Выживание на дороге

Владимир Журбин 2
                А дорога серою лентою вьётся,
                Залито дождём смотровое стекло.
                Пусть твой грузовик через бури пробьется,
                Я хочу, шофёр, чтоб тебе повезло!
                (А.Виницкий)

         В середине 90-х годов показали всей стране, широко разрекламированный художественный фильм "ДАЛЬНОБОЙЩИКИ", где герои сериала только и делали, что катались по стране в поисках приключений.  Колёса они не делали, в снежных заносах не откапывались. Одним словом - КИНО!
        Я же глянув одним глазком первую серию сам себе произнес: "Туфта полная!", выключил телевизор и ушел в другую комнату. Больше я этот фильм не смотрел. А многие мои знакомые откровенно восхищались этим фильмом, даже просили взять в рейс прокатиться, предвкушая приятное удовольствие. Но я не оправдывал их надежд. В связи с этим, чтобы внести ясность, хочу рассказать про настоящие бывалые приключения, участником которых был я сам. 
            
       В 1990 году зима была суровая, декабрьские морозы даже у нас в Алма-Ате, в южном Казахстане,  понизились до -20 градусов, что же тогда говорить о северной его части. Именно туда, в северный город Кокчетав, нас отправили везти груз.

       Ездил я тогда в паре с Олегом, таким же водителем-дальнобойщиком. Много дорог вместе исколесили, никогда друг друга не подводили, всегда выручали. Работали оба на магистральных тягачах. У меня был бортовой КамАЗ с бортовым прицепом и у Олега такой же бортовой КамАЗ и тоже с таким же бортовым, но полуприцепом. Итак, с вечера загрузили мы с ним свои тягачи, чтобы уже ранним утром отправиться в путь-дорогу.

        Выехали когда забрезжило, едва светать стало. Едем, а вокруг до самого горизонта белое поле, нигде ни пятнышка – сплошная белая степь. Дорога хорошая, чистая, далеко видать её среди снеговой степи. Спокойно едем.

        Миновали, огибая по дороге, озеро Балхаш, пятьдесят километров осталось доехать до Приозёрска-закрытого секретного военного городка.  Тут видим мы, что впереди нас, в левом кювете, лежит перевёрнутый автобус, вокруг люди ходят, много военных, человек 20 будет. Офицер с поднятой рукой посередине пути стоит, нас останавливает. Я впереди Олега ехал, поэтому остановился, окно опустил, спрашиваю что у них случилось.

- Да вот, водитель-солдат, который вёз бойцов, уснул за рулём и улетели мы с нашим воинским автобусом в кювет. С нами ещё уазик был, его за помощью отправили, теперь сидим здесь. Часа через полтора другой автобус пришлют. Ждём! – объясняет нам офицер.
- Жертвы есть? – спрашиваю я.
- Да, нет! Все живы, всё в порядке. Вон бойцы все пока спокойны, ходят. Мы 10 минут как перевернулись. А я беспокоюсь, что вот шок у них пройдёт, начнёт их колбасить, лекарства понадобятся. Я вас и тормознул, чтобы попросить лекарств.

        Я порылся в аптечке, достал йод, нашатырь, пластырь чтобы царапины заклеить. Отдаю всё это офицеру а сам спрашиваю:
- Как же вы тут полтора часа будете? Ведь поморозите бойцов, да и сами обморозитесь.
- А что делать? – пожал плечами офицер, - Перебьёмся как-нибудь полтора часа, а там за нами другой автобус приедет.

        Мы с ним помолчали немного, я на их автобус, лежащий на боку, смотрю и соображаю, что в автобусе запасное колесо должно быть. Подзываю офицера и говорю ему:
- Вы запаску с автобуса снимите и запалите её. Возле неё и сами погреетесь и бойцам замёрзнуть не дадите. Все посидят у костра, здоровье сберегут.

        Офицер обрадовался такому совету, нам с Олегом спасибо сказал и скорее к бойцам побежал, команду насчёт запаски отдавать. А мы с Олегом по своим машинам сели и дальше покатили по обширнейшим казахским степям. Тихие степи, только зайцы время от времени дорогу нам перебегали.

        Проехали Приозёрск, потом Сары-Шаган, доехали до города Балхаш. В Балхаше мы заночевали и на следующий день, не торопясь добрались до Кокчетава, до нужной нам организации. В ворота въехали, разгрузились, печати на сопроводительные документы поставили. Теперь бы нам заправиться и назад ехать.

        У Олега бак практически пустой, у меня же литров пятьдесят соляры на дне плещется. Мороз крепчает, градусник показывает -20, в такую погоду тягачам нашим только зимняя солярка  для заправки нужна. Мы туда-сюда сунулись, а нигде зимней нет, на всех заправках только летняя солярка. Я говорю:
- Ну, что, Олег, езжай на место разгрузки и стой там. Твоих капель солярки должно хватить, чтобы ты сам только не замёрз. А я поеду по городу солярку искать.

       Поехал я по организациям, везде отказ – нет зимней солярки. К концу дня занесло меня на какую-то машинно-тракторную станцию. Там подходит ко мне невидный такой мужичок-тракторист и спрашивает:
- Тебе что надо? Солярочки что-ли?
- Ну, да! - отвечаю я, - Солярка зимняя нужна. Назад мне ехать надо.
- Поехали со мной, - говорит мужик, - у меня кое-какая экономия скопилась.

       Приезжаем мы с ним к железной дороге, там поворачиваем к топливозаправщику. Вот оттуда мне с превеликим удовольствием мужик и сбыл свою экономию. 500 литров залил - заправил меня под завязку. Я отдаю ему свои заправочные талоны, он берёт их со словами:
- Они мне, конечно, ни к чему. Но вдруг кому и понадобится на них когда-нибудь заправиться. Всё в жизни случается. Пусть полежат.
      Я достаю из кабины огромное красное яблоко - алма-атинский апорт и подаю мужику.
- Оооо! Какое яблоко! – заудивлялся мужик, - Сегодня как раз пятница. Будет чем закусить. Спасибо.

       Он остался, а я развернулся и с лёгкой душой поехал к Олегу. Олег же сидит, зубами клацает, солярки на самом дне у него осталось и ту нужно беречь, чтобы машину завести можно было, да и самому погреться. Припарковался я рядом с ним и говорю:
- Да не горюй, Олег, всё нормально. У меня солярка есть, как-нибудь доедем. Вот только надо решить как? Что посоветуешь?

       Олег подумал немного, поприкидывал и говорит:
- Может на буксир меня возьмёшь. Дотянешь до юга, где на летней солярке ездить можно. А там я уже сам поеду.

       Я согласился. Тут же в организации нашли мы крановщика, отцепил я свой прицеп от тягача, он мне этот прицеп погрузил в кузов. Мы второй КамАЗ ставим на жёсткую сцепку к моему КамАЗу. Вот таким двухэтажным обозом мы и выехали из заснеженного Кокчетава.

       Но было у нас с Олегом ещё одно дело. Обещали мы одному своему водителю с родной автобазы заехать в Кокчетаве к его тестю с тёщей. Они ему должны были подарочки-гостинцы с нами передать. Листок с адресом у нас был, по адресу мы быстро их нашли.
       Старики обрадовались, нас ночевать оставляют, но мы ни в какую.
- Мороз стоит нешуточный. Завтра можем машину не завести. Ехать нам надо, не обижайтесь.
       Они нас тогда за стол усадили, досыта накормили в дорожку, тёща термосы горячим чаем налила. А когда из дверей вышли, тесть нас позвал, чтобы мы ему помогли свиную замороженную тушу в кузов закинуть. Втроём мы тушу свиную легко в кузов кинули, руками старикам помахали и выехали в ночь.

        Едем, два водителя на одной машине, вторую на буксире тащим, меняемся каждые 4 часа.

        Проехали Караганду, в центральный Казахстан въехали. Мороз трещит, температура ниже -25 градусов, даже воздух кажется замёрзшим. Утро наступило. Солнце начало вставать. Дрога светлеет понемногу. И видим мы как в первых солнечных лучах микроскопические льдинки сверкают, вися в воздухе. И кажется нам, что всё вокруг звенит от них. Едем не торопясь, сами себя везём.

        А далеко впереди какое-то пятно на дороге движется. Как-то уж очень беспорядочно, нелепо движется. Подъезжаем ближе и видим, что это человек около машины скачет, руками машет. Чудеса да и только.
- Во крыша поехала! – подумали мы, - Даже мороза не боится, зарядку делает.

       А человек, оказывается, нас ждёт, остановиться просит. Мы остановились и спрашиваем его:
- Что приключилось? Что надо?
- Да вот вчера двигатель у нас заклинил. Брата я вчера на попутке отправил в Караганду за тягачом, а мы тут вдвоём остались. Всю ночь водку пили, чтобы не обморозиться. Это я сейчас вас увидел и выскочил. Напарник же совсем закоченел. Пустите погреться в вашей кабине. Утро наступило. Надеемся, что скоро помощь придёт.

       Второй его товарищ совсем весь скрюченный из кабины вылез, еле к нам ноги двигает. Я печку в машине посильнее включил, чтобы они побыстрее отогрелись. Они залезли и начали дальше рассказывать. Что везут лук на север Казахстана, что паяльной лампы у них нет. Холод стоит, а им не на чем ни чаю согреть, ни супа сварить. И вообще поджечь им нечего, не из чего костёр развести.

        Мы с Олегом послушали их, помозговали и говорим:
- У нас, в Казахстане, летом жарко. У машин баллоны лопаются от жары. Водители их снимают, запаску ставят, а лопнувшие баллоны за обочину укатывают. Вы на любую попутку сядьте, и пяти километров не проедете обязательно такие баллоны найдёте. С другой попуткой их сюда привезите, зажигайте и грейтесь, или запаску снимайте.

        Ребята обрадовались и говорят: «Вот тема! Так и надо сделать». А мы с Олегом видим, что качать их начинает, разводит их в тепле от выпитой водки. Это на морозе водка держит человека в тонусе, в тепле же наоборот, в сон клонит, развозит. Говорим им:
- Ребята, давайте-ка ссаживайтесь на мороз. Пальцы ног-рук отогрели и хорошо. А то сейчас заснёте и вот тогда точно заморозитесь. Попуточку вам ловить надо.
Они поняли, запахнулись покрепче, вылезли из тёплой кабины и побрели к своей.

       А мы с Олегом дальше покатили. Ещё 200 километров проехали и видим впереди стоит вроде бы КамАЗ, сбоку  него чёрный дым валит, в общем, стоит впереди невообразимо непонятный трёхэтажный машинный обоз. На КамАЗе стоит бортовой ЗИЛ, на ЗИЛу стоит прицеп, за КамАЗом зацеплен ещё один ЗИЛ и на этом ЗИЛу стоит ещё один прицеп. Такое вот сооружение, такая вот городошка, такая вот гирлянда из машин стояла перед нами, прямо-таки цыганский табор. И население его тут же. Перед нами руками машут, нас остановиться просят.

        Мы остановились. Олег за рулём был, поэтому вышел к населению табора я. Спрашиваю их:
- Что у вас случилось? Что за гирлянда из машин?
Они смеются, на нас показывают, мол ваша гирлянда от нашей не на много отличается. На свою поглядите, да сравните. Мы с Олегом поглядели и вздохнули: «Да уж, ничем мы от них не отличаемся».

       А ребята начинают рассказывать свою историю. Что они как и мы из Алма-Аты, что были они в Кустанайской области на уборке. Возили зерно с полей. Урожай был знатный, поэтому уборка затянулась. До последнего зёрнышка помогали с поля в закрома урожай вывезти. Поэтому выехали домой в Алма-Ату лишь в декабре. Бензина нет, вот они и прыгнули все на одного. Вот он(показывают на КамАЗ) их тащил-тащил, дотащил сюда и встал.
- А в чём дело? Сломался КамАЗ или не заводится? – интересуемся мы.
- Да нет! Всё в порядке, машина заводится. Но, когда температура двигателя подымается до 80 градусов, масло начинает хлестать откуда-то из под аппаратуры прямо-таки струёй хлещет. Мы, три водителя, за сутки всю машину облазили, ничего не можем понять. Откуда масло течёт, не понимаем. Может вы что нам посоветуете?
- А ехали как?
- Да хорошо ехали. Три водителя в одной кабине. Вели поочерёдно, менялись за рулём. А вчера вдруг дым из-под машины как повалил. Мы остановились, видим - масло течёт. Сутки уже стоим, причину ищем.

        Я огляделся вокруг. У этих не то что у тех, которые для согрева водку пили. У этих баллон горит, дым от него валит на всю степь. Две паяльные лампы горят, чайник с чаем висит, суп в кастрюльке. Морды, правда, чёрные от дыма, но глаза блестят. В кабине у них тепло, сами вертятся на морозе, куртки на них чуть не нараспашку. Этих просто так не свалишь. Вот только лишь совета просят.

        А у меня был случай год назад. Я тогда новый двигатель под свой КамАЗ переделывал, пришлось кое-где под аппаратурой заглушки поставить. Рассказываю ребятам что в блоке под аппаратурой масляный канал идет на включение гидромуфты (вентилятор радиатора), и там есть 2 заглушки. Они меня внимательно слушают, переглядываются между собой, у них глаза разгораются, радуются новому направлению поиска. Выслушали и спрашивают меня как им до этих вот заглушек добраться? Я ребятам всё объяснил что надо снимать аппаратуру - ТНВД (топливный насос высокого давления), иначе никак не подлезешь. Они всё поняли, нас к своему столу приглашают пообедать.
 
        А нам так кушать хочется, что сил нет. Мы с Олегом вспомнили, что в кузове у нас свиная туша лежит. Залезли, топором кусок туши оттяпали, на кусочки порубили и бросили на сковороду жариться.
 
        Пока мы с Олегом себе мясной обед готовили, ребята уже под кабину залезли, гайки откручивают. Мясо пожариться не успело, а из-под кабины слышны их крики: «Вау!Ура!» - это они нашли выпавшую заглушку.

       Быстро они заглушку выпавшую закрутили, к огню бегут греться, а сами на морозе приплясывают, руки замёрзшие потирают и кричат:
- Ура! Нам уже на всё наплевать, причину нашли! Считай что уже мы дома!

       Пообедали все вместе, попрощались. Мы поехали дальше, они тоже начали собираться в путь. На душе у нас с Олегом было радостно от встречи с такими жизнелюбивыми людьми, которые руки не опускают, стремятся выжить в любых неблагоприятных обстоятельствах. Всю дорогу, до самой Алма-Аты, мы вспоминали этих ребят.

       Было и у нас приключение. Не доехали мы до Алма-Аты последние 200 километров - закончилась в моём КамАЗе зимняя солярка. Но мы не расстроились. Встретились нам машины с нашей автоколонны, у них и взяли 50 литров зимней солярки, которой хватило доехать нам до дома, до родного автопарка.

       Главное в дороге – не унывать! Надо посидеть, подумать. Всегда можно найти грамотное решение.