Доброта против обмана

Алексей Раздорский
       Иногда я задумываюсь – есть ли какое-нибудь эффективное средство, позволяющее порядочному человеку защитить себя от широко расставленных лап хитроумных мошенников?  Вспоминаю случаи из собственной практики и делаю вывод – такое средство есть, это обыкновенная доброта, на которую жулики никак не рассчитывают.  Даже если  вы проигнорируете заманчивость сиюминутного дармового заработка и неожиданно для тех, кто вас  хочет «облапошить», ответите на фальшивую просьбу добротой, у вас появится  шанс либо вообще ничего не проиграть, либо отделаться малыми потерями. Приведу для примера пару эпизодов, а читатель пусть судит сам, прав я или нет…
      Возвращаюсь я как-то  домой  привычной дорогой на своей машине. Внезапно меня "подрезает"  блестящая, новенькая на вид «Вольво» с иностранными номерами. Открывается окно со стороны пассажирского сиденья, и улыбающийся человек арабской внешности машет мне рукой и  просит жестом прижаться к обочине.
    Торможу, ко мне подбегает водитель этой иномарки, тоже араб, прилично одетый в костюме и галстуке и на русском языке спрашивает: «Извините, не подскажете,  как проехать на Кутузовский проспект?  Мы - иностранцы, никак не можем найти правильную дорогу».
     Я начинаю объяснять: «Очень просто. Прямо, потом под мост и налево!», но мужчина делает вид, что не понял. Я беру лист бумаги и рисую стрелками маршрут.  Опять  не понимает, но задаёт вопрос:   «А у Вас нет карты?».  Достаю из «бардачка» уже затёртую старенькую карту и показываю маршрут. Он смотрит и говорит:  «Вы знаете, нам ещё далеко ехать, может,  продадите карту? Выручите нас, пожалуйста!», -  и, не дождавшись моего ответа,  вынимает из кармана стодолларовую купюру. Я отвечаю:  «Карта дешёвая, ей цена всего один -  два доллара, поищите мелочь!».  Он открывает кошелёк,   показывает содержимое и делает заманчивое предложение: «У меня купюры только по сто долларов, давайте я куплю у вас карту за десять долларов, а Вы мне дадите  сдачу  девяносто долларов или российскими рублями по курсу».
       Я, ничего не подозревая,  отвечаю:  «С собой всего сотня рублей, на сдачу не наберу!», и,  как бы сжалившись, из чисто добрых побуждений протягиваю ему карту и говорю:  «Ладно, не надо денег, дарю!». Но  к моему удивлению он карту не берёт, возвращается к своей машине и уезжает. Странные люди, подумал я, другой бы ещё и поблагодарил, а эти почему-то уехали, не взяв карту даже даром.
       Через несколько часов я уже забыл про этот эпизод, но вечером включил популярную в те годы - в начале 90-х, передачу «Дорожный патруль» и увидел сюжет о  том, как мошенники «облапошили» десятки  водителей, продавших дорожные карты заезжим «туристам-гастролёрам».  Фокус оказался очень простым – получая стодолларовую бумажку за копеечную  карту, жертва обмана - водитель сдавал сдачу  -  девяносто долларов  или  эквивалентную сумму в рублях. Стодолларовая купюра на самом деле была хорошо выполненной подделкой, поэтому продавец карты оставался с фальшивой бумажкой в руках, а  мошенникам «дарил» на "сдачу"  настоящие доллары или приличную сумму в рублях.
      Всё примитивно, и в то же время умно. Результат стопроцентный. А главное – прилично одетые «джентльмены» на красивой машине не выглядели «прохиндеями», что существенно притупляло бдительность обычного гражданина.  В те годы  мы ещё по старой привычке «встречали людей по одёжке»!  Думаю, что искреннее желание безвозмездно помочь незнакомым людям уберегло меня в тот раз от ощутимой финансовой потери, хотя, будь у меня в кармане требуемая сумма, я, может быть,  покусился бы на лёгкий заработок, продав рваную  карту по цене дорогого альбома по искусству… А сто долларов тогда равнялись месячной зарплате вполне благополучного человека!
      Прошло совсем немного времени, и опять странный случай. Еду  по Шаболовке, вижу -  у обочины рядом с припаркованной чёрной дорогой иномаркой стоит солидный с виду человек, одетый в стильное чёрное пальто. На голове - красивая шляпа, на шее -  развевающийся на ветру цветастый шарф. Машет рукой, заметив мою машину. Я останавливаюсь, подхожу, он спрашивает:  «Ду ю спик инглиш?».  – «Ес!» – отвечаю,-  «Что у вас за проблема?».
      Рассказывает, что он итальянец. Спешит  в аэропорт, стрелка бензина на нуле, а  российских денег нет. Была валюта, но девушка «лёгкого поведения» всё прихватила и сбежала. Сам он модельер, у него с собой коллекция элитной одежды на десятки тысяч долларов, но он, оказавшись в такой трудной ситуации, готов продать мне все вещи всего за тысячу долларов, лишь бы скорее улететь в родную Италию.  Открывает багажник и показывает пиджаки и платья с иностранными наклейками.
      Я сам не был «модником», о брендах только слышал, но в них не разбирался, поэтому отнесся к его предложению с подозрением.   Но чисто по-человечески, всё же чуточку веря рассказу "обманутого модельера" и  желая помочь незнакомцу,  достаю из кармана небольшую сумму денег - литров на десять бензина, а тогда он был дешёвым, кратко объясняю, где заправка и уезжаю, несмотря на то, что мужик ни за что не хотел меня отпускать и всячески стремился впихнуть мне свои "элитные тряпки". Пытался даже открыть мою машину и положить в неё что-то «модное» в подарок!  Еле  от него отвязался… 
      Через некоторое время в одной из передач про криминал узнаю, что таких «модников», «впаривающих» под видом дорогих коллекций дешёвые подделки, развелось очень много. Большое количество пострадавших и никаких концов…   
      Какие же они тонкие психологи эти  профессиональные мошенники! Хорошо продуманные сценарии, в роли вживаются, как маститые актёры. Стоит только "клюнуть" на заманчивое предложение, покуситься на лёгкую, но сомнительную выгоду, и ты – в «пролёте».  Говорят – доброта спасёт мир. А я добавлю – доброта спасает и от обмана!