Краткое Обозрение Сербской Литературы в Верхней Лу

Игорь Бабанов
Денница (Jutrzenka) – Литературная газета
Краткое Обозрение Сербской Литературы в Верхней Лужице
 
Краткое Обозрение Сербской Литературы в Верхней Лужице от ее начала до 1767 года. Статья И.Э. Смолера
Г. Смолер, сербский литератор, известный в ученом мире как издатель лужицко-сербских песен, посылая для Денницы эту статью, писал к нам (из Вратиславы, от 2 (14) апреля): Посылаю вам Краткое Обозрение Сербской Литературы от ее начала до 1767г. Может быть, вы желали бы, чтобы я сперва представил вам взгляд на нашу новейшую литературу, но она уже несколько стала известна посредством вашей газеты, о древней же сербской литературе знают мало, и это побудило меня начать именно с нее. Если моя статья заслуживает быть напечатанной в вашей Деннице, то я пришлю вам после продолжение, в котором будут заключаться два новейшие периода нашей литературы, а именно от 1767 до 1806, и от 1806 до 1839г.; потом уже пришлю вам окончание, то есть, обозрение сербской литературы от 1839г. до настоящего времени-.
Сербы начинают пробуждаться, когда их недоброжелатели думали, будто уже настал для них смертный час; литература сербская снова возраждается, когда казалось уже, что она близка к совершенному упадку всякой письменности; Сербы находят много, много друзей, когда они думали, что все их оставили. Но чтобы Сербы пробудились к новой, юной жизни, чтобы их литература достигла роскошного цвета; чтобы Сербы убедились, что они не безполезный член великого словянского семейства, — для этого нужно, чтобы наши иноземные Словяне, с своей стороны, заботились о нас, как заботится старшей сильный брат о своем, младшем слабом брате. В нашей литературе заключается наша будущность. Если сербская литература погибнет, то погибнет вместе с нею и Сербство; если сербская литература зацветет, то зацветет вместе с нею и Сербство. В чем же заключается обязанность брата в отношении к другому! Чтобы он заботился о его благе. Если наши старшие и сильные братья хотят, чтобы их бедные сербские братья более и более приходили в силы, то они должны в особенности поддерживать сербскую литературу. Но это они могут сделать не иначе, как покупая сербская книги. Пусть же они стараются приобретать сочинения сербских писателей, а нашею обязанностью будет — издавать такие книги, которые бы имели цену для всего словянства. В новейшее время это и было желанием наших ревностных соотечественников, которые издали некоторые сочинения, могущая возбудить любопытство всех Словян. И так, если мы должны заботиться о том, чтобы более и более знакомить с Сербством, то, не мене-того, мы должны стараться и о том, чтобы нашим братьям было известно, какие книги издаются у нас. И потому, зная вашу пламенную любовь к словянской литературе, просим вас помещать по временам в вашей газет известия и о нашей сербской литературе.
***
По мере того, как отечественный язык, у разных словянских поколений, употребляем был при богослужении и в училищах, вместе с ним, более или менее, утверждалась и народная литература; тоже самое было и у лужицких Сербов. Они почти безпрерывно находились под властью Немцев и, в-силу их постановлений, не допускались к изучению ремесел и искусств, словом, лишены были всякого умственного образования, и потому-то, до конца XVI века, принуждены были довольствоваться богослужением на чуждом языке, кроме того, нарочно, исключаемы были из училищ первоначальные науки, если Сербы не хотели совершенно отречься от своей народности. Очевидно, что в то время не могли еще и думать о усовершенствовании сербского языка; даже у некоторых немецких писателей этого периода часто повторяется то мнение, что через несколько лет сербский язык должен истребиться. С одной стороны столкновение двух народностей останавливало у Сербов всякое развитие, с другой — способствовали ему религиозные споры.
Реформация, получившая начало в Виттенберге, нашла себе, между соседним духовенством, многих последователей, которые стали совершать богослужение на отечественном языке, и отсюда, без сомнения, проистекала потребность старательно заниматься сербским языком. Поводом к этому в-особенности служили проповеди; ибо когда нужно было читать народу некоторые части Св. Писания и вместе с тем изъяснять их, так-же употреблять при священнодействиях некоторые формы и молитвы, то почти каждый священник должен был переписывать для собственного употребления части Св. Писания на сербском языке. Таким образом составлялись письменные сборники разных отделений Св. Писания и обрядных молитв, необходимых при крещении, при исповеди и т.д. Вообще было в обыкновении задавать взрослому юношеству упражнения; при чем старались утверждать их в Вере и развивать их познания. В помощь такому учебному способу переведен был на сербский язык катехизис. Но так-как каждый по-своему переводил Св. Писание и употреблял для этого наречье своей епархии, то простолюдины часто находились в недоумении. Поэтому вскоре все единодушно стали желать катехизиса, который бы мог служить руководством для всего края; что, в самом деле, и было исполнено. Вячеслав Ворех (Wenceslaus Warichius), священник в Годзие, издал на сербском языке катехизис, в 1567г., в Будешине. — Это первопечатная книга в сербской литературе.
Почти все духовные места с давних времен заняты были немецким духовенством, и Сербы, так-сказать, не имели никакой религии; притом позволение заниматься науками и вступать в духовное звание получало только такое число Сербов, какое нужно было, чтобы заменять немецкое духовенство во время исповеди; следовательно, при таких обстоятельствах, Сербы могли исповедываться только один раз. Тогда презрение к Немцам достигло высочайшей степени, и у Сербов возникла столь сильная деятельность, что изумила современников. На них стали также обращать особенное вниманье духовное начальство в Мишне и Лужицкие Чины. Во-первых вспомнили, что будешинский капитул основан был с той целью, чтобы Сербы не нуждались в сербских священниках; в-следствие этого изданы были разные постановления, которыми предписывалось священникам Сербской Лужицы, незнающим сербского языка, держать при себе викариев, хорошо знающих по-сербски; в противном случае они подвергались наказанию быть отставленными от места. Чины определили поступать таким же образом, но еще боле разсширили круг своего действия. Сербами, исповедующими новое ученье, до такой степени овладело желание, чтобы богослуженье совершаемо было на отечественном языке, что они охотнее соглашались возвести в духовный сан понамаря, висаря и даже поселянина, нежели оставаться при немецком священнике. Так-как мелочные разсчеты безпрерывно препятствовали такому направленно, то Чины старались, чтобы на будущее время могли образоваться хорошие сербские священники и учители. Сперва они разослали к господам и духовным увещанье, чтобы они заботились об образовании своих подданных, которые вверены были их попечению, особенно отличающихся способностями, и наконец было постановлено учредить для Сербов высшее училище. Город Любий пожертвовал для этой цели свой монастырь и лес, обещая сверх того частые пособья; наконец, в 1570г. Чины отправили депутацию к императору Максимилияну, чтобы получить на то его соизволение и подтверждение. Но как только депутация достигла назначенного места, где подавали ей прекрасные надежды к достиженью цели, — вдруг в Любии вспыхнул пожар и весь город обращен был в пепел. Это было причиною, что предприятие осталось в-туне; между-тем многие из знаменитых его покровителей умерли, таким образом никто не заботился о нем, и наконец - все дело, предвещавшее для Сербов самые благодетельные последствия, совершенно было оставлено. Однако Сербы извлекли из этого пользу, потому что им дозволено было посещать высшие учебные заведенья в Лужице и, что очень важно, для природных Сербов даже предоставлены были два свободных места в училище, в Мишне. Но важнейшая польза была та, что сербский язык становился предметом уваженья, до тех пор неизвестного в крае, и что более и более делался чувствительным недостаток в духовных книгах. В 1594г. вышло второе издание Ворехова катехизиса. Андрей Тиреус, священник в Мужакове, напечатал катехизис, на своем местном наречии, под заглавием: Enchiridion Vaudalicum. Всех катехизисов разного рода и учебных книг, до 1767 года вышло 35.
Из библии, в XVI в., ничего не было напечатано. Только в 1627г., Григорий Мартин (Gregorius Martinus) издал 7 псалмов, да после, в разное время, изданы были некоторые книги св. писания. Между-прочим, Михаил Френцель, пастор в Будестецах (Postwiz) напечатал евангелие св. Матвея и Марка. Он же перевел послания Апостола Павла к Римлянам и Галатам, которые баронесса фон ГерсдорФ, в 1693г. приказала напечатать на свой счет и раздать народу. Книги Сираха с некоторыми песнями изданы были в 1710г. Георгием Матеи, а полное издание псалтири напечатано было Андреем Смолерьем в 1729г. Книги Соломона переводил Ц. Леонгард, а пророков, Аввакума и Малахии, издал Захарий Бирлинк. Новый завет, по переводу Френцеля, издан был в 1706 г. на иждивении выше упомянутой баронессы Герсдорф; а в 1741г. был перепечатан уже в четвертый раз. Все св. писание вышло в 1728г. Над изданием его трудились четыре священника: Иоанн Ланге, пастор в Минакале(Milkel), Матфей Иокиш, пастор в Бельске (Gebelzig); Иоaнн Чех, пастор в Будестецах и Иоанн Вавер, пастор в Букецах (Hochkirch). Каждый из них избрал для перевода несколько книг из библии. Как только они оканчивали какую-либо часть, то съезжались в Будешине, где все вместе разсматривали свой труд. Taxиe съезды обыкновенно продолжались два или три дня; от 1716г., когда они начались, до 1727г., когда кончились, всего их было 45. Они сличали библии, не только польскую (Амстердам 1660г.), чешскую (1613), но и древле-словянскую (Виттенберг, 1584), равно и Пентапли (Pentapla) нижней Саксонии, и в награду за это получили от Земских Чинов 400 таллеров. Второе издание вышло в 1742г. Чрез содействие Чинов изданы были в 1695г. воскресные послания и евангелия, переведенные шестью священниками; таким же образом издана была в 1696г. и саксонская обедня. В 1767г. всех молитвенников издано было 27, из которых один велел напечатать на своем иждивении английский посланник барон фон Галес (Наlеs) и раздать между Сербами. Собрания проповедей вышло в 1767 году - четыре издания. В 1710 году появился первый Сербский сборник духовных песней с эпиграфом: во Славу Бога и для блага Сербов (Bоhу k сzеs’c’i а Sеrbam k wyz’itku). Он заключает в себе 205 духовных песней, которые в 14 изданиях, до 1767г., увеличились до 720. По части церковной истории вышли только два сочинения. Первая сербская книг для чтения появилась в 1675г., а первый словарь в 1693г., под заглавием: De orlginibus linguae Sorabicae, 4 тома; составленный Авраамом Френцелем. Краткую грамматику издал И. Тицин, под названием: Principia linguae wendlcae (Прага, 1679); подобную же издал 3аxapий Вирлинк, под заглавием: Didascalia Wandalica, в 1689г, гораздо обширнейшую грамматику написал Георгий Матеи, которая и вышла в 1725г. Наконец приведем следующую книгу: Dr. J. Frankii Hortus Lusatiae plantarum in Lusatia superiori et inferiori creecentium, latine, germanice, ajrabice. Budissat 1594.
Что касается до языка, которым писаны сочинения до 1767г., то он отличается ясностью, простотою и удобопонятностью; слог же, не смотря на то, что тогда ограничивались только переводами, не потерял чистоты языка сербского. По этому мы чрезвычайно удивляемся, что до того усильно старались переводить немецкие члены: der, die, das и einer, eine, eines, сербскими указательными местоимениями: тон, та, то, и числительными:
йедын, йена, йене, что часто искажали чрез это многие прекрасные места. Сербы, как и прочие Словяне, вовсе не имеют надобности в членах и не употребляют вместо них указательных местоимения. Такая погрешность упомянутых писателей тем более заслуживает порицания, что они тщательно сличали свои труды с духовными книгами своих соплеменников.
Относительно правописания заметим, что сначала приняты были правила чешского правописания; католическиe писатели еще до-сих пор следуют И.К. Тицину, по крайней мере в предметах важнейших; а евангелические увлеклись Бирдинком и приняли его правописание, составленное по образцу немецкого и употреблявшееся до наших времен, пока И.Э. Смолер, по примеру Чехов и Иллирийцев, не ввел нового правописания, свойственного, как языку словянскому вообще, так и сербскому. Во 2-й статье постараюсь объяснить, какое влияние произвело на сербскую литературу правописание, составленное по образцу немецкого, и как эта литература с 1767г. постепенно развивалась. - продолжение следует Денница (Jutrzenka) – Литературная газета, посвященная Словянским предметам и издаваемая Петром Дубровским. Варшава, Первая часть. 1842г. с.100-104
https://vk.com/doc399489626_459150965 41Мб
Денница (Jutrzenka) – Литературная газета
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_820.htm