История Тамани часть 46

Николай Мринский
Покровский храм заснят с северо-восточного направления. Цветёт миндаль.

В числе ценного народного достояния под госохрану попадает и Таманская церковь Покрова. По-иному сложилась судьба белокаменного таманского храма Вознесения Господня, который украшал прибрежную часть станицы на протяжении более полувека. В России оставалось в силе указание В. Ленина от 1 мая 1919 г. № 13666/2 «О борьбе с попами и религией». Опираясь на него и, считая церковь одним из основных препятствий на пути коллективизации сельского хозяйства, большевики целенаправленно осуществляли антицерковную политику. Они разрушали и грабили храмы, закрывали и оскверняли их, превращая в склады, конюшни, хранилища для овощей и зерна и т. п. К 1929 г. были закрыты все монастыри, а к концу 1930 г. - 80 процентов всех сельских храмов страны. С особой силой антицерковный террор разразился после 1932 г. Тогда декретом правительства была объявлена «безбожная пятилетка», поставившая ясную цель: к 1 мая 1937 г. «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Безудержное разрушение огромного числа храмов - большей частью уникальных памятников истории нашей страны привело к тому, что к началу войны действовало не более 150 церквей. Для сравнения - в 1918 г. в России было 80 тыс. православных храмов, из них 667 храмов и 3 монастыря - на территории Кубанской обл. В 30 гг. XX столетия, следуя указанию Москвы с новой силой продолжилось "наступление на религию". Повсеместно были созданы взрывные бригады по разрушению церквей и в это время краевые власти приглашают архитектора Мальгерба принять участие в этом "общенародном деле".

Иван Клементьевич официальное предложение воспринял, как горькую насмешку судьбы: ведь кубанцы знали его как замечательного строителя Божьих храмов. И вот теперь его призывали разрушать то, что он старательно и любовно строил собственными руками!.. С того времени, как у Церкви отобрали функции регистрации рождений, браков и смертей, как стала усиливаться новая власть и ужесточаться антирелигиозный прессинг, культовые учреждения постепенно оставляют ведущую роль в общественной жизни. Имевшие место в СССР процессы 30-х гг. по раскулачиванию, расказачиванию и уничтожению храмов коснулись и Таманского п-ова. С пристрастием исполняли приказания из Центра секретарь Темрюкского РК ВКП (б) Голубцов и председатель РИК Павленко по уничтожению церквей в станицах. Исчезали священники, разграблению подвергалась церковная утварь и ценности. Даже день разрушения того или иного храма зачастую объявлялся праздником, и охваченные безумием люди жгли иконы, священные книги, сбивали кресты и купола, сбрасывали церковные колокола. Жители Тамани, около 9 тыс. чел., продолжало посещать богослужения в старом храме. Со времён посещения "городишка" Лермонтовым, станица почти не менялась. Строительство достигло видимых результатов в 1967-1980 гг., когда были благоустроены центр, район конторы совхоза "Южный", скульптурно оформлены наиболее значимые исторические места, главным образом связанные с ВОВ. Внешний вид храма также не изменился до сего времени, не считая работ по его благоустройству.

Не стало лишь колоколов, отлитых из казацких пушек и каменной ограды. В период войны колокола переплавили на нужды фронта. Камень ограды немцы вывезли за пределы станицы, на строительство взлётно-посадочной полосы. Но в дни оккупации церковь была открыта. Сюда по-прежнему приходили молиться и в горе, и в радости, скорбя о потерях и бедах, возносили благодарственные молебны. Только главный колокол, отлитый ещё из запорожских пушек, был станичниками снят в 1941 г., и закопан в землю, но после войны, его так и не нашли. Видимо те, кто хотел сохранить реликвию - погибли. Немецкие захватчики тоже искали церковный колокол, но не смогли обнаружить. Продолжая историю Свято-Покровского храма нельзя не отметить, что и в послевоенные годы у него также имелись свои сложности. Молодёжь на богослужения почти не приходила. Станица жила отдельной от церкви жизнью. Практически церковь Покрова представляла здание, демонстрируемое экскурсантам, как памятник архитектуры ХVIII в., хотя богослужения в храме проводились. Часто менялись священники, количество прихожан увеличивалось лишь по большим праздникам. Внешний и внутренний вид поддерживался текущим косметическим ремонтом. Колокола были установлены, но не радовали мелодичным звоном, сиротливо поглядывая со своего монументального пьедестала. Перемена общественных формаций после 1990 г., обрушившиеся на народ непомерные трудности и, в то же время, снятие запретов на вероисповедание всколыхнули сердца людей. И, как часто бывает, люди вспомнили о Боге, повернулись лицом к Нему и молодые.

Надо отметить, бросающиеся в глаза изменения, произошедшие в приходе с прибытием в него священника Виктора (Колмык) в 1996 г. Он прошёл обучение в духовной семинарии г. Одессы. Стараниями пастыря для прихожан были созданы хорошие условия. В храме теперь работает отопление, выполнен ремонт, благоустроена территория, регулярно производится побелка и приводятся в порядок надгробия в церковном дворе. Как только переступаешь порог решётчатой ограды, тебя встречает степенность и торжественность, охватывает благоговение перед стоящим в живописной зелени деревьев белокаменным храмом с колоннадой и портиком. Мягкая сочная травка, аккуратно подстриженная, чуть колышется у основания долголетних величественных стволов листовых великанов. Великолепные цветники церковного подворья радуют глаз. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 Ансамбль церкви и звонница (1793-1911) были поставлены на госохрану и получили статус памятников архитектуры. Монументальная колокольня, обновлённая ремонтом, с новым золотым куполом, стоит рядом со входом в храм. Много трудов и сил положил настоятель, протоиерей о. Виктор, чтобы старинная казачья святыня вновь разливала мелодичные призывные звоны колоколов. Строго по старинным рецептам русского православия, гарантирующим ясное, чистое звучание, медные колокола были отлиты в г. Воронеже и привезены в Тамань 19 июня 2001 г. О. Виктор сам ездил на завод-изготовитель, молился в городских церквах Воронежа, Задонска, прикладывался к мощам Святителя Митрофана епископа Воронежского, Святителя Тихона Задонского Чудотворца и Богоугодное дело свершилось.

Играющие солнечным блеском колокола с церковной гравировкой гармонично вписались в архитектурный ансамбль и начали своё православное служение. На звоннице - 5 колоколов разного веса, каждый со своим особым голосом. С 28 августа 2011 г. колокольню венчает благовест - колокол весом в 350 кг (изготовлен на средства ККВ). Благодатная, благословляющая сила колокольного голоса наполняет воздух Таманской земли. Над входом в храм сияющая, вновь обретённая икона Покрова Пресвятой Богородицы, осеняющая входящих в старинный храм. С мраморных досок у входной двери обращаются к нам уже ушедшие из земной жизни люди: «Во славу Святыя Единосущныя Животворящия и Нераздельныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа. Храм сей во имя Покрова Пресвятой Богородицы, сооружённый в 1793 г., в царствование императрицы Екатерины II при усердии судьи Головатого первыми запорожцами, высадившимися у Тамани, обновлён и освящён 1-го октября 1911 г. в царствование императора Николая II при атамане ген. М.П. Бабиче с благословления архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафадора, комитетом из председателя начальника войскового штаба ген.-майора А.И. Кияшко, И.К. Белого, И.И. Высочина и других, для сохранения доброй памяти предков запорожцев и для назначения Вере грядущих поколений, работы проводились фирмой К. Вилле и Л. Каналь». Доска ёмко и лаконично даёт посвящение церкви Покрова. Рядом висит другая мраморная доска с крестом на ней и надписью - «За веру, царя и Отечество живот свой положивших в войну с Турцией в 1877-78 гг. Сотник Степан Корнеевич Толстопят; казаки - Иван Сурма и Василий Рябченко.

В войну с Японией в 1905 г. - Аврам Таран. Упокой Господи». Она была изготовлена в соответствии с указанием Его Величества Государя Императора об увековечении памяти о подвигах воинских чинов, павших героями служебного долга, начиная с 1788 г. по 1908 г. Надлежало не позже 1 сентября этого же года изготовить именные списки и установить во всех церквах настенные доски с занесением на них имён воинов - станичников. Наказной атаман ККВ своим приказом от 27 марта 1911 г. продублировал данное распоряжение самодержца. Взору вошедшего в храм предстаёт великолепный иконостас. Он также полностью обновлён усердием настоятеля и прихожан. Возводил иконостас Владимир Викторович Сальков, обновлял храмовую икону Пресвятой Богородицы художник Бутов. Верхний уровень иконостаса, с благословения владыки Исидора - епископа Екатеринодарского и Кубанского, более двух лет выполнял Сальков по каноническому эскизу, специально подобранному для Покровского храма. До 1998 г. в храме существовал старый иконостас с ветхозаветной и новозаветной символикой. Новая иконопись концентрируется на Образе Иисуса Христа, образах создателей Христовой Церкви апостолов. Здесь лики равноапостольных Кирилла и Мефодия, Иоанна Златоуста. Согласно уложению, в правом последнем проёме иконостаса лик святого, чьё имя носит настоятель прихода, при котором возведён иконостас – образ мученика Виктора, небесного покровителя отца Виктора. Мастер работал по обновлению храма Покрова Пресвятой Богородицы в Тамани в течение 3 лет.

Продолжение следует в части  47                http://proza.ru/2020/06/08/1903