В носках по тайге

Николай Руденец
        Наступила пора сбора брусники. Но в том году во многих местах  весенние заморозки прошлись по цветущему брусничнику и цвет опал. Мои знакомые  бросились на поиски этой ценной ягоды в другие районы, мы же с женой и малолетним сыном решили  поискать ее на «своей плантации», где брусничник сплошным ковром покрывал гористый распадок. Заморозки  часто обходили его стороной.
      Однако и там нас ждало разочарование - лишь кое-где  на кустиках виднелись ягодки. Я же  придерживаюсь принципа:  лучше потратить время на поиски хорошего места, чем собирать по ягодке.   В начале наших семейных выездов в тайгу жена пыталась обуздать меня, но потом смирилась и стала отпускать на поиски лучшей доли.  Убедившись, что урожай не по мне, я привычно сказал:
    - Вы тут  хозяйничайте, а я на разведку…
    Но жена решительно возразила:
    - Нет! Я боюсь! Вдруг опят  зверь появится?!
    - Не было никакого зверя! - попытался я ее успокоить, помня об испуге, который она  испытала  в предыдущей  поездке. Тогда мы  собирали грибы. Не успел я отойти от супруги и ста метров, как послышался ее зов.  Я бегом назад:
   - Что случилось?! 
   - Там кто-то есть! -  с испугом показала она  на противоположную сторону распадка, заросшую порослью. Я всмотрелся, но ничего не увидел и предположил:
   - Тебе показалось…
   - Ты, что,  за дуру меня принимаешь?! Я отчетливо видела, как  качались верхушки!
     Может, мне и удалось бы переубедить  супругу, если бы перед поездкой сосед не подлил масло в огонь. Он  пересказал услышанную в гаражном кооперативе историю о мужике, которого  во время сбора ягоды лось загнал на дерево. Потом долго и с яростью сохатый бодал  дерево и рыл копытами землю вокруг  - видимо,  хотел стряхнуть и расправиться  с  «соперником», посмевшим вторгнуться на его территорию. Такие случаи бывают во время гона  лосей.
    Как только я не старался, но вырваться из «плена» жены мне не удавалось! И тут меня осенило:
    - Чтобы придать тебе уверенность в том, что далеко не уйду, я разуюсь и в носках разведаю только соседний распадок!  Если там такая же ягода, то сразу же  вернусь. А если  хорошая, то быстро наберу ведро и мы пораньше вернемся домой.
    Жена подумала и согласилась.
    В соседнем распадке, брусника вообще вымерзла. Пришлось перейти еще в один. Сухие ветки и острые камешки, замаскированные в брусничнике, часто наносили мне чувствительные  уколы. Однако за терпение я  был вознагражден: у подножья  скалы пригрелась поляна с рясной, вызревшей до  цвета бордо, брусникой!
    Пока  собирал ягоды, темные тучи затянули небо и замаскировали солнце. Приняв светлый просвет среди туч за местонахождение светила, я сориентировался по нему и  преодолел некоторое расстояние в ложном направлении. Но потом  понял, что заблудился. Оставалось одно: подняться на возвышенность и ждать «сирены» жены.
    Вскоре она послышалась, и я поразился, что «возвращался» в противоположном направлении. Кстати, впоследствии мне не раз приходилось наблюдать обманувшее меня явление: в небе, затянутом тучами, более ярким было свечение с противоположной стороны солнца. 
    Жена отчитала меня  за долгое отсутствие. Я же, показав свой «трофей», сказал:
    - Победителей не судят!  Вы и полведра не насобирали, а я  – ведро, да какой!
    Жена и сын с восхищением  стали пробовать спелую бруснику, а я с трудом втиснул исколотые ноги  в ботинки.  И больше никогда  в тайге не  расставался со своей  обувью