Николай Фешин. Портрет Вари Адоратской

Алина Алексеева-Маркезин
    Николай Фешин.Портрет Вари Адоратской.1914г. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

  «Портрет Вари Адоратской» - одна из наиболее известных и узнаваемых картин Николая Фешина, о котором Репин в 1926 году сказал: «Фешин среди современных живописцев самый крупный».
      
          Картина относится к наиболее значительному, по мнению кандидата искусствоведения Г. П. Тулузаковой, периоду творчества художника — к 1914—1918 годам. В это время, выбирая форму интерьерного портрета-картины, Фешин пытался создать обобщённый, многогранный образ, который синтезировал бы психологические характеристики модели и изображённого на картине её сиюминутного настроения или состояния.
        «Портрет Вари Адоратской» Тулузакова называет «наиболее полной и совершенной формой образа детства в творчестве Фешина». По её мнению, картина — одно из самых гармоничных созданий художника, ясное и по мысли, и по конструкции, визитная карточка русского периода творчества художника.

   Написана она была в 1914 году по заказу ученицы художница, мецената Н. М. Сапожниковой, которой Варя приходилась племянницей.

          На картине Фешина изображена десятилетняя девочка, сидящая на столе среди разбросанных в живописном беспорядке игрушек и сладостей. Она сама смотрелась бы как ожившая игрушка, если бы не серьезный взгляд взрослеющего в недетском мире подростка.

ВАРЯ АДОРАТСКАЯ ВСПОМИНАЛА:

        «Это было в марте-апреле 1914 года в Казани… Я очень любила тетю Надю (прим. - Сапожникова Н.М., ученица и друг Н. И. Фешина) и часто бывала у нее в мастерской, и она предложила, чтобы Николай Иванович написал меня.

      Мне было тогда 9 лет, я была довольно застенчива и дика… Было решено, что Н.И. будет писать меня у тети Нади в мастерской… Сперва он посадил меня в плетеное кресло около стола, но потом решил посадить на стол. Мне это очень не понравилось, потому что было неудобно и даже больно сидеть – постоянно немели ноги. Но спорить с Н.И. было невозможно и приходилось покоряться.

         Сперва на мне был надет широкий шелковый пояс с синими, желтыми и красными клетками. Но Н.И. это не нравилось и он нашел кусок матовой шелковой материи, где было больше блеклых тонов и переделал то, что было написано сначала.

                То же самое он сделал с платьем куклы-японки, которая лежала рядом со мной. Помню, что когда я начала позировать, он сперва нарисовал на холсте углем, затем стал рисовать лицо, а все остальное только наметки. Затем все время продолжал работу над лицом, постепенно докончил всю картину.

     Натюрморт он писал иногда без меня. Когда он писал, то пользовался большой палитрой; у него было много кистей. Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть, и снова бежит к холсту. Движения у него были порывистые, и работал он с большим темпераментом и увлечением».

        В «Портрете…» Фешину удалось применить новый, несколько экстравагантный композиционный прием – фигура девочки располагается не по центру полотна, а немного смещена от центральной оси. Передний план картины занимает проработанный в деталях натюрморт. Но при этом художнику, несмотря на асимметрию композиции, удалось создать одно из самых гармоничных своих полотен.

           Гармония и равновесие, трогательный и беззаботный, открытый детский образ, нежная цветовая гамма роднят произведение Фешина с картиной В. Серова «Девочка с персиками». Их начали сравнивать сразу же, после первых появлений «Портрета…» на выставках. Действительно, картины схожи по настроению, выразительным средствам, образам и атмосферой счастья, присущей детству.

        В совершенной форме воплощающий образ детства, «Портрет Вари Адоратской» занимает достойное место среди шедевров портретной живописи.

         Портрет, после того, как отец Вари Адоратской В.В.Адоратский отказался от него, приобрела Н.М. Сапожникова. С ней он был в счастливые и тяжелые времена ее жизни. Она завещала портрет после своей смерти самой модели, то есть, В.В. Адоратской.

В ГМИИ РТ портрет был передан в 1964 году от Разумова С.Н.

ВАРВАРА АДОРАТСКАЯ.

              Варвара Владимировна Адоратская родилась в Казани в 1904 году, в тот год, когда ее отец Владимир Викторович Адоратский вступил в партию большевиков.
С 1914 года они были в плену в Германии, в 1918 году, по предложению Ленина, Советское правительство обменяло их на немецкое семейство. Семья вернулась в Россию. Поселились в Москве, Владимир Викторович стал работать в Центральном государственном архиве. В 1931 году был назначен директором Института Маркса-Энгельса-Ленина (ИМЭЛ). Был действительным членом Академии наук СССР. А Варя работала переводчицей в Институте марксизма-ленинизма (Варвара Владимировна в совершенстве знала несколько европейских языков).

         Всю жизнь она прожила неразлучно с родителями. Варя и ее отец были большими друзьями, много переписывались, когда кто-то из них уезжал на отдых или лечение.
Варя была помощницей отца в его научно-литературной работе, делала для него переводы, печатала на машинке. Трудилась под его руководством над переводами для ИМЭЛ, где продолжала работать на договорных началах и после смерти отца в 1945 году.
Варвара Адоратская умерла в 1963 году

СУДЬБА КАРТИНЫ.
          
         Подготовка в Казани персональной выставки Николая Фешина в 1963 году потребовала активной исследовательской и поисковой работы. Был выявлен круг людей, у которых могли храниться его произведения. Сотрудники казанского музея в начале 1963 года прибыли в Москву и познакомились с Варварой Адоратской.
            
         Зная о своей неизлечимой болезни, она согласилась продать коллекцию казанскому музею, однако собственный портрет хотела видеть в Третьяковской галерее, а не в казанском музее. После смерти Адоратской и перехода её коллекции к С. Н. Разумову переговоры пришлось начинать заново, но в конце концов он согласился на предложение продать работы Фешина казанскому музею.
            
      Это касалось всех работ коллекции, кроме «Портрета Вари Адоратской», который он собирался передать в соответствие с волей умершей в Государственную Третьяковскую галерею. Однако под влиянием настойчивых уговоров казанского музея он согласился передать этому учреждению картину. Передача картины состоялась в 1964 году.