Как договариваться с прокрастинацией?

Ирина Кураж
(Записки практикующего психолога)

Для меня, как для прокрастинатора, - это очень насущный вопрос.

На всякий случай, вспомним, что это за состояние такое: «Прокрастинация»,— склонность к постоянному откладыванию «на потом» неприятных мыслей и дел. До определённого уровня откладывание дел на завтра даже является нормой (работа – не волк…), но, когда откладывание «на завтра» становится нормой, прокрастинация становится серьёзнейшей проблемой. Лень и прокрастинация – это одно и то же? Нет, они, конечно, имеют много общего, но лень, скорее всего — это один из многих компонентов, которые образуют широко распространенное явление прокрастинации.

Так что же с ней делать? И, получив, несколько запросов от читателей и подписчиков моей страницы на статью о прокрастинации, я честно сидела и писала красивый текст под шаблонным названием: «Несколько правил для прокрастинаторов». Завершила большую статью через пару часов, прочитала и поняла, - не то… Все шаблонно, заумно, скучно и очень приглаженно. Поделюсь-ка я лучше собственным опытом «переговоров» со своим ярко выраженным состоянием прокрастинации.

В этом состоянии могу заниматься чем угодно: начать пересаживать цветы, разбирать шкафы, тщательно искать какую-то «важнейшую» (именно в этот момент!) информацию в Интернете, вдруг вспомнить о том, что я обещала кому-то позвонить, - делать все, кроме того, что надо и необходимо. В итоге, когда времени практически не остается, начинаю работать в состоянии цейтнота и выполнять обещанное.

Вам знакома такая ситуация? Добро пожаловать в мою группу прокрастинаторов.
Но в какой-то момент я задумалась, а почему так происходит? И в какой момент так происходит? И почему в какой-то ситуации я начинаю делать все и довожу дело до результата, укладываясь в сроки, а в какой-то – прокрастинирую по полной, убеждая себя, что мне лучше работается в условиях аврала и приближения дедлайна.
Проси правильно и получишь необходимый ответ – это результативное правило работает у меня  как хорошо отлаженные часы. В этот раз на мой запрос пришел ответ в виде замечательной книги Петера Людвига «Победи прокрастинацию» (2014 г.). В ней я нашла точные ответы и научилась вести внутренний, действенный диалог со своей прокрастинацией.

Несколько строк и фактов, давно  известных, при чтении этой книги произвели на меня особое впечатление. Это был тот самый инсайт, в виде ответа на вопрос о состоянии прокрастинации:

«Человек мешкающий, человек откладывающий, человек-недодельщик — так  можно  описать  сегодняшнего  прокрастинатора. А ведь еще Сенека предупреждал о том, что: «Пока мы откладываем жизнь, она проходит». В этой цитате названа главная причина, по которой необходимо бороться с прокрастинацией.

Прокрастинация ; одно из главных препятствий, мешающих нам жить полноценной жизнью. Сожаление об упущенных возможностях и связанные с ним самоупреки отнимают гораздо больше времени, чем ушло бы на решение задачи или достижение цели. Недавнее исследование показало, что люди, находясь на смертном одре, больше всего сожалеют о несделанном, а не о содеянном», - пишет автор.

И я задумалась. Как у человека, пережившего клиническую смерть, у меня давно нет иллюзии собственного бессмертия. Мне повезло, потому что я вышла из этого состояния перехода ЗА определенную черту, с четким убеждением, что меня вернули в этот непростой мир не зря. Поэтому для меня каждое новое утро – это великий подарок свыше, это счастье, которым необходимо наслаждаться, проживая каждый день с благодарностью, удовольствием, черпая ЖИЗНЬ огромной ложкой, но при этом очень бережно расходуя свое время жизни, не отвлекаясь на то, что совершенно не нужно и не интересно. А тут ВДРУГ «нарисовалась» прокрастинация, как совершенно противоположное состояние «бесполезного и пустого топтания на месте, прожигающего бесценное время жизни»… Когнитивный диссонанс, однако. И что с этим делать?

Делюсь своими правилами и способами «укрощения»:
1. Самое важное – это очень четко осознать, что время нашей жизни очень ограничено и конечно. Как этим бесценным даром распоряжается каждый из нас, зависит только от каждого из нас.

И если Вы считаете, что впереди еще огромное количество лет, и Вы все успеете, продолжайте ничего не делать. Или (если такая проблема существует) серьезно задумайтесь о том, а в чем ваш смысл жизни и на что Вы тратите свое бесценное время? «Смысл жизни» - для Вас слишком заумно звучит? И то верно. Ни к чему забивать свою голову умными и занудными мыслями. Продолжайте жить в кайф, опираясь на пустые обещания и мечты.

2. Любое выполнение обещания требует мотивации в виде ответа на вопрос: «Для чего мне это надо?». Тогда можно будет ощутить:
- благодаря выработке дофамина, - чувство глубокого удовлетворения от выполненного обещания;
- расправить плечи от скакнувшей вверх самооценки, которая поднимается только в случае достижения поставленной цели или выполнения обещанного в срок;
- а так же получить материальную или эмоциональную отдачу, как конкретный результат своего труда.

3. Размышляя о первом шаге необходимо помнить о том, что чем больше возможностей решения Вы рассматриваете, тем меньше шансов начать что-то делать, потому что наступает так называемый паралич решения.

Обдумывание всех возможных вариантов требует таких затрат энергии, что в итоге человек не может выбрать ни один из них. Начинается откладывание принятия решения «на потом», а следом, - Да здравствует Прокрастинация.

Как яркий пример. Очень часто звучит вопрос: «Не знаю, чем мне заняться. Начинаю перебирать все, что нравится, получается огромный список. Расстраиваюсь и все бросаю», - это и есть паралич решения. А что лучше сделать? Составить список того, чего точно   делать НЕ хочется, потом добавить к нему те сферы деятельности, которые требуют особенных навыков, способностей, условий, слишком много времени или финансовых затрат; еще раз просмотреть список, спросить себя о мотивации поиска, - «чем заняться», - и только после этого выбирать то, что, возможно, будет интересно. Увлекательное занятие, скажу я вам.

4 Самодисциплина:  сейчас же составить нумерованный список дел, которые уже накопились. Для чего?

1. Список неотложных дел в нашей голове намного объемнее реального количества дел.
2. Разгрузите свою оперативную память для более полезной информации. Зачем все время держать в голове то, что можно записать в ежедневник? Кстати, именно для этого их и придумали.

5. Проведите ранжирование дел: важность, срочность, отсортируйте дела в соответствии с приоритетами выполнения. Исключите из списка те дела, которые уже потеряли актуальность или никогда не имели важности. Спросите себя еще раз, - Вы, действительно, хотите, заниматься  делами, которые остались в списке?

6. Выполняйте вначале только одно обещание в день.

Не хочется начинать? Очень верю. Поэтому, например, перед тем, как начать статью, испытывая колоссальный внутренний протест, начинаю вести внутренний диалог между своим Внутренним Ребенком и Мудрым Взрослым. Я говорю себе: «Не хочешь писать статью, ну и не надо. Просто посмотри материал, а потом можешь выпить кофе». Собираю материал, с мыслью о кофе. Пью кофе и вновь говорю своему Внутреннему Ребенку голосом мудрого взрослого: «Построй план статьи и можешь сделать то-то…». Смысл таких действий в следующем: если садиться за полный объем работы сразу, то точно не доведешь ее до логического завершения, а если разделить большую работу на небольшие составляющие, после которых давать себе положительное подкрепление, то и работа делается, самооценка не страдает, удовольствие получаешь и не замечаешь, как приходишь к завершающему процессу, с удовольствием. Наполнитесь гордостью и похвалите себя, когда будете вычеркивать выполненное обещание или дело из составленного списка. Прочувствуйте этот момент удовлетворения и удовольствия. Сейчас Вы – Победитель.

И если взять за правило – регулярно двигаться к своей цели или обещанию маленькими шажочками,  то очень скоро, незаметно для себя, можно  выработать привычку – быть Победителем, а это значит - быть УСПЕШНЫМ и получать удовольствие от жизни .

7. Никогда не ругайте и ни в коем случае не обвиняйте себя за то, что не удалось выполнить сегодня все то, что наметили, просто сократите на несколько дней количество запланированных дел. Отнеситесь к этому факту спокойно. Ведь, если Вы дочитали эту статью до конца, значит, все-таки хотите научиться договариваться со своей прокрастинацией, или это был всего лишь повод отложить очередное дело в «дальний ящик»?

8. Когда мне необходимо делать то, что неинтересно, неважно для меня, но очень надо, а я никак не могу себя заставить, -  заключаю с собой пари. Да. Так и говорю себе: «А спорим, ты не сможешь сделать это за два дня, потому что прокрастинация тебя сильнее. Оставь успех другим,   иди и амбициозно поливай свои цветы». Для меня это отличный психологический пинок, вызывающий внутреннее возмущение, но именно благодаря этому мне удается завершить то, что надо, но совсем не хочется.

Для меня все вышеперечисленные шаги очень важны, потому что именно они помогают мне, прокрастинатору со стажем, доводить дела до конца, начинать новые проекты, двигаться вперед и получать удовольствие от самого главного – своей жизни.

А как Вы преодолеваете свое состояние прокрастинации? Или Вы - счастливый человек, который даже не подозревает о таком состоянии?