Джек Лондон. Государство рабов

Любовь Коваленко
Маркс сказал :"Бытие определяет сознание". И люди стали с остервенением бороться за экономическое благополучие. Потом они поняли, что комфортные условия существования не делают человека сознательнее. Они перефразировали и сказали: "Мы были не правы. Значит, сознание определяет бытие". Но и тут вышла ошибочка. Мы шагнули дальше, сказав, что подсознание определяет бытие. Но так ли это? Через пару веков кто-то скажет, что вообще не понятно - что такое бытие? Из каких составляющих оно складывается? Может ли человек уверенно сказать, что он действительно живёт, если он дышит, мыслит , говорит и действует?

"- Мне бы очень хотелось, чтобы вы стали социалистом, прежде чем я умру. Только это может спасти вас от того разочарования в жизни, которое, несомненно, грозит вам.
- Не понимаю, как вы можете быть социалистом, ведь вы ненавидите толпу! И в самом деле, ну что общего у вас с этой сволочью? Вы же эстет!
- Вы удивляетесь, почему я социалист? Я вам скажу! Потому что социализм неизбежен; потому что современный строй сгнил и не может продержаться долго; потому что время вашего всадника на коне прошло. Рабы не пойдут за ним. Рабов слишком много, и они не дадут ему сесть на коня. Всё равно вы от них не уйдёте и принуждены будете проглотить их рабскую мораль. Конечно, это не очень сладко. Но назвался груздем - полезай в кузов. Вы с вашими ницшеанскими идеями просто допотопный человек! То, что прошло, - прошло, и человек, говорящий, что в истории всё повторяется, - лжец. Конечно, я ненавижу толпу, но что же делать? Всадника на коне вам не дождаться, а я предпочту , что угодно, только не власть этих трусливых буржуазных свиней.

Это было воплощение несчастной массы тружеников , борющихся во мгле за своё существование и погибающих, по неизбежному биологическому закону, на тернистых путях жизни. Они были обречены. Несмотря на их хитроумную философию и муравьиную склонность к кооперации, природа отвергла их ради могучий и сильных людей. Природа отбирала лучшие свои создания, и, подражая ей, люди разводили породистых лошадей и редкостные растения. Конечно, Творец мироздания мог выбрать и лучший метод, но люди поневоле должны считаться с этим методом. Разумеется, им никто не мешает цепляться друг за друга, как это делают социалисты, - они могут собираться и толковать о том, как уменьшить тяготы земного существования и перехитрить вселенную.

Итак, - резюмировал он свою речь, - государство не может существовать, если оно состоит только из рабов! Основной закон эволюции остаётся в силе! В борьбе за существование побеждает сильнейший, а слабый осуждён на гибель! В результате во время этой борьбы силы поколения всё увеличиваются, так как всё время побеждает сильный и потомство сильного. Вот что такое эволюция! Но вы, рабы, - я знаю, что рабами быть очень плохо, - вы, рабы, мечтаете об обществе, не желающим считаться с биологическим законом эволюции! Вы хотите, чтобы слабые ели также, как и сильные, и столько, сколько им хочется! Вы хотите, чтобы слабые наравне с сильными вступали в брак и производили потомство. Каков же будет результат всего этого? Сила и жизнеспособность поколений не будет увеличиваться! Напротив! Она будет уменьшаться! Это Немезида вашей рабской философии. Ваше рабское общество, существующее лишь ради рабов, начнёт постепенно слабеть и разрушаться, пока, наконец, совсем не погибнет. Помните! Всё это я говорю на основе твёрдых биологических законов. Государство рабов существовать не может!
- Ну, а Соединённые Штаты?, - крикнул кто-то.
- Соединённые Штаты? - возразил Мартин. - Тридцать колоний изгнали своих правителей и образовали так называемую республику. Рабы стали сами себе господами. Господ, управляющих с помощью меча, больше не осталось. Но рабы не могут оставаться без господ, и вот возник новый вид правителей - не смелые, благородные и сильные люди, а жалкие торгаши-пауки и ростовщики! И они снова сделали вас рабами, но не открыто, как делали те, смелые люди, а незаметно, пользуясь разными уловками и ухищрениями. Они подкупали ваших судей, осмеивали ваши законы и подвергли неслыханному гнёту ваших сыновей и дочерей. Два миллиона ваших детей трудятся сейчас под игом промышленной олигархии Соединённых Штатов, а десять миллионов рабов скитаются без крова! Нет, государство рабов не может существовать, ибо это противоречит биологическому закону эволюции. Как только организуется общество рабов, немедленно наступает упадок. Вы отрицаете законы эволюции?Хорошо! Какой же вы нашли в таком случае закон? Формулируйте его! Или это уже сделано? Ну, тогда скажите мне его!...

Между ним и людьми его класса зияла огромная бездна. Ему нельзя было перейти её! Смешно объяснять Гертруде разницу между ницшеанством и социализмом! Не было таких понятных ей слов, которыми он мог бы растолковать ей, в чём дело. Все рассуждения в этой среде сводились к одному: найди работу. Всегда это было первое и последнее слово. Этим исчерпывался весь круг идей. Найди работу! Поступи на службу! Бедные, глупые рабы, думал Мартин, слушая Гертруду. Неудивительно, что сильные завладели миром! Рабов погубило их собственное рабское мышление. Работа была для них золотым фетишем, который они обожествляли, перед которым смиренно повергались ниц...
Хорошо было говорить об абстрактных рабах, но не так то легко прилагать эти теории к своим близким. Да, если нужен пример слабого, угнетаемого сильным, то лучше Гертруды не найти. Мартин даже рассмеялся над этим парадоксом. Хорош же он ницшеанец, если поддаётся таким сантиментам и раскисает при первом же столкновении с действительным горем, - ведь, в конце концов, в данную минуту он тоже волнуем рабскими чувствами, порождёнными рабской моралью. Человек в настоящем смысле этого слова должен быть выше жалости и сострадания. Все эти чувства родились в подвалах и были лишь агонией и предсмертными судорогами слабых и несчастных".


Джек Лондон "Мартин Иден"

Просто поражает, как Джек Лондон описывает самоубийство своего героя, Мартина Идена. Такое ощущение, что он представлял это, идентифицировал себя с ним и кайфовал.