Философия Древнего Востока. Содержание курса

Максим Гуреев
Фрагмент учебно-методического комплекса М.В. Гуреева
"История Зарубежной Философии: Философия Древнего Востока" (2011).


     Раздел 1. Философия Древнего Востока в современном социокультурном пространстве.

1.1. Философия Древнего Востока: научная концептуализация, основные координаты, функции и сущностные характеристики.

1.2. Актуальность изучения философии Древнего Востока в современном социокультурном контексте.

1.3. Преемственность восточных философских идей и концепций: от древности до современности. Общая характеристика.



     Раздел 2. Диалектика «Восток – Запад». Дифференциация философских построений древности.

2.1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада.

2.2. Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике.

2.3. Специфика формирования философских школ и направлений Востока и Запада. Проблема преемственности философских знаний.

2.4. «Общество и личность» как социально-философская проблема древневосточных культур. «Политика забивания гвоздей».

2.5. Проблема восточного и западного этноцентризма. Анализ на основе первоисточников.

2.6. Диалектика религии и философии на Востоке. Союз интуиции и логики.



     Раздел 3. Древний Восток как парадигма философского мышления. Интегративные характеристики древневосточных культур.

3.1. Понятие древности и его интерпретации в философии Востока.

3.2. Исторические типы восточных обществ, схожесть их философем.

3.3. Проблема передачи философских знаний в древнем мире. Восточная специфика.

3.4. Космогонические мифы и их роль в философии Древнего Востока.

3.5. Религиозно-философские учения Древнего Востока. Общая характеристика.

3.6. Этическая компонента философии Древнего Востока. Добро и зло как смыслополагающие категории мировоззрения.

3.7. Взаимоотношения элиты и массы как одна из социально-философских проблем Древнего Востока.



     Раздел 4. Религиозно-философские идеи древних Египта и Месопотамии.

4.1. Философские воззрения древних египтян. Общая характеристика.

4.2. Философская мысль древнего Египта о материальной первооснове мира.

4.3. Философский скептицизм древнего Египта.

4.4. Смерть и бессмертие как основные философские проблемы древних Египта и Месопотамии.

4.5. «Книга мёртвых» как философский источник. Аналогия египетской и тибетской версий.

4.6. Мифологическое мышление и философские взгляды жителей древней Месопотамии.

4.7. Религиозно-философские особенности зороастризма.



     Раздел 5. Религиозно-философские течения древней Индии.

5.1. Ведийская мифология как протофилософия.

5.2. «Веды» как религиозно-философский источник. Обзор основных книг.

5.3. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.

5.4. Философские искания Сиддхартхи Гаутамы. Выбор «срединного пути».



     Раздел 6. Буддизм как диалектика традиционализма и критического подхода к социальной реальности. 

6.1. Учение о 4-х «благородных истинах» буддизма.

6.2. Буддийская концепция нирваны.

6.3. Понятия «кармы» и «сансары» в буддизме.

6.4. Дзэн как практическая философия духа. Основные характеристики Учения.



     Раздел 7. Философские школы Древнего Китая. 

7.1. «Три учения» (сань цзяо) древнего Китая, их общие и специфические черты (буддизм, даосизм, конфуцианство).

7.2. Шесть основных философских школ Древнего Китая (конфуцианство, моизм, школа Закона (легизм), даосизм, школа «Инь-Ян» (натурфилософы), школа имён).

7.3. Рукописи мудрецов в контексте связи времён.



     Раздел 8. Даосизм и его принципиальное значение для древнекитайской философии.

8.1. Не-деяние (у-вэй) как смыслополагающая категория даосов.

8.2. Взаимодействие начал Инь и Ян. Идея Великого Предела – Тайцзи.

8.3. «Книга Пути и Благодати» («Дао Дэ Цзин»). Анализ первоисточника.

8.4. Концепция бессмертия у даосов.

8.5. Философское значение древнекитайской «И-цзин» (Книги Перемен).

8.6. «Философия Пути» в китайском искусстве.



     Раздел 9. Мораль и право в древнекитайской философии: линии схождения и расхождения.

9.1. Этическая проблематика Конфуция. Общая характеристика.

9.2. «Беседы и суждения» («Лунь юй») Конфуция как памятник древнекитайской философии. Структура, основные темы и идеи произведения.

9.3. Специфика идеологических построений Школы Закона. Общая характеристика.

9.4. Идеи основных представителей легизма: Шэнь Бухай, Гуань Чжун, Шан Ян, Вэй Ляо-цзы. Общие и специфические черты.

9.5. Идеологическая полемика конфуцианства и легизма.

9.6. Роль и значение неоконфуцианства в китайской культуре. Идеи «пятерых учителей эпохи Сун» (Чжоу Дуньи, Шао Юн, Чжан Цзай, Чэн Хао и Чэн И) и их дальнейшее развитие.



      Раздел 10. Роль межкультурных коммуникаций в развитии древневосточной философии.

10.1. Личность Бодхидхармы и её значение для восточной философии: от древности до современности.

10.2. Влияние дзэн-буддизма на традиционные культуры Востока и инновационные культуры Запада.

10.3. Влияние древнекитайской философии на культуры Кореи, Вьетнама и Японии.

10.4. Культурная преемственность философских идей в странах Юго-Восточной Азии.