Священномученик Игнатий Садковский

Вячеслав Иванович Марченко
Священномученик Игнатий (Садковский), епископ Скопинский.

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
09/22.08 – Собор новомучеников и исповедников Соловецких
10/23.06 – Собор Рязанских святых
27.01/09.02 – день мученической кончины (1938 г.)

Священномученик епископ Игнатий (Садковский Сергей Сергеевич) родился 21 октября 1887 года в Москве в семье протоиерея Сергея Максимовича Садковского, все три сына которого стали монахами. Впоследствии отец Сергий был переведен в Петропавловский храм на Новой Басманной улице, а затем – в Софийскую церковь на Лубянке.
Брат епископа Игнатия архимандрит Герасим, любимый ученик архиепископа Феодора (Поздеевского) в Московской Духовной академии, был наместником Свято-Даниилова монастыря. Другой брат – владыка Георгий, епископ Порховский, викарий Псковской епархии.

В 1901 году Сергей Садковский окончил Заиконоспасское духовное училище в Москве.
С 1901-го по 1907 год обучался в Московской Духовной семинарии.
В 1907 году поступил в Московскую Духовную академию.
В 1911 году окончил академию со степенью кандидата Богословия за работу «В поисках Живого Бога. (Преосвященный Игнатий (Брянчанинов) и его аскетическое мировоззрение)».
В отзыве на эту работу ректор академии епископ Феодор (Поздеевский) писал: «...Что удалось преимущественно хорошо сделать отцу Игнатию — это воссоздать живой духовный облик святителя Игнатия. Чрезвычайно тонко и умело автор использовал все данные, касающиеся биографии Святителя, к тому чтобы пред читателем развертывалась не внешняя повесть его жизни, чрезвычайно разнообразной по месту служения, а тот внутренний процесс и духовный рост, какой неизменно совершался в личности и жизни этого Святителя, где бы он ни был и какие бы условия жизни ни испытывал... В той части сочинения отца Игнатия, которую можно назвать биографией Святителя, автор заявил себя и художником духовным, и поэтом, сумевшим в рамках обыденной жизни и в мелочах ее как бы в мозаике изобразить с необыкновенной живостью духовный облик и живую личность Святителя. Дал, скажем, почувствовать как бы духовный аромат жизни этой личности...»
Изучение трудов благодатного и опытного в духовной жизни Святителя, частые поездки в Зосимову пустынь, в которой в то время жили духоносные старцы и подвижники, воспитание, полученное в благочестивой семье, собственное устремление к благочестию и почести высшего звания Христова привели Сергея в конце концов к решению принять монашество.

11 декабря 1910 года он принял монашеский постриг с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца и в память святителя Игнатия (Брянчанинова).
23 января 1911 года рукоположен во иеродиакона.
31 июля 1911 года – во иеромонаха.

7 августа 1911 года он получил направление в Томскую Духовную семинарию, где должен был преподавать гомилетику, литургику и практическое руководство для пастырей. Однако, заболев, не смог выехать к месту своего служения.
31 августа иеромонах Игнатий подал прошение в совет Московской Духовной академии назначить его помощником библиотекаря, если таковая должность будет свободна.
28 ноября иеромонах Игнатий был утвержден в должности помощника библиотекаря.

В конце 1917 года он поступил насельником в Смоленскую Зосимову пустынь под руководство иеросхимонаха Алексия (Соловьева).
13 января 1918 года был зачислен в число братии Московского Свято-Даниилова монастыря. Вскоре наместник монастыря епископ Феодор (Поздеевский) назначил отца Игнатия духовником братии с несением одновременно послушания гробового иеромонаха у мощей святого благоверного князя Даниила Московского.

5 апреля 1920 года он был хиротонисан во епископа Белевского, викария Тульской епархии.
О небольшом происшествии при служении владыкой Игнатием в Софийском храме вскоре после собственной хиротонии рассказывал его секретарь архимандрит Макарий (Кобяков): «Первым священником служил его отец – протоиерей Сергий (он был очень близок патриарху Тихону), и когда после облачения Владыки на кафедре нужно было брать благословение на начало литургии, тогда началось что-то необычное. По своей любви к отцу Владыка никак не мог его благословить, говоря: "Ты мой отец, как я буду тебя благословлять?" Отец отвечал: "Ты владыка и должен меня благословить…" Так продолжалось некоторое время, потом Владыка благословил протоиерея Сергия и сам целовал ему руку, выражая тем самым свою сыновнюю любовь отцу и умилительное настроение при служении Божественной литургии. Сослужащая братия, видя такое событие, плакала от умиления».

В 1922 году владыка Игнатий – временно управляющий Тульской епархией.
Активно боролся с обновленчеством.

Вот выдержка из тульской газеты «Коммунар» об учреждении обновленческого Высшего Церковного Управления: «Протоиерей Красницкий предложил следующую резолюцию: "Собрание тульского духовенства в числе 46 человек в присутствии епископов Виталия и Игнатия, заслушав доклад члена ВЦУ протоиерея Красницкого, признает учреждение ВЦУ вызванным жизненными требованиями нового Тульского Епархиального Управления". За резолюцию голосовали 24 человека во главе с группой прогрессивного духовенства, против – 5 человек во главе с Сахаровым и 17 человек вместе со смиренным Игнатием – воздержались».
Для борьбы с Православной Церковью в Белев был послан уполномоченный ВЦУ по Тульской епархии протоиерей Василий Никольский.
16 сентября 1922 года в Белеве был созван съезд священнослужителей и мирян уезда, на котором протоиерей Никольский пытался уговорить священнослужителей и мирян подчиниться обновленческому епархиальному управлению, стараясь убедить собравшихся в правоте позиции обновленцев. Ему возражал епископ Игнатий. В конце концов, такое явление как обновленчество собравшимися было осуждено как еретическое.
31 октября президиум обновленческого Высшего Церковного Управления постановил уволить епископа Игнатия от управления епархией. Но он не признал самочинного ВЦУ, еще 14 октября заявив, что "единственный законный руководитель Церкви – это патриарх Тихон. Все же другие появившиеся при поддержке советской власти органы управления считать незаконными и еретическими". При Богослужениях продолжал поминать патриарха Тихона.

17 января 1923 года в городе Белеве Тульской губернии он был арестован вместе со своим братом наместником Спасо-Преображенского монастыря в Белеве отцом Георгием, будущим епископом Порховским, викарием Псковской епархии. При аресте обвинен в "контрреволюционной агитации".
24 августа 1923 года приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей.
Во время следствия содержался сначала в Белевской, а потом в Тульской тюрьмах, перед отправкой в Соловки был этапирован в Таганскую тюрьму.
14 сентября отправлен в Соловецкий лагерь.

До декабря 1926 года содержался в Соловецком лагере особого назначения.
В июле 1926 года принимал участие в составлении "Соловецкого послания" (обращения к правительству СССР православных епископов из Соловецких островов).
В 1926 году был освобожден и вернулся на Белевскую кафедру.

Сразу же после его возвращения к нему пришли обновленцы, выяснить позицию епископа и, если возможно, склонить к лояльному поведению относительно себя, предположив, что нахождение в Соловецком концлагере должно было подействовать на него в нужную сторону. Епископ отказался их принять, передав, что не желает беседовать с неправославными.
Обновленцы начали посылать доносы в ГПУ.
В том же 1926 году он был арестован, пробыл в Белевской тюрьме два месяца и был освобожден.
В 1927 году ОГПУ снова арестовало Епископа. После двух месяцев заключения он был вновь освобожден.

Начиная с апреля 1929 года ГПУ начало собирать материал на епископа Игнатия.
13 ноября против Епископа и его брата было начато новое дело.
26 декабря их с братом, отцом Георгием, арестовали.
Пересылая документы в Москву, сотрудники ГПУ писали: "Считаем необходимым изолировать Садковских из пределов Тульского округа как наиболее реакционно настроенных, которые в связи с проведением кампании по закрытию церквей своим местопребыванием в пределах нашего округа имеют большое влияние на верующих".
В своей же жалобе на имя начальника Тульского ОГПУ владыка Игнатий писал, что арестован исключительно по наветам обновленцев и что с ним бесчеловечно обращались в тюрьме, применяя к нему побои.
2 июля 1930 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР владыка Игнатий был осужден по статье 58-10 ч. 1 УК РСФСР.
Приговор: 3 года исправительно-трудовых лагерей.

В 1930-32 годах он содержался в Усть-Вымьском исправительно-трудовом лагере, город Котлас, Архангельская область.
2 июня 1932 года ОСО при Коллегии ОГПУ постановило освободить епископа с запрещением проживать в определенных городах СССР.

После освобождения из лагеря Владыка сначала вернулся в Тулу, где жил у знакомых.

3 февраля 1933 года, после встречи с митрополитом Сергием (Страгородским), был назначен на Скопинскую кафедру – епископ Скопинский, викарий Рязанской епархии.

17 сентября 1935 года назначен епископом Липецким.
С 24 сентября 1935 года вновь определен епископом Скопинским.
Владыка Игнатий обладал даром рассуждения и бывал прозорлив. В своих проповедях говорил о молитве, борьбе со страстями и внутреннем делании.

20 февраля 1936 года был арестован в городе Скопине.

Содержался в Москве в Бутырской тюрьме.
16 марта 1936 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР был обвинен по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР в "участии в к-р группе духовенства и мирян".
Приговор: 5 лет ссылки в Северный край.

До 9 февраля 1937 года – в ссылке в Архангельской области.

3 августа 1937 года, находясь в ссылке, арестован в городе Архангельске.
Содержался в архангельской следственной тюрьме.
15 октября 1937 года тройкой при УНКВД по Архангельской области был обвинен по статье 58-10-1-11 УК РСФСР в том, что "находясь в ссылке, продолжал вести к-р деятельность, входил в состав к-р группы" по групповому "делу епископа Парфения (Брянских). Архангельск, 1937 год".
Приговор: 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

Отправлен в Кулойлаг, Архангельская область.
Многократные ссылки, заключения в тюрьмы, допросы, каторжная работа в лагере подорвали его здоровье.
9 февраля 1938 года епископ Игнатий скончался в Кулойлаге Архангельской области и был погребен в безвестной могиле на территории лагеря.

Священномученик епископ Игнатий (Садковский) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 114, 863, 973.
2. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С. 144.
3. Голубцов С.А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода. Т. II. "Кафедры и личный состав Академии". Ч. 4 "Сотрудники Академии в 1901-1919 гг". Архив ПСТБИ. Машинопись. С. 21-22, 120.
4. Голубцов С.А., протодиак. Мученики и исповедники из корпорации Московской Духовной Академии начала ХХ века, пострадавшие от безбожной власти в 1920-1930-х годах. Архив ПСТБИ. Машинопись. С. 4.
5. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 3. С. 184-186.
6. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 1. С. 168.
7. Дубинский А.Ю. Московская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов (генеалогический справочник). М.: Прометей, 1998. 123 с. С. 77.
8. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2002. Кн. 7. С. 9-36.
9. Книга памяти жертв политических репрессий в Тульской области 1917-1987 гг. Том второй. Тула: "Гриф и К", 2003. 248 с. С. 162.
10. http://pstbi.ru
11. http://www.raskol.net
12. http://fond.centro.ru

Документы:
1. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.80.
2. Журнал № 35 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 г.
3. Архив УФСБ по Архангельской обл. Д.П-7799.