Потомок наместника 1-14

Елистратов
Без даты [добавлено позже]
РИТУАЛ СМЕРТИ. КОНСПЕКТЫ
[Из лекций д.и.н., профессора И.В. Вернера]
После легкого щелчка в полумраке на полотнище экрана появилась голова.
Умиротворённое лицо спящего мужчины. Щелочки закрытых глаз, высокий нос и полное отсутствие подбородка. Гипс, покрытый красной краской с двумя – тремя чёрными поперечными полосами.
-Маска номер один. Она мужская. – В нижнем правом углу вычерчивается профиль профессора Игоря Вернера. – Обращаю ваше внимание, что она даёт некоторое предоставление о внешнем облике и привычках наших предков. Для антропологии и этнографии – это бесценный источник.
(Читать дальше…)

Каждому своё, как говориться. А вот для отдельных студентов бесценным источником времени для сна служили тематические семинары. В особенности - те, которые профессор проводил первой парой. С восьми по половины десятого утра.
Ассистент с кафедры настраивал проектор, а профессор гасил свет.
Вести конспекты в таких условиях сложно. Да и сам Вернер особо на этом не настаивал. Советовал беречь зрение. Вот и берегли, как могли.
Тема семинара сегодня звучит так: «Оглахты VI как эталонный грунтовый могильник таштыкской эпохи»…
-Волосы на фото настоящие. У этой мумии они сохранились.
-Точь-в-точь, как у хохлов. – заметил кто-то из студентов.
Профессор, поправив очки, приблизился к экрану.
-Не могу с вами не согласиться. Судя по всему, мужчины полностью брили виски, частично лоб, возможно, затылок. Действительно, это очень напоминает казацкий оселедец. Впрочем, такой тип причёски характерен был и для древних руссов. Это можно встретить в византийских летописях, где описывается князь Святослав. Но наши «таштыкцы», очевидно, по каким-то особенным, парадным случаям прятали косичку в берестяные футляры. Это хорошо видно на рисунках из Тепсейского склепа. Длинные волосы, собранные на затылке в «хвост».
Снова – легкий щелчок. В проекторе сменилась картинка.
-Маска номер два. Женская.
Гипсово-белое лицо. Закрытые глаза. Ярко очерченная красным линия губ. Истёршиеся следы краски на скулах и носу. От переносицы широким изгибом узор переходит на лоб. Тоже выбритый. Его краска покрывает почти полностью, оставляя несколько белых дорожек, завивающихся в тугие спирали. А верхнюю часть маски обрамляют завитки каштановых с проседью волос.
-Н-да, уж. – слышится с задних рядов.
-Простите? – подслеповато щурясь, профессор Вернер пытается разглядеть в темноте невольного собеседника.
-Красавица.
-По вашим меркам, быть может, и не ахти какая. Но для таштыкской эпохи  она считалась эталоном красоты. Добавлю, что у неё коса заплетена в четыре пряди и была уложена в высокий шиньон, скреплённый костяными булавками. Оцените, как хорошо сохранились эти гипсовые маски. Чтобы не повредить при транспортировке в Москву, учёным пришлось прибегнуть к крайне неприятной процедуре. Маски снимать не стали. Головы просто отделили от тел, перерезав сухожилия и кожу. Вот так, коллеги. – вздохнул Игорь Валентинович и вернулся к кафедре. – Следующий кадр, пожалуйста.
-Гробница. Снимок сделан для эрмитажного музейного каталога. Посему, к большому сожалению, некоторые нюансы погребального обряда не отражает… Включите, свет, пожалуйста. Попрошу вас сделать записи в ваших тетрадях.
Полусонная студенческая аудитория сразу приходит в движение, начинает шуршать конспектами и щелкать кнопками шариковых ручек.
Вернер, опустив глаза, выдерживает паузу и начинает свой рассказ.
-Эту могилу в древности уже вскрывали. Как минимум один раз. Сделали это современники. Вовсе не грабители. Наоборот, соплеменники. Они уложили в гробницу ещё двух покойников, после чего окончательно закрыли её. Создана иллюзия единого или правильнее сказать единовременного погребения.
Заложив руки за спину, профессор уходит к окну.
-Но археологов трудно ввести в заблуждение. Изначально усыпальница сия предназначалась для троих. Взрослый мужчина, ребёнок и «чучело». Некоторые исследователи, впрочем, предпочитают термин «манекен человека». Шили их из кожи, набивали травой. На голове рисовали лицо, рядили в обычную одежду. А для пущего сходства с покойным, прикалывали к темени срезанную косичку. Внутрь зашивали сожженный на костре прах. В общем, стандартный для гунно-сарматского времени ритуал. Щадя чувства особо впечатлительных, я не стану перечислять здесь остальные малоприятные детали обряда, вроде куска кожи, что найден в изголовье у этого «чучела»… - не глядя в нашу сторону, Игорь Валентинович закуривает. Сегодня у профессора отличное настроение. И он не прочь пошутить. «Что вам известно, любезные, о кровавых ритуалах индейцев майя? – часто говорил он в таких случаях. - Носители местных археологических культур оставили их далеко позади. Не верите? И совершенно напрасно. А вы имеете представление о том, хотя бы что такое «парциальное захоронение»?
Немудрено, что некоторые студенты за глаза называли Вернера «местным Стивеном Кингом». Ну, разве, что в отличие от американского «короля ужасов» выдумывать сюжеты для своих страшных историй профессору не приходилось. Их преподносила ему сама наука и археологическая практика…
-Мои коллеги посчитали, что кожу сняли с головы усопшего, прежде чем отправить бренное тело в пламень погребального костра. Уважаемым он, между прочим, номадом был. В иной мир его снарядили в наилучшем виде. Положили лук и стрелы в колчане-саадаке, отороченном дорогим китайским шёлком, узду в полном наборе и плётку-нагайку.
Густые клубы табачного дыма окутывают фигуру профессора, неподвижно застывшего у окна. Зимой в наших краях светает поздно. Так что в эти минуты на улице едва-едва занимается заря. И на сине-розовом фоне Вернер смотрится особенно таинственно и зловеще. Под стать теме своей лекции.
-Вот в таком виде могилу и закопали. И на какое-то время все забыли о ней. С чем была связана процедура подхоронения новых тел, признаться вам, сказать не могу. Ибо на сей счёт у меня имеется своя точка зрения, отличная от тех, что выдвинули мои коллеги-археологи. К сожалению, она ещё не доказана. Поэтому – мы просто придерживаемся фактов.
Могилу снова вскрыли. Аккуратно, дабы не потревожить погребённые уже в ней тела, в усыпальницу опустили два крупных куска берёсты, а на них – ещё одно «чучело» и останки женщины. Вместе с ними в погребении оказалась и вся найденная впоследствии посуда с поминальной тризной.
Вернер ловко отправляет окурок в форточку и возвращается за кафедру.
-Вот здесь передо мной выдержки из отчёта сотрудников кафедры судебной медицины одного из столичных вузов. В их присутствии два-три года назад производился осмотр оглахтинских мумий. Реставраторам понадобилось снять с них верхнюю одежду для починки. Так вот. Цитирую отчёт: «видимых следов насильственной смерти на телах нами не обнаружено. Разрезов и швов нет. Все внутренние органы на месте. Ну, за исключением головного мозга. Его извлекли при помощи отверстия, выбитого в левой височной части черепа. Мумификация тел естественная»… Могу вас просить, коллега, верните на экран, пожалуйста, слайд за номером один. А я тем временем погашу свет. Премного благодарен…
На экране снова появляется знакомая нам мужская маска.