Штрихи к портрету. Сомов Портрет Евфимии Носовой

Алина Алексеева-Маркезин
     Сомов. Портрет Е.П.Носовой. 1911, xолст, масло. 138,5x88 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

         Е.П. Носова — собирательница русской живописи. Сестра Михаила, Николая, Степана Рябушинских.Родилась в Москве 8 августа 1881 г. в семье московского промышленника и общественного деятеля Павла Михайловича Рябушинского. Воспитывалась вначале дома, затем училась в гимназии. В начале 1900-х гг. вышла замуж за Василия Васильевича Носова, одного из владельцев известной в Москве суконной фирмы. Рябушинские и Носовы принадлежали к московской купеческой элите.

     Интерес к искусству у Носовой пробудился рано. И это не удивительно, поскольку ее братья имели коллекции очень высокого художественного достоинства.

           Евфимия Павловна тоже стала собирать художественную коллекцию. Пример братьев Михаила и Степана, предполагавших передать свои собрания Москве, заразил и ее. Она решила в своем особняке создать музей русского искусства и впоследствии передать его родному городу.

               Евфимия Павловна, выйдя замуж за В.В.Носова, сына текстильного фабриканта, обосновалась в особняке на Введенской площади, интерьеры которого сразу подверглись переделкам по ее вкусу. К своей затее она привлекла известных архитекторов и художников, даже Валентина Серова, с которым, говорят, не поладила, а скорее всего он вскоре умер, а Мстислава Добужинского даже отправила в Италию, вероятно, побывать там, где она уже была, и он по возвращении создал фреску в духе тех, какие видел во дворце Козимо Медичи: на кобальтовом фоне с применением позолоты воспроизводится мифологический сюжет с включением портретов хозяев особняка.

       После 1917 г. Е.П.Носова эмигрировала. Еще до своего отъезда самые ценные картины она сдала на временное хранение в Третьяковскую галерею и в Театральный музей им. А.А.Бахрушина. После декрета о национализации все эти вещи стали собственностью государства. Позже в Третьяковскую галерею поступили и те полотна, что находились в Театральном музее.

           Ныне в Государственной Третьяковской галерее находится шестнадцать портретов из собрания Е.П.Носовой. В числе этих полотен и ее собственный портрет работы К.А.Сомова. Ее конный портрет оставался в особняке до 1960 г., после чего поступил в Государственный Исторический музей.

        В первые послеоктябрьские годы в бывшем особняке Е.П.Носовой открылся один из Пролетарских музеев. Однако просуществовал он недолго и подобно другим таким же музеям был ликвидирован, а художественные предметы пополнили Государственный музейный фонд. Оттуда они попадали либо в другие музеи, либо в Антиквариат.

СОМОВ ПИСАЛ О своей модели.

      В 1910 году, в дни, когда Сомов приехал в Москву и приступил к работе над портретом Евфимии Павловны Носовой, он писал в письмах: «Блондинка, худощавая, с бледным лицом, гордым взглядом и очень нарядная, хорошего вкуса при этом».

       «Сидит она в белом атласном платье, украшенном черными кружевами и кораллами, оно от Ламановой, на шее у нее 4 жемчужных нитки, прическа умопомрачительная... точно на голове какой-то громадный жук». Видно и по репродукции в книге: Евфимия Павловна - в самом деле необыкновенная модель. И это не только по богатству, а по стилю, дитя Русского модерна, его живая модель, при этом ни тени декаданса, а красота и сила жизнеутверждения.

      «Был в ложе Носовой, которая была одета умопомрачительно, голубое яркое атласное платье, вышитое шелками перламутровых цветов с розовыми тюлевыми плечами, на шее ривьера с длинными висячими концами из бриллиантовых больших трефлей, соединенных бриллиантами же...»

       «Она очень красива. Но какое мучение ее платье, ничего не выходит...» - художник прямо впадает в отчаяние. А ведь и блестящей красавице позировать день за днем - нелегкое дело.

      Сомов делает запись: «Носовой я признался в моей неудаче, она меня бодрит, говорит, что упряма и терпелива».
   Обладая художественным вкусом, она знала: и платье от Ламановой, и ее портрет кисти Сомова - это будут шедевры, и добивалась упрямо и терпеливо со своей стороны того же, что эти художники, каждый в своей сфере, а ее же сферой была сама жизнь в ее высших проявлениях.

        Сомов, вечно недовольный собой, всегда отчаивался в ходе работы, кропотливо трудился там, где другие не нашли бы, что еще можно сделать, и создавал нечто неповторимое. Портрет был окончен в 1911 году. Интересна оценка Михаила Нестерова, который словно бы не видел известную в Москве красавицу, участницу собраний «Общества свободной эстетики».

              Из письма М.Нестерова от 3 марта 1911 года (Москва):
«Ну, чтобы закончить свое писание достойно, скажу тебе про выставленный здесь на «Мир искусства» новый большой портрет Сомова с некоей Носовой - вот, брат, истинный шедевр! - произведение давно жданное, на котором отдыхаешь. Так оно проникновенно, сдержанно-благородно, мастерски законченно. Это не Левицкий и не Крамской, но что-то близкое по красоте к первому и по серьезности ко второму. Сразу человек вырос до очень большого мастера».


          Портрет работы Сомова попал в Третьяковскую галерею вместе с ее коллекцией, куда она передала в 1917 году на хранение. В ее коллекции были картины Рокотова, в то время вовсе всеми забытого, Боровиковского, Кипренского, Венецианова.

В эмиграции Евфимия Павловна сначала жила в Париже, затем переехала в Рим.
Е.П.Носова умерла в 1960 г.