Габриэля. Но скандальная слава не только не расстраивает влюбленных, но и, кажется, наоборот, вдохновляет.
      А вскоре о маркизе Казати начинают говорить как и о самой элегантной женщине Европы. Миллионы мужа, проводящего время в конюшне или на псарне, открывают для нее двери лучших портных.

         Во время карнавальной недели в Риме Луиза каждый день появляется в свете в новом наряде, потрясая воображение публики их роскошью и элегантностью. Газеты сменяют гнев на милость, а затем и вовсе переходят на восторженный тон, описывая костюмы маркизы.«В первый вечер маркиза Казати появилась в наряде Сары Бернар. Во второй — в точной копии одеяния византийской императрицы Феодоры. В третий — в платье из белых кружев и черной атласной накидке, отороченной горностаем

         А дальше маркиза обращает свое внимание на обустройство дворцов, на покупки которых супруг не жалеет денег. Первым делом Казати приобретает огромный дом в Риме, интерьер которого оформляет в черно-белой гамме. Белоснежные стены украшали венецианские зеркала, окна — белые бархатные портьеры, пол — мрамор и шкуры белых медведей. «В этом доме хотелось говорить шепотом и ходить на цыпочках, как в церкви», — вспоминала о римском жилище маркизы ее племянница.

     Для Казати не существует мелочей — она муштрует прислугу, объясняя, под каким углом должен бить фонтан в холле, чтобы создавался специальный музыкальный эффект.

      На входе устанавливает двух отлитых из чистого золота газелей. И заводит экзотических животных — черного мастифа Анжелину, признававшего только команды хозяйки, персидских и сиамских котов. Ее главными любимцами становятся черная и белая борзые, расхаживающие по дворцу в серебряных ошейниках, украшенных бриллиантами.

О ПОРТРЕТЕ.

    Первые наброски портрета Казати были сделаны в Венеции. Завершать работу пришлось в Париже, куда маркиза перебралась специально для того, чтобы позировать знаменитому портретисту. Каждое утро она приезжала к нему в студию, облаченная в облегающий туалет от Поля Пуаре из черного атласа, отороченный горностаем. К поясу был приколот букетик шелковых фиалок, а руки маркизы в шелковых перчатках обвивал лиловый шарф. В ногах маркизы сидела черная борзая в серебряном ошейнике.

       Через год портрет был выставлен на парижском салоне. Героиня «Портрета молодой дамы с собакой» становится притчей во языцех. С Казати хочет познакомиться вся Франция. Но она, заплатив художнику 20 000 франков, сумасшедшие по тем временам деньги, уже далеко: в Венеции начинается самая интересная глава ее жизни.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ.

       К сожалению, ее финансы не были также неистощимы, как фантазии. Самая богатая женщина Италии, для которой сама мысль об экономии была неприемлема и оскорбительная, к пятидесяти годам умудрилась не просто потратить все до копейки, но и задолжать 25 миллионов долларов.

  Впрочем, не секунды об этом не жалея. Все ее имущество было конфисковано, легендарные костюмы, бриллианты, портреты — все уходило с молотка. Она перебралась в Лондон к дочери Кристине и внучке Мурии.

         Луиза прожила в Лондоне 25 лет, все эти годы у нее не было ни гроша. Друзья и поклонники выдавали ей крохотные суммы — все равно деньги текли у нее как вода. Иногда она звонила друзьям с возгласом: «У меня есть десять шиллингов — что будем делать? Пропьем или покатаемся на такси?».

        Луиза умерла в возрасте 76 лет, для ее могилы леди Мурия выбрала цитату Шекспира из «Антония и Клеопатры»:

         "НАД НЕЙ НЕ ВЛАСТНЫ ВОЗРАСТ И ПРИВЫЧКА,ЕЁ РАЗНООБРАЗИЮ НЕТ КОНЦА"