Фрагмент учебно-методического комплекса М.В. Гуреева
"История Зарубежной Философии: Философия Древнего Востока" (2011).
Раздел 1. Философия Древнего Востока в современном социокультурном пространстве.
1.1. Философия Древнего Востока: научная концептуализация, основные координаты, функции и сущностные характеристики.
1.2. Актуальность изучения философии Древнего Востока в современном социокультурном контексте.
1.3. Преемственность восточных философских идей и концепций: от древности до современности. Общая характеристика.
Раздел 2. Диалектика «Восток – Запад». Дифференциация философских построений древности.
2.1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада.
2.2. Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике.
2.3. Специфика формирования философских школ и направлений Востока и Запада. Проблема преемственности философских знаний.
2.4. «Общество и личность» как социально-философская проблема древневосточных культур. «Политика забивания гвоздей».
2.5. Проблема восточного и западного этноцентризма. Анализ на основе первоисточников.
2.6. Диалектика религии и философии на Востоке. Союз интуиции и логики.
Раздел 3. Древний Восток как парадигма философского мышления. Интегративные характеристики древневосточных культур.
3.1. Понятие древности и его интерпретации в философии Востока.
3.2. Исторические типы восточных обществ, схожесть их философем.
3.3. Проблема передачи философских знаний в древнем мире. Восточная специфика.
3.4. Космогонические мифы и их роль в философии Древнего Востока.
3.5. Религиозно-философские учения Древнего Востока. Общая характеристика.
3.6. Этическая компонента философии Древнего Востока. Добро и зло как смыслополагающие категории мировоззрения.
3.7. Взаимоотношения элиты и массы как одна из социально-философских проблем Древнего Востока.
Раздел 4. Религиозно-философские идеи древних Египта и Месопотамии.
4.1. Философские воззрения древних египтян. Общая характеристика.
4.2. Философская мысль древнего Египта о материальной первооснове мира.
4.3. Философский скептицизм древнего Египта.
4.4. Смерть и бессмертие как основные философские проблемы древних Египта и Месопотамии.
4.5. «Книга мёртвых» как философский источник. Аналогия египетской и тибетской версий.
4.6. Мифологическое мышление и философские взгляды жителей древней Месопотамии.
4.7. Религиозно-философские особенности зороастризма.
Раздел 5. Религиозно-философские течения древней Индии.
5.1. Ведийская мифология как протофилософия.
5.2. «Веды» как религиозно-философский источник. Обзор основных книг.
5.3. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.
5.4. Философские искания Сиддхартхи Гаутамы. Выбор «срединного пути».
Раздел 6. Буддизм как диалектика традиционализма и критического подхода к социальной реальности.
6.1. Учение о 4-х «благородных истинах» буддизма.
6.2. Буддийская концепция нирваны.
6.3. Понятия «кармы» и «сансары» в буддизме.
6.4. Дзэн как практическая философия духа. Основные характеристики Учения.
Раздел 7. Философские школы Древнего Китая.
7.1. «Три учения» (сань цзяо) древнего Китая, их общие и специфические черты (буддизм, даосизм, конфуцианство).
7.2. Шесть основных философских школ Древнего Китая (конфуцианство, моизм, школа Закона (легизм), даосизм, школа «Инь-Ян» (натурфилософы), школа имён).
7.3. Рукописи мудрецов в контексте связи времён.
Раздел 8. Даосизм и его принципиальное значение для древнекитайской философии.
8.1. Не-деяние (у-вэй) как смыслополагающая категория даосов.
8.2. Взаимодействие начал Инь и Ян. Идея Великого Предела – Тайцзи.
8.3. «Книга Пути и Благодати» («Дао Дэ Цзин»). Анализ первоисточника.
8.4. Концепция бессмертия у даосов.
8.5. Философское значение древнекитайской «И-цзин» (Книги Перемен).
8.6. «Философия Пути» в китайском искусстве.
Раздел 9. Мораль и право в древнекитайской философии: линии схождения и расхождения.
9.1. Этическая проблематика Конфуция. Общая характеристика.
9.2. «Беседы и суждения» («Лунь юй») Конфуция как памятник древнекитайской философии. Структура, основные темы и идеи произведения.
9.3. Специфика идеологических построений Школы Закона. Общая характеристика.
9.4. Идеи основных представителей легизма: Шэнь Бухай, Гуань Чжун, Шан Ян, Вэй Ляо-цзы. Общие и специфические черты.
9.5. Идеологическая полемика конфуцианства и легизма.
9.6. Роль и значение неоконфуцианства в китайской культуре. Идеи «пятерых учителей эпохи Сун» (Чжоу Дуньи, Шао Юн, Чжан Цзай, Чэн Хао и Чэн И) и их дальнейшее развитие.
Раздел 10. Роль межкультурных коммуникаций в развитии древневосточной философии.
10.1. Личность Бодхидхармы и её значение для восточной философии: от древности до современности.
10.2. Влияние дзэн-буддизма на традиционные культуры Востока и инновационные культуры Запада.
10.3. Влияние древнекитайской философии на культуры Кореи, Вьетнама и Японии.
10.4. Культурная преемственность философских идей в странах Юго-Восточной Азии.