Митрополит Арсений Стадницкий

Вячеслав Иванович Марченко
День памяти:
28.01/10.02 – день кончины (1936 г.)

Митрополит Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич) родился 22 января 1862 года в селе Комарово Хотинского уезда Бессарабской губернии в семье настоятеля Успенской церкви в Комарове. Мать происходила из молдавского священнического рода Черноуцан.

В 1880  году окончил Кишиневскую Духовную семинарию с отличием. В семинарии считался одним из лучших певцов.

С 1 сентября 1880 года – учитель церковного пения, географии и чистописания в Единецком Духовном училище.

В 1881 году поступил в Киевскую Духовную академию.

В 1885 году, будучи студентом, посетил Афон. Впечатления о своих поездках изложил в «Дневнике студента – паломника на Афон», который был удостоен Макариевской премии.

В 1885 году окончил академию со степенью кандидата Богословия.

В 1885-95 годах – преподаватель древнегреческого языка, затем церковного пения и догматического Богословия в Кишиневской Духовной семинарии. Одновременно состоял редактором «Кишиневских епархиальных ведомостей», причем им лично было написано для этого издания около ста различных статей и заметок, преимущественно церковно-исторического содержания.
В 1895 году удостоен степени магистра Богословия за диссертацию на тему "Гавриил Банулеско-Бодони, Экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский".

В 1895 году – инспектор Новгородской Духовной семинарии.

30 декабря 1895 года епископом Нарвским Иоанном (Кратировым) в Александро-Невской лавре был пострижен в монашество с именем в честь святителя Арсения Тверского.
31 декабря рукоположен во иеродиакона.
1 января 1896 года – во иеромонаха.
В 1896-м возведен в сан архимандрита.

В 1896-97 годах – ректор Новгородской Духовной семинарии и настоятель монастыря святого Антония Римлянина  в Новгороде.

С 10 января 1897 года – инспектор, ординарный профессор по кафедре Библейской истории Московской Духовной академии.

С 13 марта 1898 года – ректор Московской Духовной академии.
Среди его учеников, сохранивших любовь к своему наставнику на протяжении всей жизни, были будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) и будущий епископ Серпуховский Арсений (Жадановский) – один из исповедников даниловских.

28 февраля 1899 года в храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии, с оставлением в должности ректора академии.
Пользовался в академии большим авторитетом. Важным событием в истории МДА стала паломническая поездка, совершенная в 1900 году группой студентов и преподавателей во главе с владыкой Арсением в Палестину и страны Ближнего Востока. Итогом путешествия стала книга «В стране священных воспоминаний», редактированная и изданная им самим. В книге шестьдесят фотографий, большую часть которых сделал сам Владыка.
Расставаясь с академией в 1903 году, владыка Арсений за прощальной литургией в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры рукоположил иеродиакона Алексия (Симанского) во иеромонаха.

В 1900 году был утвержден в звании почетного члена Киевской Духовной академии.

С 5 декабря 1903 года – епископ Псковский и Порховский.
Создал в епархии школу псаломщиков. Основал церковный музей, в котором хранились ценные рукописи, принадлежности Богослужения и церковная утварь, древние монеты. Для научного исследования, сохранности и пополнения музейной коллекции был образован историко-археологический комитет, устав которого утвердил Святейший Синод. Одной из главных задач комитета стала охрана памятников церковной старины.

В 1904 году защитил диссертацию на степень доктора церковной истории на тему «Исследования и монография по истории Молдавской Церкви». Часть 1-я. «История Молдавской епархии и их святителей со времени основания государства и до наших дней». Этот труд был отмечен королем Румынии, наградившим автора медалью Bene Merente 1-й степени, присуждавшейся за выдающиеся научные труды. Российская Академия Наук удостоила его за эту же диссертацию большой Уваровской премии.

С 1905 года епископ Арсений – член Учебного Комитета при Святейшем Синоде.
С 16 января 1906 года – исполняющий обязанности председателя Учебного Комитета.
С 6 марта 1906 года – член постоянного действующего при Святейшем Синоде Предсоборного Присутствия. Возглавил в нем отдел церковно-учебных заведений.
31 января 1907 года был избран членом Государственного Совета от монашествующего духовенства. Отстаивал принцип единения власти и Православной Церкви, необходимость сохранения за Православной Церковью статуса государственной. Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном Совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими, как образцы выдающейся импровизации.
Он владел сильным голосом – басом.

16 февраля 1907 года возведен в сан архиепископа.

20 февраля 1907 года освобожден от обязанностей Председателя Учебного Комитета при Святейшем Синоде.

В 1910 году утвержден в звании почетного члена Санкт-Петербургской и Казанской Духовных академий.

С 5 ноября 1910 года – архиепископ Новгородский и Старорусский.
Большое внимание уделял сохранению памятников церковной старины. Стал инициатором начала работ по реставрации собора Ферапонтова монастыря. Принял активное участие в XV Всероссийском археологическом съезде, который проходил в июле-августе 1911 года в Новгороде, и выступил на нем с докладом «О современном состоянии собора Св. Софии в Новгороде». По его инициативе была осуществлена реставрация так называемого «Лихудовского» корпуса в Новгороде (там когда-то размещалось училище, в котором преподавали братья Лихуды). В отреставрированном здании разместилась открытая в 1911 году псаломщицкая школа. В 1912 году в Новгороде был торжественно открыт Арсеньевский епархиальный дом. В нем разместились консистория, училищный и миссионерский советы, библиотека, иконно-книжная лавка, епархиальный церковно-исторический музей, редакция «Новгородских епархиальных ведомостей», гостиница для духовенства.

В 1912-м председательствовал на состоявшемся в Москве первом Всероссийском съезде практических деятелей в борьбе с алкоголизмом.

6 декабря 1912 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
Член Предсоборного Совета.

Архиепископ Арсений был лично знаком и состоял в переписке с Антиохийским Патриархом Григорием IV Хаддадом. В 1913 году принимавший участие в праздновании 300-летия Дома Романовых патриарх Григорий посетил Новгород и 28 апреля возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Симанского) во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии.

В 1913 году в Новгороде по инициативе владыки Арсения открылось церковно-археологическое общество.

Труды Владыки были отмечены орденом святого равноапостольного князя Владимира 3-й степени, орденом Александра Невского, орденом святой Анны 1-й степени, сербским орденом святого Саввы 2-й степени, турецким орденом Меджидие 1-й степени, а также многими дипломами за участие в изучении церковной истории и в духовном просвещении.

В 1917-18 годах он – товарищ председателя Священного Собора Российской Православной Церкви, член Соборного Совета, председатель Отдела о правовом положении Церкви в государстве.
На Соборе был одним из трех кандидатов на Патриарший Престол.
Руководил почти всеми соборными заседаниями после избрания и поставления Патриарха.

28 ноября 1917 года возведен в сан митрополита.

В сентябре 1918 года Поместный Собор завершил свою работу, но митрополит Арсений не мог вернуться в Новгород, поскольку как член Синода должен был находиться возле Патриарха в сложное для Церкви время. Временное управление Новгородской епархией возложил на епископа Тихвинского Алексия (Симанского), который осуществлял руководство епархией и в 1917 году; между архиереями продолжалась активная переписка.
Осенью 1918 года в Новгородской епархии начались аресты и расстрелы духовенства, разорение храмов и монастырей, преобразование их в трудовые коммуны.
К концу 1918 года в Новгородской епархии без суда и следствия были расстреляны епископ Кирилловский священномученик Варсонофий (Лебедев), священномученик Павел Кушников, священномученик Иоанн Иванов, игумения Ферапонтова монастыря преподобномученица Серафима (Сулимова) и другие.

В ноябре 1919 года митрополит Арсений был арестован.
5 января 1920 года выслан из Москвы в Новгород.
Проживал в Новгороде без права выезда.

В феврале 1920 года арестован в Новгороде вместе с епископом Алексием (Симанским) и иными духовными и мирскими лицами по делу "о епархиальном совете". Им было предъявлено обвинение в «противодействии мероприятиям Советской власти, во внесении... дезорганизации в гражданскую жизнь Новгородской губернии, в нарушении Декрета об отделении церкви от государства».
В феврале 1921 года новгородским ревтрибуналом приговорен к пяти годам высылки в Архангельск.
Учитывая амнистию ВЦИК от 6 ноября 1920 года, наказание было определено условным.

2 июля 1922 года приехал в Москву по вызову ГПУ.
В Москве присоединился к архиереям-исповедникам в Свято-Данииловом монастыре.
Его называли «самым строгим архипастырем» Российской Церкви. Эта строгость проявлялась в неуклонной требовательности к выполнению заповедей Христовых духовенством и паствой; но – прежде всего – архипастырь был требователен к самому себе. Тщательно следил за соответствием уставу церковной службы. Выдающийся проповедник и оратор, духовный писатель. Проявлял себя не только мудрым и деятельным пастырем, но и знатоком отечественной истории, активным участником сбережения и изучения наследия предков.
Все знавшие Владыку отмечали его широкий ум, большое образование, могучую волю, честность и прямоту, решительный и непреклонный характер.

Он был привлечен к судебной ответственности в качестве обвиняемого вместе со святым патриархом Тихоном.
С 22 марта 1923 года по 10 января 1924 года содержался в заключении.
Вместе с патриархом Тихоном и митрополитом Арсением под следствием был и ближайший помощник Патриарха архиепископ Никандр (Феноменов).
Патриарху Тихону и привлеченным вместе с ним по делу инкриминировались преступления, предусмотренные 62 и 119 статьями Уголовного Кодекса РСФСР... "участие в организации, действующей с целью свержения завоеваний пролетарской революционной власти путем возбуждения населения к массовым волнениям, неплатежу налогов и др., вплоть до вооруженного восстания; использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти или для возбуждения к сопротивлению ее законам и постановлениям".

15 января 1924-го, почти сразу же после освобождения, владыка Арсений был вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.
Его принуждали перейти к обновленцам, активно сотрудничавшим с большевиками.
Сохранилось описание одной из таких попыток властей. Ужасную роль посредников по делам ГПУ выполняли впавшие в раскол епископы. Архиепископ Евдоким (Мещерский), обновленческий «митрополит», в стенах ГПУ понуждал митрополита Новгородского Арсения перейти в обновленчество. Митрополит Арсений сказал ему, своему бывшему сослуживцу по Московской академии: «Но ведь Вы же знаете, что обновленчество беззаконно». – «Что ж поделать, они требуют», – ответил архиепископ Евдоким, кивая головой на дверь чекиста. Когда митрополит Арсений остался непреклонен, архиепископ Евдоким с гневом сказал ему: «Ну и сгнивайте в тюрьме!» И с этим покинул узника.
28 марта Комиссией НКВД СССР по административным высылкам владыка Арсений был приговорен к трем годам высылки в город Бухару.

В 1924-26 годах проживал в ссылке в городе в Полторацке (ныне Ашхабад).

5 декабря 1925 года по завещанию Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского) на случай своей кончины назначен третьим кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола.

С 1926 года – в Ташкенте.
Формально оставался новгородским архиереем, но епархией до 1933 года управлял его ученик архиепископ Алексий (Симанский) – впоследствии патриарх Алексий I.

28 марта 1927 года по постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ СССР Владыке было разрешено свободное проживание в пределах Средней Азии.

18 мая 1927 года он был включен во Временный Патриарший Священный Синод при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). Находясь в ссылке, не мог принимать участия в работе Синода и имел отрывочные сведения о церковной жизни. И хотя подпись митрополита Арсения стоит под «Декларацией» митрополита Сергия и Синода от 29 июля 1927 года, лично Владыка безбоязненно написал митрополиту Сергию протест против его соглашения с богоборными властями и отрицал всякую возможность компромисса с ними.

С 11 августа 1933 года, после кончины митрополита Ташкентского Никандра (Феноменова), владыка Арсений – митрополит Ташкентский и Туркестанский (Среднеазиатский).
Новгородскую кафедру занял архиепископ Алексий (Симанский).
В связи с закрытием всех храмов Ташкента совершал Богослужения под открытым небом, у кладбищенской часовни иконы Богородицы «Всех скорбящих Радосте». На эти службы стекалось до двадцати тысяч верующих из города и окрестных селений, молящиеся заполняли всю обширную территорию кладбища. Один из ташкентских прихожан того времени Константин Вендланд (впоследствии – митрополит Иоанн) вспоминал: «Незабываемы эти трогательные Богослужения на лоне природы, голубая мантия митрополита, просвечивавшая сквозь листву деревьев, одушевление молящейся толпы, твердость духа архипастыря и верующих, подвергавшихся иногда серьезным испытаниям от проливного дождя или крепких крещенских морозов. Незабываемы вдохновенные проповеди митрополита Арсения, приковывавшие к себе внимание народа».

9 мая 1934 года он был награжден правом ношения двух панагий.
30 сентября 1935-го – правом предношения креста.

Был духовным наставником архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) и умер на его руках в ташкентской больнице. Предчувствуя свою кончину, просил положить его в простом, необитом гробу, на могилу положить живые цветы, которые очень любил.
10 февраля 1936 года преставился ко Богу.
Место захоронения: Ташкент, Александро-Невское кладбище, около могилы митрополита Никандра (Феноменова).

Литература:
1. Голубцов С.А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода. Т. II. "Кафедры и личный состав Академии". Ч. 4 "Сотрудники Академии в 1901-1919 гг". Архив ПСТБИ. Машинопись.
2. Голубцов С.А., протодиак. Мученики и исповедники из корпорации Московской Духовной Академии начала ХХ века, пострадавшие от безбожной власти в 1920-1930-х годах. Архив ПСТБИ. Машинопись.
3. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 1. С. 392-399.
4. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 842-843, 964.
5. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 1. С.148-149.
6. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч. 2. С. 281.
7. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918 г. Т. 1. С. 62.
8. Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917
год. Пг., 1917. 384 с. С. 74-75.
9. Петров М.Н. Крест под молотом/ Науч. ред. В.Л.Янин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 2000. 446 с. С. 4, 8-11, 17-18, 24-25, 46, 54, 57-59, 62, 67, 72, 90-92, 118, 120-121, 125-128, 130-131, 133-139, 192, 203, 205, 210-211, 238, 271, 318, 367.
10. http://www.msdm.ru
11. http://pstbi.ru
12. http://www.pravenc.ru

Документы:
ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.74.