Давиды и Голиафы

Вп Бондарев
Много лет назад обсуждая с друзьями итоги очередной сданной нами экзаменационной сессии, мне пришла в голову мысль- написать об этом весьма непростом деле рассказ. Тогда руки до этого не дошли. Много с тех пор воды утекло, но желание рассказать о тех событиях осталось.
 Учились мы в конце 69-х - начале 70-х годов в МВТУ им. Баумана. Учились и работали, но скидок нам  в институте никто из преподавателей  не делал. К старшим курсам многие из нас поняли, что профессию выбрали неверно. Почему? Разговор длинный и не для этого рассказа. Но этот факт очень сильно влиял на наше отношение к учебе. Главная задача была любой ценой сдать зачет или экзамен, оценка роли не играла. Только бы получить зачет( а их каждый семестр было от 4-х до 7).   Тогда ты получал право на оплаченный небольшой отпуск для сдачи экзаменов( тоже от 4 до 6). Мы, "вечерники" очень за такие отпуска бились. Без них пройти сессию без потерь не было никакой возможности.  И вот в декабре и мае 6 лет подряд наступал первый этап боев студентов-"легковесов" (пользуясь боксерской терминологией) с "тяжеловесами"-преподавателями. Самые серьезные бойцы - Голиафы-профессора, обычно на прием зачетов не разменивались. Вперед здесь выступали недавние студенты - молодые преподаватели. У них почти всегда зачет получить было не очень сложно, они иногда даже входили в наше положение и условный бой заканчивался в пользу нас- "Давидов". Радоваться было конечно рано- все было впереди, наши кафедральные " Голиафы" тоже ждали своего времени, чтобы отыграться на нас по полной программе.
 Серьезно подготовиться к экзамену было очень непросто: все мы работали и в процессе учебы не всегда могли посещать все лекции, семинары. Выучить же за 2-3 дня до экзамена материал целого учебника, притом подчас очень сложного, в полном объеме не представлялось возможным. Готовились мы все по-разному, кто шпаргалки писал, кто учебник резал для шпаргалок, кто просто с конспекта лекций планировал списывать. А кто и сам учебник приносил на экзамен. Как повезет, если повезет. В общем, каждый "Давид" свою пращу готовил сам. Понятно, что все мы должны были изучить своего будущего "Голиафа", чтобы выйти из боя с минимальными потерями. Цель уйти с экзамена без "хвоста", с 3-мя "хвостами отчисляли безжалостно, даже с 5 курса. А в армию идти на 3 года не хотелось, потом восстанавливаться, так только к 27- 30 годам будешь с дипломом. Если будешь?!
 На всю жизнь запомнил свой самый тяжелый бой с одним из профессоров. Он меня  невзлюбил  еще за год до этого,в предыдущем триместре  оставил с "хвостом", который мне помог ликвидировать ассистент кафедры. Он вел у нас по данному предмету  семинары и имел право принять у меня пересдачу. И вот подошел срок расплаты и тот же "Голиаф" не только сам не принял у меня зачет, но и своего нового ассистента предупредил о том, что меня надо выставить. Даже от группы этого не скрывал . Идти жаловаться, к кому-то обращаться  было бессмысленно. В последний момент я чудом сдал зачет сжалившемуся ассистенту, который за 2 месяца до этого принял у меня старый"хвост". Через 2 недели я пошел сдавать злополучный экзамен моему "врагу" -"Голиафу". Слыл он самым жестоким педагогом, не знающим жалости, и очень злопамятным. Надо сказать, что в те далекие времена ни подкупить, ни напугать никого из профессоров было невозможно. По крайней мере я об этом никогда не слышал  и никому из нас это и в голову не приходило.
 У меня были подробные шпаргалки по всем вопросам предмета, в материале я тоже тогда неплохо разобрался. Было понятно, что , если профессор"Голиаф" захочет затоптать, уничтожить студента"Давида", он это все равно сделает с легкостью. Я шел почти на верную "смерть". Но надо всегда рассчитывать на лучшее! И готовиться к нему, приближать победу. В роли моей пращи, как у Давида, была большая и плотная повязка на левой руке, висящей на перевязи. Я был, как раненый боец, идущий на амбразуру. В повязке под бинтом были шпоры. Взяв билет, я сел на первую парту, прямо перед "Голиафом" и не спеша, у него на глазах, списал весь необходимый материал. Текст шпаргалки был виден мне через бинт, но стороны заметен не был. Закончив работу, я стал ждать счастливый случай, которого просто не должно было быть. Но, в хорошее надо всегда верить до конца.
И счастье снова улыбнулось мне. Оно явилось в лице все того же ассистента - моего спасителя в прошлом учебном году. Он вошел в аудиторию со словами, обращенными к моим будущим палачам , не надо ли им помочь принять у студентов экзамен. Те, естественно согласились, никому не хочется сидеть до вечера, а тут добровольный помощник. С вопросом, о том, кто готов отвечать, само собой меня никто опередить не смог. Предупреждать моего спасителя о том, что меня надо завалить, "Голиафы" не стали. Это было бы слишком. Я сдал ему экзамен на "4" и, не веря своему счастью, вышел из аудитории и стал обсуждать происшедшее со своим другом, ждавшим меня. Вслед за мной из аудитории вышел покурить и мой "Голиаф".
Много лет прошло, но я помню то чувство победы, которое меня обуревало. Я знал, что с этим "Голиафом" я уже не встречусь на экзамене, и медленно у него на глазах развязал и снял повязку с руки. Помню выражение его лица. Мне даже жалко его стало... Полвека я работаю в образовании(школе,вузе), но тот день запомнил на всю жизнь.
 И никогда не стремился ни на минуту стать "Голиафом" и поставить своих учеников в позицию "Давидов".
Кстати. мой спаситель стал заведующим той кафедры, которую в разное время мы с ним закончили.