Значение имен и названий

Гоша Юджиф 2
Я склоняюсь перед лотосными стопами господа Вигхнэшвары - потомка Умы, причиной разрушения горя, которому служат Махабхуты, у которого лицо слона с большими бивнями и, который употребляет экстракт плодов Джамбу и Капиттха.

(с) Парашара Муни

--

Как обычно, хочу обратить внимание на значение имен и названий, если разбирать их по корням.

Как понятно из текста, под господом Вигхнешварой подразумевается Ганеш. Значение имени Ганеш, при разборе по корням, Идти-Нести(Преодолевать). В связи с этим, мне на ум приходило выражение "Идущий преодолеет", по аналогии с "кто ищет, тот найдет". Но в форме Вигхнешвары смысл, конечно же, интереснее. Здесь добавлены корни Ви и Вара.

Очень часто корнем Ви обозначается некая сила, природа которой может быть разнообразной. Например, в имени господа Вишну Ви является Силой Созидания(Шну). В случае с Вигхнешварой, полагаю, подразумевается Сила (Ви) Движения и Преодоления (ГхНеш).

Корень Вара указывает на то, что то, о чем идет речь, является примером для подражания или путем. Например одно из имен господа Шивы, Ишвара, понимается как Подобный (Иш) Вара (пути) или вольно можно перевести как "достойный подражания". Таким образом, самого Ганеша (Вигхнешвара) следует осознавать не как некоего слоноподобного идола для поклонения, но как некий Путь некой Силы, а художественный образ божества лишь дополняет понимание некоторых аспектов этого пути.

Например, правый бивень поломан неспроста. Он указывает на то, что успешность в делах будет достигнута при активном праническом канале Ида, расположенном с левой стороны, в то время как Пингала (правый практический канал) должен быть "подавлен".

Интересно, что Вигхнешвара является потомком Умы. Полагаю, что современный русский Ум как раз произошел от ведического слова Ума. Ума состоит из двух корней У и МА. МА следует понимать, как источник или вселенную, а вот У, это оказывается краткое упоминание господа Вишну, создателя Вселенной. Таким образом можно перевести Ум (Ума) как "создающий вселенную", а все выражение "Вигхнешвара - потомок Умы" можно вольно трактовать, как "сила возникающая в результате деятельности является следствием представления о мире". Вот почему древние рекомендовали поклоняться не бесчисленному множеству божеств, а верховным божествам (Тримурти - Шива, Брахма, Вишну), потому что "верховное божество" олицетворяет "изначальную силу", в то время, как другие божества, лишь частные случаи действия изначальных сил. В истории с Ганешем изначальной силой является Господь Вишну или УМ, если так проще понимать. Потому Ум нуждается в особом обращении.

И собственно далее рассказывается о том, что Уму подвластны первоэлементы (материя) и если применить правильный подход, а именно Гибкость или "Переменчивость" (дерево Джамбу) и сосредоточение на питающей силе (Капиттха) или на осознании возникающих факторов указывающих на успешный результат, то это (успех в делах) и станет "причиной разрушения горя".

Кстати, даже Парашара Муни, мудрец открывший миру астрологию Джйотиш, по корням понимается, как Предшествующий Окончательной Опоре (Предшествующий Последнему Помощнику) (Парашара) Открывающий (Освобождающий) Проводника (проводящий Дух)(Муни). И если астрология это нечто "предшествующее последнему помощнику", то кто  такой этот "Последний помощник"? А об этом я все никак не соберусь рассказать.

Ом Нама Ити! (Ом имя Сущего!)

24.10.2017