Невежество

Александр Чурсин 2
               
   "- Ответьте на вопрос: Какое было воинское звание у маршала Жукова? - Студент: Незнаю" (  почти анекдот). Когда-то давно, когда я работал по строительству, работал со мной один паренёк - маленького роста, щупленький и весь какой-то миниатюрный. Звали его Саша, а так как Александров у нас было много ( однажды 4 человека было с этим именем), то мы сразу стали называть его между собой, для различия - маленький. Саша выполнял подсобную, не сложную работу, никогда не пререкался, в разговорах на досуге особо не участвовал, отвечал односложно и, как говорится, "звезд с неба не хватал". И вот однажды он выдал такое, что запомнилось мне аж до сего дня.
   
   Сидели мы как-то в обеденный перерыв, беседовали на всякие умные темы с исторической спецификой, Саша тут же сидел и , как обычно, молчал. И тут ему задали вопрос:" Что такое Интернационал?". Он уверенно ответил, что это магнитола ( в то время действительно была магнитола с таким названием), про другое, первостепенное, значение этого слова он не знал. В другой раз, когда мы говорили о городских достопримечательностях, Саша выдал, что Нижегородский кремль был построен в 20 веке для защиты от налётов немецкой авиации...Говорил он это вполне серьезно, хотя не исключаю, что он прикололся, но точно могу утверждать, что сведений о главном памятнике родного города у него не было. Тогда я впервые столкнулся с фактом таких пробелов в образовании и посетовал о том, как можно не знать таких элементарных вещей, ведь в школе же он учился и телевизор, как источник информации, смотрел регулярно.
   
   Впоследствии стало выходить много телепередач о проблемах образования, уровень знаний выпускников школ и ВУЗов подвергался критике, о неучах шутили юмористы - проблема становилась глобальной. А когда я учился в педагогическом университете, то волей не волей, пришлось выработать свою точку зрения на этот вопрос, которой я с вами и хочу поделиться. Может я бы и не стал этого делать, но, попавшееся как-то на глаза видео, которое прикреплено к этому посту, не оставило выбора, как говорится в названии одного из произведений Л.Толстого - " Не могу молчать". Но вначале пару слов про видео. Вы увидите, как студентам ВУЗов и бывшим студентам, задают элементарные вопросы из школьной программы, я подчеркиваю, из школьной, на которые те, в большинстве своём, не отвечают. Молодые люди учатся или учились в ВУЗах, то бишь высших учебных заведениях, как то: институты, университеты, академии, семинарии. Учебное заведение называется высшим, потому что выше его нет больше учебного заведения. После ВУЗа выпускник может пойти в аспирантуру, которая не является более высокой ступенью обучения, а позволяет более детально погрузиться в тот или иной вопрос различных дисциплин. Конечной целью аспирантуры является написание и защита кандидатской диссертации, впоследствии может быть написана докторская. Все поступающие в ВУЗы априори ( само собой разумеется), должны владеть информацией из школьной программы обучения. А в этом видео они заваливаются на самых элементарных вопросах - полный отстой, как говорят нынче молодые, или полные лохи.
   
   А теперь мои соображения на этот счет. Невозможно знать всё или даже часть всего - среднестатистическому человеку это невозможно ( неким исключением являются люди-уникумы, например А.Вассерман). Но есть минимальный объем знаний, который, как кости скелета, служит основанием для дальнейшего образования в учебном заведении или для самостоятельного обучения, то есть самообразования. Это и есть знания из школьной программы, которые должны быть основополагающими камнями, строящегося здания человеческой личности. Например, вы можете не знать, что идею о написании " Ревизора" Гоголю подкинул А. Пушкин, но про то, что автор "Ревизора" Гоголь, а Пушкин написал другие произведения, вы знать обязаны. Как можно не знать основных русских писателей и названия их книг хотя бы в рамках проходимого в школе!? Вы можете не знать фактов мировой истории, но основные её  моменты не знать дико. Например то, что Америку открыл Колумб, а Наполеона разбили не в битве при Филадельфии сведения обязательные. Отечественную историю помнить нужно ещё лучше, ведь это же твоя страна, где жили твои деды и будут жить твои дети и внуки. Переломные вехи истории, как-то крещение Руси, монголотатарское иго, нашествие Наполеона, первая мировая и  Великая Отечественная войны, революции и отмена крепостного права и т.д. нельзя не знать. Имена деятелей культуры и науки, хотя бы самых знаменитых тоже входит в обязательный перечень. Не назвать ни одного художника или композитора полное дегенератство, я уже не говорю о том, что с такими людьми практически не о чем разговаривать. Если вы по роду своей деятельности не связаны с точными науками, то школьные формулы, понятия и прочее, вы забудете, и это нормально, но что-то вы все равно будете помнить. Повторяю, что речь идет о том, что необходимо обладать минимальным, но достаточным для дальнейшего образования и бытия, запасом знаний.
   
   В последнее время, в свете современной политической обстановки в мире, данный вопрос особенно актуален. Найдите себе недотеп, которые не в курсе того, какую роль сыграл СССР в разгроме фашизма и им легко можно втюхать, что основной победитель это США. Расскажите им, ничего не знающим о истории крымского вопроса, что Россия захватила полуостров незаконно, и вот вам "пятая колонна", протестующая внутри страны и льющая воду на мельницу врага. Противники России мечтают о таких помощниках и это уже вопрос безопасности нашего государства.
   
   Если человек не имеет подобного основополагающего скелета знаний, то он не может далее развиваться, ему просто не на что опирать новые сведения - отсутствует БАЗА. И если данное явление приобретет всеобщий характер, то тут до погибели народа и государства совсем близко.
©                ( А.В.Чурсин)

P.S. Каталог всех произведений опубликованных ВКонтакте здесь
https://vk.com/wall389303649_505.