Философия Древнего Востока. Вопросы для экзамена

Максим Гуреев
                Вопросы к экзамену по дисциплине «Философия древнего Востока».

1. Актуальность изучения философии Древнего Востока в современном социокультурном контексте.

2. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада.

3. Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике.

4. Древний Восток как парадигма мышления. Интегративные характеристики древневосточных культур.

5. Религиозно-философские учения Древнего Востока. Общая характеристика.

6. Этическая компонента философии Древнего Востока. Добро и зло как смыслополагающие категории мировоззрения.

7. Понятие древности и его интерпретации в философии Востока.

8. Проблема передачи философских знаний в древнем мире. Восточная специфика.

9. Взаимоотношения элиты и массы как одна из социально-философских проблем Древнего Востока.

10. Космогонические мифы и их роль в философии Древнего Востока.

11. Философские воззрения древних египтян. Общая характеристика.

12. Философская мысль древнего Египта о материальной первооснове мира.

13. Философский скептицизм древнего Египта.

14. Смерть и бессмертие как основные философские проблемы древних Египта и Месопотамии.

15. «Книга мёртвых» как философский источник. Аналогия египетской и тибетской версий.

16. Философские взгляды жителей древней Месопотамии.

17. Религиозно-философские особенности зороастризма.

18. Религиозно-философские течения древней Индии.

19. Ведийская мифология как протофилософия.

20. «Веды» как религиозно-философский источник. Обзор основных книг.

21. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории (неортодоксальные системы: буддизм и джайнизм; шесть наиболее влиятельных классических ортодоксальных систем это – нъяйя и вайшешика, санкхъя и йога, веданта и миманса).

22. Философские искания Сиддхартхи Гаутамы. Выбор «срединного пути».

23. Буддизм как диалектика традиционализма и критического подхода к социальной реальности.

24. Учение о 4-х «благородных истинах» буддизма.

25. Буддийская концепция нирваны.

26. Понятия «кармы» и «сансары» в буддизме.

27. «Три учения» (сань цзяо) древнего Китая, их общие и специфические черты (буддизм, даосизм, конфуцианство).

28. Шесть основных философских школ Древнего Китая (конфуцианство, моизм, школа Закона (легизм), даосизм, школа «Инь-Ян» (натурфилософы), школа имён).

29. Не-деяние (у-вэй) как философская категория даосов.

30. «Книга Пути и Благодати» («Дао Дэ Цзин»). Анализ источника.

31. «Философия Пути» в китайском искусстве.

32. Взаимодействие начал Инь и Ян. Идея Великого Предела – Тайцзи.

33. Концепция бессмертия у даосов.

34. Философское значение древнекитайской «И-цзин» (Книги Перемен).

35. Этическая проблематика Конфуция. Общая характеристика.

36. «Беседы и суждения» («Лунь юй») Конфуция как памятник древнекитайской философии. Структура, основные темы и идеи произведения.

37. Идеологическая полемика конфуцианства и легизма.

38. Специфика идеологических построений Школы Закона. Общая характеристика.

39. Идеи основных представителей легизма: Шэнь Бухай, Гуань Чжун, Шан Ян, Вэй Ляо-цзы. Общие и специфические черты.

40. Роль и значение неоконфуцианства в китайской культуре. Идеи «пятерых учителей эпохи Сун» (Чжоу Дуньи, Шао Юн, Чжан Цзай, Чэн Хао и Чэн И) и их дальнейшее развитие.

41. Влияние древнекитайской философии на культуры Кореи, Вьетнама и Японии.

42. Личность Бодхидхармы и её значение для восточной философии.

43. Дзэн как практическая философия духа. Основные характеристики Учения.

44. Культурная преемственность философских идей в странах Юго-Восточной Азии.

45. Влияние дзэн-буддизма на традиционные культуры Востока и инновационные культуры Запада.

46. Философские идеи японского синтоизма.

47. «Кодзики» и «Нихонги» как философско-мифологические источники.

48. «Общество и личность» как социально-философская проблема древневосточных культур. «Политика забивания гвоздей».

49. Проблема восточного этноцентризма. Анализ на основе первоисточников.

50. Диалектика религии и философии на Востоке. Союз интуиции и логики.