Все проходит, только Кино остается!

Николай Сологубовский
http://www.sologubovskiy.ru/articles/6709/

«ВСЕ ПРОХОДИТ! ТОЛЬКО КИНО ОСТАЕТСЯ!»

Фильм «Определенность», «Анастасия» и другие…
Рассказывает Николай Сологубовский


 Как мы снимали фильм «Определённость» и не только…

«Все проходит! Только кино остается!» Лев Николаевич Толстой

   

3 февраля 2018. Иван Преображенский:

Коля!  Может быть, я в чём-то ошибся?  Добавь, пожалуйста, что-нибудь! На этих страницах описано самое для меня дорогое - наши общение и творчество. Именно это я помню из многолетней в общем-то и богатой событиями жизни...

ЖИВИ И ПОМНИ!

ВОСПОМИНАНИЯ ИВАНА АРКАДЬЕВИЧА ПРЕОБРАЖЕНСКОГО:
http://www.sologubovskiy.ru/articles/6708/

4 февраля 2018. Николай Сологуббовский:

Ваня!
Да,  твои слова заставили всё отложить в сторону.
Добавляю свои  воспоминания…
ЖИВУ, ПОТОМУ ЧТО  ПОМНЮ!
               


Воспоминания с кинокамерой в руках

Николай Сологубовский   

Всю жизнь учиться и учиться!

В Институте Восточных Языков  при Московском Государственном Университете у  нас был очень интересный курс, мы называли друг друга  «разночинцами». Этот курс с 1964 го 1970 гг.  Именно студенты этого  курса, да и других курсов и других факультетов МГУ и снимались в фильме «Определенность».  Мы отчаянно спорили!  Я был один из соучредителей дискуссионного клуба «Ориенталь», среди  сторонников «Пражской  весны», убежденным комсомольцем, успевшим побывать и на комсомольских стройках в Сибири и на дальнем Востоке, и на целине тоже.  Бережно храню, с гордостью медаль «За освоение целинных и залежных земель».  Я очень переживал «за Социализм», верил в Коммунизм и спорил со своим  отцом… против ввода танков в Прагу, думая, что  «всё можно решать мирно», «диалогом» и т.д.,  не зная всех этих «закулис», которые   своими ублюдками и бомбежками меня потом ужаснули  в Ливии  и Сирии…
Прага… Помните, события в Чехословакии  августа 1968 года? Что это было: протест народных масс или контрреволюция, замешанная на антисоветизме и антикоммунизме?
И, в результате,   я в Институте  получил ярлык «диссидента», как и другие... Да никакие мы не были диссиденты! В нас просто бурлила кровь наших дедов, которые думали о народе, шли в народ, боролись с помещиками и буржуями за Справедливость! Помните, было такое отчаянное «хождение в народ» в царской России?
Так вот, мы с Ваней Преображенским  и Володей Меркуловым, товарищами по школе № 2, сделали  в 1967-1968 гг.   художественный фильм, сами актерами были, 35 миллиметров формат,  фильм «Определенность», сняли его на киностудии Московского энергетического института. Фильм о  проблемах советской молодежи, о вечном поиске Истины, о  сомнениях и  обретении Смысла Жизни…
Помню, как нависла угроза  моего исключения из ИВЯ за то, что я слишком увлекался политикой и творчеством   (дискуссии в нашем клубе, газета «Ориенталь», киностудия…) в ущерб учебы, и помню беседу наедине с «Черепом», как мы называли нашего Ректора. И Ректор мне поверил! Ведь мы, так называемые «сомневающиеся» и «критикующие»,  хотели нашу страну, Советский Союз,  лучше сделать! Красивее! Добрее! Величественнее! Понимаете?
И никогда не забуду слова  «Черепа» о том, как надо бороться:  «По умному! Добрыми делами!  И своим собственным примером! Учиться, учиться и учиться! Как завещал великий Ленин!»  И ректор мне такой пинок дал, что теперь я всю жизнь учусь!
  В нашем славном ИВЯ мы  вместе с Ваней Преображенским создали киностудию ОРИЕНТАЛ-ФИЛЬМ, снимали «Хронику Института».  Да, надо обязательно снимать хронику жизни, «синема веритэ», потому что когда-нибудь  это будет Хроника Истории. Храним пленки тех лет и последующих … 
Я бы хотел снять фильм  и о Жириновском,  о своем однокурснике,  о его феномене, как из юноши вырос лидер оппозиционной партии, ведь он был моим товарищем, я ему машину покупал, когда он вернулся из турецкой тюрьмы… Учил  его на машине ездить, мы купили   «Запорожца» «с ушами», вместе с девушками гуляли, только под ручку,  в кино ходили…  Теперь Владимир –   в оппозиции,  ездит на «Майбахе»…   И уверяю вас, если я буду снимать, это будет честный фильм.  Мой фильм!   У нас    даже кинопленки сохранились, на которых он запечатлен студентом…
 
Фильм «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»

Но до «ИНСТИТУТА»  был еще один фильм, который мы сделали с Ваней.
В 1963 году после окончания Второй школы  из нашего класса все поступали в высшие учебные заведения. Кроме двух, Володи Шлякова и Коли Сологубовского, которые – «нас позвала молодость! -  уехали на стройки  Комсомола.
Так я оказался    в    СМП-158, что на железной дороге в Сибири,. СМП – строительно-монтажный поезд! Потом эту дорогу назвали БАМ! И всю зиму 1963-1964 гг. проработал  разнорабчим и бетонщиком на полустанке Веселый Бор, километров сто на север от Братска, где мы строили дома из деревянного бруса. Веселого там, конечно, было мало… 
Но у меня с собой была кинокамера 8 мм, которую  Ваня, друг мой,  дал мне.  Ну,  так я  и привез оттуда, между прочим,  кадры для  документального  фильма «Железная дорога» - есть такое печальное стихотворение у Некрасова -   и  яркие воспоминания!
До сих пор помню мороз в минус 47 градусов!  Как  на лету замерзал бетон!  Как мы замерзали! Как голодные волки выли под нашими окнами! Как  мы валили красавицы-лиственницы, потому что нам деревянный брус не весь завезли, растащили по дороге...
Но мы работали!  И как работали! Строили светлое Будущее! И мы верили в него! Комсомольцы-добровольцы! Об этом и сделали мы с Ваней  фильм, его второе название «Серебряные рельсы».
И вместе с нами во имя этого Серебряного Будущего  вкалывали  и прокладывали рельсы бывшие зэки! Да, бывшие, которые выходили на свободу  из лагерей, которые были  рядом, в тайге дремучей,  и искали работу. Они мне пели песни про «Бродягу» и   «Славное море Байкал», а я им песни пел Окуджавы про «комиссаров в пыльных шлемах»  и  Визбора про  «лыжи и любовь», они рыдали, вспоминали, рассказывали  про свои сломанные любови,  а я им… помню, пел: «а комсомольская богиня, ах, это, братцы, о другом…» Очень они эту песню любили!
Со мной гитара была неразлучная,  подаренная мне на прощание моими школьными товарищами, Жорой и Ваней, Ирочкой и Эллочкой, другими одноклассниками. Наш одиннадцатый «Гэ» школы номер два в Москве  был очень дружный, у нас такая школа была, прекрасная советская школа… И об этом храним отснятые  фильмы. Да, тогда я написал свой первый рассказ, про Любовь, конечно, он был посвящен Ирочке, которая  была студенткой МИТХТ, и назывался «Проспект, где мы будем встречаться» и был опубликован в газете «Братская правда»…Но это уже другая история…

Фильм «АНАСТАСИЯ». Пролог.

… Как и история о том, как вчерашний комсомолец стал после гибели Советского Союза эмигрантом, «отщепенцем», «изменником», оставшись… в тунисе! Не  сейчас, еще рано вспоминать, «боль от незакрывшихся ран» не прошла. Но есть одна книга, которую, написав, издал  под именем… Кого? Конечно, Вани Преображенского, с его согласия: «Ира! Все будет хорошо!»
… Сегодня вспоминаю, как мы делали кино! Когда в марте 2007 года я встретился в тунисском городе Бизерта  с Анастасией Александровной Ширинской-Манштейн, которая только что пережила  тяжелую болезнь, когда она рассказала мне про руки, увиденные ею, руки, которые звали ее Туда, и другие руки, которые ее не отпускали Отсюда, – у меня есть  нигде не показанная видеозапись ее расссказа, –  когда она сказала, что, видно, не зря она вернулась Сюда, и молча, очень внимательно посмотрела на меня, я понял: «Или сейчас, или...»
И вспомнил слова моей Ирочки, супруги Ирины Николаевны, сказанные много  лет назад: «Сделай фильм про Анастасию Александровну!»
Вы понимаете мое состояние? А что ты самому себе ответишь на  вопрос:  «Если не ты, то кто?»
Об Анастасии Александровне было уже сделано несколько фильмов, в том числе и Никитой Михалковым. Это добрые фильмы, но в них Бабу говорит мало слов,  больше комментариев самих авторов фильмов. А в глазах Бабу я читал: «Я хочу рассказать, а вы должны заснять. Для памяти!»
Через месяц, в апреле  был готов сценарий. Но... Что такое сценарий документального фильма о человеке, которого ты будешь снимать?  Я взял основные моменты из своих магнитофонных и видеозаписей – на любительскую камеру -  ее рассказов. Первая  моя видеокассета была записана 1 апреля 1990 года, когда после тридцати лет отсутствия – два православных Храма, построенные в Тунисе моряками Русской Эскадры, которая ушла из Крыма в 1920 году, были без священника! -  - в Бизерту приехал русский священник, архимандрит Феофан. И дальше – цепочка счастливых совпадений, «странных сближений», по Пушкину, или чудес, как думают мои друзья.
В это время  я работал как исполнительный директор по Тунису  со студией «Элегия» (ЦПШ), с продюсером художественных фильмов Арменом Арутюняном, над фильмом «Апостол». Кстати, этот фильм, как и «АНАСТАСИЯ»,  тоже был  в 2009 году номинирован на НИКУ, высшую премию Российской киноакадемии! Я передаю ему сценарий, он передает сценарий другому продюсеру, Левону Манасяну,  Левон обсуждает его с продюсером Долорес Мелконян. И они сразу решают: надо снимать фильм!  Вы понимаете, что в наше время, когда кино и  деньги...    Есть столько богатых людей, но на что они тратят деньги? «Это не твое дело», слышу справедливый упрек. Да, я никогда не считал чужие деньги, я  хочу сказать о другом. 
Я благодарен Левону и Долорес, что  у них  есть чувство сострадания! Соучастия!  Сопереживания тех трагических событий, которые обрушились на русских людей в двадцатые годы прошлого века! А доброе сердце – это всегда добрый фильм!
Они начали искать режиссера. И –  опять волею судеб! – сценарий попадает в руки Виктора Петровича Лисаковича,  лучшего документалиста России, снявшего уже более ста фильмов, профессора ВГИКа, который  сейчас ВГУК,  я говорю по-старому, ведь я закончил ВГИК, операторский факультет, в 1975 году! Моя  вторая Альма Матер после ИВЯ при МГУ!  Какая у нас была славная группа! Какие были преподаватели: Борис Головня, Анатолий Калошин, Лидия Дыко. И конечно, наш любимый Сергей Медынский! Теперь это Университет кинематографии!
И  Виктор Петрович смотрит первую страницу, кто там автор сценария.... и – о, пути Господни неисповедимы!  – и  спрашивает: «Это какой-такой Н.С.? Который в  Тунисе? Так я  его знаю!» И Виктор Петрович вспоминает, как десять лет назад  – десять! –  он приехал в Тунис на отдых со Славой Вороновым, моим товарищем по мастерской  Анатолия Калошина во ВГИКе, как они  поехали на экскурсию в пунический, вечный, античный Карфаген, а гидом был... Автор сценария!
И Виктор Петрович  сразу сказал: «Буду делать фильм!»  Так, есть продюсеры, есть сценарий, есть режиссер, а снимать кто будет? Начали искать оператора и оборудование. А я в это время продолжал в Бизерте снимать Бабу на любительскую камеру.  Сразу скажу:  надо снимать всегда и везде, на что угодно. Снимать везде, снимать всегда, «до дней последних донца…», снимать – «и никаких гвоздей!» Никогда не знаешь, что произойдет в следующий миг! С каждым из нас! Вдруг  абсолютное затмение? Или солнечный шторм? Или конец света?
Документальное кино  должны, конечно,  делать профессионалы.  Но они имеют право использовать для своего фильма любой отснятый материал. Сейчас даже в художественных фильмах можно увидеть любительские кадры. Все зависит от того, что и кто снят и кто и как это может использовать.
… Честно признаюсь: я услышал  женский голос, который сказал: «Если не ты будешь снимать, то кто?» И по тону в голосе я понял, что этот вопрос был поставлен так: «Ты мужчина или тряпка?»

Фильм «ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ…»

Это  не была авантюрой с моей стороны, я  всегда держал камеру в руках.  С 1962 года! Спасибо огромное Ване Преображенскому.   И  любительской киностудии ЛЮКС, мы ее создали  в нашей любимой московской школе №2. Ваня стал «директором» этой студии и оператором, ему дядя кинокамеру подарил, а я стал «сценаристом» и «режиссером»... и мы сделали первый «триллер» вперемешку с «блокбастером»  под интригующим названием «Любовь сильнее СИ-АЙ-СИ»! С «актерами»- однокласниками! С погонями! С убийствами! Даже с отравлением!Ну, а автором сценария был… сами понимаете…
  Жора,  сейчас  он великий скульптор, академик Георгий Вартанович Франгулян, блестяще сыграл роль советского пионера, который раскусил «американского диверсанта».  Моя будущая жена Ирочка сыграла роль «агента кэжэбэ», Володя Билак – знаменитого советского майора Пронина, а Володя Грибков – матерого «шпиёна» со «страшного Запада».  У нас даже в фильме была фраза, взятая у Грибоедова из его «Горя от ума», но переделанная. Она в фильме звучала так: «Что скажет парторг Марья Алексеевна?»
Помните, как ее грибоедовский персонаж Фамусов произносит в спектакле? «Что скажет княгиня Марья Алексеевна?»  И в 1963 году, в советской школе №2, представьте себе,  – премьера  фильма «Любовь сильнее…», и все смеялись над этой фразой, над «шпиёнами» и «агентами».  И какую веселую реакцию вызвала фраза Фаечки Кукляевой, когда ее героиня, комсомолка, заламывает руки над «опьяневшим» от первой же рюмки водки   «диверсантом», Борей Колесниковым: «Мама! Он – шпион? Да? Но я люблю его!»
Вот такая была атмосфера в советской  школе!

«Странные сближенья»

Ваня  теперь -  академик Иван Аркадьевич Преображенский!  И я стал  академиком Евразийской академии телевидения и радио. Так что всё – и мой путь в кинематограф! –  начинается в школе, школе №2, директором которой был Владимир Федорович Овчинников, который меня… исключил из школы за хулиганство… да, да, на неделю! Я ему так благодарен! За три дня я столько фильмов в кинотеатрах посмотрел! Ведь мои родителям никто (!!!) ничего не сказал, и каждое утро я уходил « в школу», потом встречался с одноклассниками, делал учебные задания…
 Недавно Владимиру Федоровичу присуждено звание Народного учителя России...
Вы знаете, я горжусь Советской Школой! Меня сделали семья, школа и друзья!
Да, кинокамера в руках  была всегда. Какое высокое операторское мастерство давал  тогда ВГИК! Я до сих пор помню фразы Головни, обращенные к нам, который начинал их всегда так: «Деточки!». И далее... говорилось спокойно, но как?  Попробуй после этих слов снять плохо! Это была школа на всю жизнь!
И я всегда говорил, как тот герой из фильма... «Каменоломня – я! Цемент – я!» В смысле – только вперед!  Но... не было    профессиональной камеры! Я обратился к своему сыну Илье и дочери Оле. И сказал им то, что Ирина Николаевна когда-то сказала. А слово Мамы для моих детей – закон! И появилась профессиональная камера SONY, и  с июля 2007 года я продолжил съемки фильма «Анастасия»  вместе с Виктором Петровичем Лисаковичем. 

Фильм «АНАСТАСИЯ». Съемки.

Мы снимали час-два в день. Иногда, видя, что Бабу устала,  останавливали камеру, за что часто получали от нее взбучку. Одну ее такую сердитую фразу мы вставили в фильм:
 «Одно только не говорите: «Бабушка устанет». Бабушка никогда не устанет! Я всю жизнь… Мне пришлось очень много работать!»
ПотомВиктор Петрович уехал в Москву начинать монтаж,  я приезжал к Бабу один еще много раз, снимал по часу в день, не больше, с перерывами на несколько дней. Были важные события в ее жизни: приезд дочерей, внуков, правнуков, разных делегаций и... – какое счастье для Бабу: приход  в Бизерту русского военного корабля «Перекоп»! Ведь в те годы Гражданской войны в России трагедия Крыма началась с Перекопа…
И Бабу  оказалась в окружении красивых русских морских офицеров! Она была очаровательна в свои 95 лет! Зрители видят это в фильме! Потрясающе!

А печальная церемония возложения венков на христианской кладбище… Под звуки «Прощания Славянки» перед братской могилой русских моряков проходят русские моряки… Бабу, уставшая, находит в себе силы и поднимается со стула, а перед ней «бравые матросики» – выражение Бабу! – проходят парадом! Незабываемо! Неповторимо!
Да, интересная деталь: «Перекоп» приходил в Бизерту и раньше, еще под советским флагом, и Бабу была на его борту и рассказывала о Белой гвардии, Врангеле и Русской эскадре…  ученикам-курсантам Морского училища имени Фрунзе! Того Фрунзе, который сражался  в Крыму с Врангелем и предложил ему прекратить кровопролитие и обещал «миром решить»! Врангель подписал приказ об эвакуации русской Белой армии из Крыма в 1920 году и не ответил на послание Фрунзе сложить оружие… Вот такие «странные сближенья»…
И еще хочется рассказать, как мы сняли интервью с мэром Парижа Бертраном Деланоэ. Это же  был очень занятый, трудно доступный человек!   Так вот, Бертран,  который детство провел в Бизерте, ученик Бабу (!!!), заскочил к Бабу на полчаса, в шортах и майке. А мы с  Виктором Петровичем в кустах сидели, буквально! Так вот, значит, сидим! И – Бертран проходит мимо нас, входит в дом -  и мы, как черт из табакерки! –  «Здравствуйте,  русское телевидение!»
Но не тут-то было: Бертран наотрез отказался сниматься. Дальше следует  немая сцена, почти как в «Ревизоре» Гоголя. Только  глаза двигались! Я смотрю на Бабу, она читает в моих глазах роман всей моей любви к ней, она переводит глаза на Бертрана, он получает свою долю любви и тихо говорит: «Ну, Бабу, если только для тебя!» И тут же  в мой адрес говорит фразу, начало которой можно перевести на русский так: «Если вы снимете меня ниже пояса, то...» Далее – междометия.
«Господи, –  отвечаю я ему по-французски. –  Никаких проблем!» И добавляю по-русски то, смысл чего понял только Виктор Петрович: «Снимем без шума и пыли!» Помните эту фразу из фильма «Бриллиантовая рука?
Так было снято это большое и очень важное интервью. В фильм вошло только несколько фраз. Особенно мне дороги вот эти слова мэра Парижа:
«Завет Анастасии Манштейн-Ширинской – делать упор на культуру! И всегда ценить  культуру, ценить то, что делает нас  более интеллигентными и благородными! Культура – это прекрасный  мост между русскими и французами!»
…Я снимал Бабу  очень деликатно. И как она тщательно  готовилась к съемкам! Как одевалась, как прическу делала!   
Главное, что мы решили с Виктором Петровичем: снимать все, что говорит Бабу! Пусть камера работает все время! И досьемка затем того, о чем она говорит: виды  и жители Бизерты, окрестности, храмы, мечети, русские люди.... И работа с кинофотоархивами!
Представьте, какую огромную работу проделал Лисакович с классным монтажером Александром Кузьминым, изучая отснятый мной материал и кадры кинохроники! А я привозил в Москву из Туниса все новые и новые кассеты!
Были и забавные эпизоды... Идет  по Бизерте группа тунисских  детей с воспитателем. Я  включаю камеру и,  ни на что не рассчитывая, спрашиваю детей, по-французски, конечно: «Кто из вас знает Мадам Ширинскую?»   И в ответ – лес детских рук и пение русской песни «Калинки»!  Это было здорово!
И потом незабываемы блиц-интервью с простыми тунисцами на улицах Бизерты. Задавался один и тот же вопрос: «Вы знаете Мадам Ширинскую?» Ни  одного постановочного кадра. Все – живое! И вы поймете, что русский человек, который, где бы он ни был, всегда запоминается Добрыми Делами!
Как говорил Дзига Вертов, великий советский документалист: «жизнь врасплох»! По-французски:  синема верите!
И если кто усомнится в народной, запечатленной нами методом «жизнь врасплох»   поистине народной любви тунисцев к Бабу, которую они называли своим «лучшим преподавателем» и «жемчужиной Бизерты», то я готов показать ему трогательные до слез, печальные  кадры похорон Бабу 24 декабря 2009 года, когда простые тунисцы, окружив могилу Бабу, читали молитву, обращенную к Аллаху!
Они знали, что Бабу  - православная! Но они говорили о ней: это «наша Бабу»! И просили Аллаха быть милосердным!
Во время монтажа к нашей группе присоединился композитор Евгений Ширяев. Какую он сочинил музыку! Насколько она органична  связана со словами Бабу и с тканью монтажа!
И народный художник России Дмитрий Белюкин тоже участвовал в создании фильма.   В фильме есть фрагменты его потрясающей картины «Белая Россия. Исход», которую он закончил в 1994 году. Я увидел  репродукцию этой картины у Бабу в Бизерте, нашел в Интернете, заказал, получил и... опомнился и начал искать автора. Нашел его телефон, позвонил и, слава Богу, сразу добрые слова услышал: «Для фильма об Анастасии Александровне Ширинской, о Русской эскадре? Да, конечно, я вам разрешаю...»
И еще особенно хочу поблагодарить офицеров и матросов корабля «Перекоп», курсантов Морского корпуса  Петра Великого Санкт-Петербургского Военно-морского  института, которые пришли на этом корабле в Бизерту, и  морского офицера Николая Рыжих, который нашел важные для всех нас, современников, слова, обращенные к русским морякам:
«Мы помним эту Эскадру, эскадру державную, несломленную, славную, ушедшую в поход на века…»
И еще веселое: как-то говорю Бабу, что русские моряки ее называют «бабушкой русского флота». Она с улыбкой и искорками в глазах отвечает: «Хорошо, что не назвали «бабушкой русской Революции»…
И вот фильм   сделан! Его  главный вариант – 84 минуты.  Формат «нетелевизионный»!  По Первому каналу был показан, к сожалению,  вариант 52 минуты.   Полный вариант, назовем его фестивальный,   хранится у меня дома в Москве. Почти весь тираж ДВД на русском и с французскими субтитрами уже разошелся. В России, на Украине, во Франции, Тунисе… Французский вариант я сделал в Париже благодаря Наташе Соланж Себаг - ее прадед, полковник Ардатов похоронен в братской могиле в Бизерте, - а также  благодаря Александру Плотто, главному историку Русской эскадры,  и Николаю Тихобразову, который  ведет один из самых интересных сайтов во Франции, посвященный русско-французскому культурному сотрдуничеству: ARTCORUSSE.
Из 40 часов видеорассказов Анастасии Александровны в фильм вошел только один час. Фильм получил высшую кинопремию НИКА Российской киноакадемии. Остальные кадры, как и начатые   фильмы и  написанные сценарии  – ждут свое время… И финансирование!
Конечно,  я очень  поздно, в свои шестьдесят лет, пришел в профессиональное кино. Но не жалею, «не зову, не плачу, все прошло, как с белых яблонь дым... «Осталось одно желание, страстное, неистребимое: сделать новые фильмы, в том числе о Бабу, о Русской Эскадре, о Севастополе, о подвиге русских моряков в Мессине в 1908 году, о  многом другом  и увидеть благодарные глаза зрителей.
Как тогда, когда мы с Ваней показывали наш фильм «ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ».
Как было всегда, когда мы показывали другие НАШИ ФИЛЬМЫ!

«Все проходит! Только кино остается!»

В  фильме Виктора Петровича Лисаковича  «Деньги не валяются» про то, как зародился русский кинематограф, есть словаЛьва Николаевича Толстого, которые меня потрясли своей четкостью и истинностью: «Все проходит! Только кино остается!» Вы можете делать что угодно, жить как угодно, тратить деньги на что угодно, но  все исчезнет! Останутся только произведения искусства!
И среди них, будьте уверены,  как жемчужины будут сверкать и переливаться своими красками, мыслями и чувствами,  документальные фильмы! Свидетельства эпохи! Потому что главный герой документального кино -  это человек, человек добрый и честный, разумный и творческий!  И если я    уйду в мир иной раньше, -  все может быть! -  то все снятое мной найдет другого  человека, назовем его «влюбленным в кино», и этот человек сделает из наших отснятых кадров  новые фильмы.  В которых оживут эпизоды жизни, снятые нами, мысли и чувства. Главное – успеть снять!
Запечатлись, мгновение, ты прекрасно!

Если мужчина и женщина…

Если мужчина и женщина
проходят по улицам,
которые только им и видны,
по окраинным улицам, впадающим
в сумерки, в бриз, в океан тишины,
с древним или современным пейзажем,
 больше похожим на музыку, чем на пейзаж,
 если там, где ступают они, вырастают деревья
и глухая стена начинает сверкать, как витраж,
если лица им вслед поворачиваются,
словно завороженные
звонкой трубой или пестрым шествием фокусников,
окруженных толпой,
если при виде мужчины и женщины
кварталу горластому не до речей:
замирают качалки у дома,
 и падают на мостовую связки ключей,
 и одышки становятся вздохами,
то всё это не оттого ль,
 что любовь
настолько редка,
что увидеть ее —
 словно почувствовать
сладкую боль,
 обмереть,
задохнуться,
загрустить,
не поверить глазам,
словно услышать наречье,
 на котором когда-то разговаривал сам,
 от которого что-то такое
осталось на кончике языка,
что-то на шепот похожее,
на шепоток, шорох замершего шепотка?

 Роберто Фернандес Ретамар
 (перевод П. Грушко)

Вы спросите: а эти стихи…зачем? К чему они здесь?
Эти стихи читает Ваня, наш  положительный лирический герой, одиноко идущий по улицам пустынного  города в фильме «ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ».
В этих  словах  – смысл фильма.
Каждый из авторов фильма и им сочувствующих и принимавших участие в съемках этого фильма жил тогда любовными чувствами и этим размышлением, столь поэтически выраженным кубинским поэтом.
Мы были влюблены – наступала пора принятия решения и в этом!
  Молодость была позади, мы должны были перешагнуть порог и выйти в Большую жизнь! Осознавая и отвечая за свои поступки!
Наступает время, когда Молодому Человеку нужна Определенность!
Каждый в   двадцатилетнем возрасте решает за себя, отвечая на главные вопросы жизни.
И одним из этих вопросов  для нас  был   вопрос об Ответственности! Ответственности  перед   своей подругой, семьей, обществом.
Из «ХАОСА» юности и ее исканий рождалась «ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ».
Вот о чем мы сделали  этот наш   фильм!
Он и сегодня заставляет задуматься!
Поэтому осмелюсь сказать, что затея  создать свою «нетленку», как пишет Ваня в своих воспоминаниях, состоялась.
А если кто хочет это  оспорить, пусть покажет  и расскажет нам  о своей жизни   так же  сокровенно, честно и  ярко, как это сделали мы!
… И гаснет свет, и начинается  чудодействие… 

 
Иван Преображенский

ВОСПОМИНАНИЯ ИВАНА АРКАДЬЕВИЧА ПРЕОБРАЖЕНСКОГО:
http://www.sologubovskiy.ru/articles/6708/




 
Владимир Меркулов


 
Николай Сологубовский

Николай Сологубовский - Первому каналу
https://www.youtube.com/watch?v=SjRUYrsRWX0

Фильм «Анастасия»  в 2010 году был показал по телевидению Севастополя.
https://vimeo.com/49448101
Друзья мои! Послушайте мое вступительное слово!



"Анастасия. Ангел русской эскадры"
https://www.youtube.com/watch?v=dX2RCjB_ME0
Вариант Первого Канала ТВ России.
"Анастасия. Ангел русской эскадры". Документальный фильм. Режиссер Виктор Лисакович. Продюсеры Левон Манасян, Долорес Мелконян.
Автор сценария и оператор  Николай Сологубовский.
 Россия, 2008

Полные версии.
Фильм «Анастасия». Часть первая.
https://www.youtube.com/watch?v=34dF8pADdWQ
https://www.youtube.com/watch?v=GD8wCQowDto

Фильм «Анастасия». Часть вторая
https://www.youtube.com/watch?v=usszIykmNzM
https://www.youtube.com/watch?v=8iuq6G8jv2c

Фильм «Анастасия». Часть третья
https://www.youtube.com/watch?v=e9Uti15vAa4
https://www.youtube.com/watch?v=kNGmyfhtMEQ

Фильм «Анастасия». Часть четвертая
https://www.youtube.com/watch?v=cnLkEubJAlk
https://www.youtube.com/watch?v=u6UClokd4KQ

Анастасия Ширинская. СЕВАСТОПОЛЬ - 1
https://www.youtube.com/watch?v=JuA-SpRi5sY

ANASTASIA CHIRINSKY. SEBASTOPOL - 2
https://www.youtube.com/watch?v=-apD9MtQpj0