Сухая Падина. Мануйлов Николай. Оккупация. 1942 г

Владимир Пузиков
На фото: Фрагмент карты Благодарненского района. Хутор Сухая Падина. Редактировал В. И. Пузиков.


МАНУЙЛОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
Хутор Сухая Падина. Оккупация. 1942 г.

Восточный склон Прикалаусских высот Ставропольского края изрезан многочисленными сухими балками, по которым талые и ливневые воды стекают в реку Мокрая Буйвола. В восьми верстах на север от Мокрой Буйволы земли с давних времен принадлежали кочевникам, калмыкам, затем туркменам.

Во второй половине XVIII века крестьяне, проживавшие в селах Новогригорьевского (С 1900 года – Благодаренского) уезда, стали брать у кочевников землю в аренду, пахать землю, выращивать хлеб. В степи и балках появились хутора.

С декабря 1905 года процесс освоения земель севернее реки Мокрой Буйволы усилился в связи с принятием Ставропольским Губернским присутствием решения о переселении крестьян на Верхне-Чограйскую и Северо-Мажарскую дачи. Новоселами были основаны села Алексеевское, Мирное, хутора Русский, Троицкий и другие.

***

К концу 20-х годов прошлого века в верховьях балки, которую инженеры-землеустроители назвали «Балка 1-я Падина», образовалось два поселения: х. Сухая Падина и х. Садовый. Сухая Падина состояла из двух частей. С северо-запада на юго-восток: Пятерочка или Пятихатка, где обосновались единоличники, выходцы из села Александрии Благодарненского уезда, в 1926 году их было переписано 101 человек. Далее – Коммуна, организованная в 1928 году в ходе сельскохозяйственной коллективизации.

Мануйлов Николай Иванович, старожил Сухой Падины, с которым мы встретились 2 февраля 2018 года на собрании владельцев земельных паев в сельском ДК хутора Алтухов, вспоминал: «…В коммуну вступал мой дед Мануйлов. Он жил с семьей в доме, построенном в 1910 году, разводил скот и овец, имел земельный участок в 35 соток и большой фруктовый сад. Вступив в коммуну, мой дед все движимое и недвижимое имущество сдал в «общак», в общее коллективное хозяйство.
В коммуну вступили семьи: Дутовы, Дорохины, Коршунковы, Косьяновы, Мищенко, Сапрыкины, Ушаковы, Харченко, Яхонтовы.

Переверзев Андрей Кириллович, 1894 г. р., и его жена Мария Павловна, 1892 г. р., проживали в Пятихатке, были единоличниками, вступили в коммуну, им не понравилось, вышли из нее, потом снова вступили. В 1931 году у них родился сын – Переверзев Иван Андреевич.

В 1930 году на базе коммуны был создан 2-й производственный участок площадью 1462 га колхоза «Красный партизан» Александрийского сельсовета. Участок имел границы: с севера и северо-востока – Каменнобалковский мясосовхоз, с юго-востока – колхоз «Красная звезда», с запада и юго-запада – колхоз «Красноармеец». Земельный участок имел рельеф сильно волнистый, с общим понижением в сторону балки 1-я Падина, проходящей по середине участка, с понижением на юго-восток.

В 1938 году в Сухой Падине постоянно размещалась животноводческая бригада № 6 и в летнее время – полеводческая бригада № 5. В пастбищный период сюда перегоняли часть поголовья с МТФ и ОТФ. На молочно-товарной ферме содержалось 381 голова крупного рогатого скота всех возрастов и 7 рабочих лошадей. 10 чабанов ухаживали за отарой овец в 1708 голов. На зимнее время овец перегоняли на третий колхозный участок площадью 1000 га, в урочище Чограй. Сюда же колхоз перегонял на зиму молодняк крупного рогатого скота и лошадей.

Питьевую воду и для водопоя скота жители поселка Сухая Падина использовали из колодца № 159 с дебитом 5,76 куб. м воды в сутки, находящегося в отроге балки Сухой Падины и колодцев № 157 и 158, находящихся в индивидуальной собственности колхозников. В летнее время, когда воды не хватало, ее доставляли в бочках, в объеме 160 ведер в сутки, из родника хутора Гремучего.

Бригадиром участка колхоза «Красный партизан» работал Чекулаев Дмитрий Федорович. Если он видел, что женщины идут с полевого стана домой с сумками сворованного в колхозе зерна, то он не останавливался, сворачивал в сторону или проезжал мимо. Но вечером приходил домой к колхознице и ругал ее, рассказывал, что воровать нельзя, за это можно сесть в тюрьму на большой срок, кто тогда будет воспитывать детей? Бригадир обязывал провинившуюся колхозницу зерно вернуть в бригаду. В то время за кражу социалистической собственности – колхозного добра – давали огромные лагерные сроки.

Восточнее хутора Сухая Падина, совсем рядом, начиналась улица хутора Ново-Садовый (Садовый) колхоза «Красная Звезда».  В поселке проживало 250 человек. Колхозники содержали на подворьях 67 голов КРС, 11 лошадей. Возле Садового имелись животноводческие фермы: Молочная ферма (65 коров и 80 голов молодняка), СТФ (свиней 22 головы) и птичник (900 кур).

Председатель колхоза «Красная Звезда» Перепелицин Дмитрий Иванович, участник гражданской войны, кавалерист, а в Отечественную войну – партизан отряда «Максим». Он ездил верхом на лошади, или на линейке, но без кучера, правил лошадьми сам. У него было шестеро детей.

В хуторе Садовом была начальная школа и клуб, а в Сухопадинской коммуне – только клуб.

Н. И. Мануйлов вспоминал: «…Мой отец – Мануйлов Иван, 1903 г. р., был женат дважды. С первой женой нажил двоих сыновей Василия и Егора. Потом он женился на Матрене Никитичне, 1908 г. р. В этом браке в 1935 году родился я, в 1937 году – брат Михаил, в 1939 году – брат Василий, затем – сестра Катя».

***

Меня интересовали события в Сухой Падине во время оккупации немецкими войсками нашего района.

Н. И. Манулов рассказал, что «…в их большой хате до оккупации проживали две еврейских семьи: старик, две женщины с детьми. Ютились все в одной комнате. Когда немцы пришли на Ставрополье, то женщины плакали и говорили, что их убьют. Евреи ушли пешком в сторону села Благодарного. Что с ними произошло, не знаю! Но читал недавно в районной газете статью: в селе Благодарном после оккупации нашли несколько ям, заваленных трупами евреев».

***

Помнит Николай Иванович и трагические события, случившие в их небольшом тихом хуторе, когда в июле-августе 1942 года по территории проходили отступающие части Красной армии, и было две-три недели безвластия. Советская власть уже не действовала, а немецкая новая власть еще к работе не приступила.
 
Когда наши солдаты отступали, то заходили к хуторянам на отдых и покушать. Были они ослабевшие, исхудавшие, голодные.

Ишкова (Носова) Наталья Кирилловна кормила ребят, говорила:
- Ребята, покушайте, отдохните! Поживите, я Вас поддержу, а потом дальше пойдете!

Солдаты благодарили тетку Наталью за обед и говорили:
- Пойдем свою часть догонять!

Семеро ушли, а один солдатик был очень слабым, отстал от группы.  Местные изуверы, иначе этих людей не назвать, настигли его на горе и расстреляли в лесополосе, под кустом масленки.

Это были местные жители, К... и З..., ранее призванные на фронт, но оказавшиеся дома, да еще с оружием. Ими верховодил Гришка Найденов, житель хутора Гремучий, дезертировавший с фронта и девять месяцев скрывавшийся в подполье. С приходом немцев он поступил в полицию.

Женщины узнали о расстреле солдата и похоронили его останки на месте расстрела. Там же, в лесополосе, они увидели еще семь трупов красноармейцев, уже разлагающиеся. Они и эти останки захоронили в лесополосе.

Наталья Кирилловна стала ругать злодеев, на что они ответили:
- Это дезертир! За это мы его и прикончили. А если ты будешь язык распускать, то и тебе не сдобровать.

Видимо, наши полицаи боялись, что солдаты расскажут в части о дезертирах хутора.

Муж Натальи Кирилловны – Фома Андреевич Ишков был мобилизован в Красную Армию в первые дни войны и домой не вернулся.

 Полицай Найденов в январе 1943 года ушел с отступающими немцами, больше его на хуторах не видели.


***

В конце 1948 года было принято Постановление Совета Министров Союза ССР и ЦК ВКП(б) «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районов европейской части СССР».

Это Постановление касалось и нашего степного Благодарненского района, жителей хутора Сухая Падина. План посадки лесополос в Благодарненском районе:
 
1949 – 150 га;
1950 – 270 га;
1951 – 1955 гг. – 1350;
1956 – 1965 гг. – 3680;
Всего: 5450 га.

Для осуществления грандиозного плана преобразования природы, в 1950 году в Благодарненском районе создали Лесозащитную станцию (ЛЗС). Ее директором назначили Чеботарева Дмитрия Родионовича. Тракторную бригаду ЛЗС разместили в Сухой Падине. Был общий хозяйственный двор обеих бригад, лесозащитной и полеводческой № 5.

В Благодарненском районе стало 4 машинно-тракторных станций и одна лесозащитная станция. В 1950 году они получили 20 новых тракторов, 64 комбайна, 96 сеялок, 57 культиваторов. Полевые работы стали выполняться в лучшие агротехнические сроки, увеличилась урожайность зерновых и кормовых культур.

Труженики ЛЗС выполняли большой объем агромелиоративных работ. Они строили для колхозов пруды, высаживали лесополосы, вели за ними уход. В эти годы на границе колхозов «Красная Звезда» и колхоза «Красный партизан» появилась государственная лесополоса.

В ноябре 1950 года 2-й участок колхоза «Красный партизан» вошел в состав укрупненного колхоза имени Молотова Красноключевского сельского Совета.

Похозяйственные списки семей хутора Сухая Падина
1949-1951 гг.

№ 255. Дворядкина Анастасия Семеновна,. 3 чел.
№ 256. Никифоров Петр Тимофеевич. 8 чел.
№ 257. Соколова Ирина Петровна. 6 чел.
№ 258. Переверзев Андрей Кириллович. 3 чел.
№ 259. Ишков Леон Андреевич. 6 чел.
№ 260. Мищенко Александр Митрофанович. 6 чел.
№ 261. Бодякин Трофим Иванович. 2 чел.
№ 262. Бодякин Григорий Трофимович. 6 чел.
№ 263. Затонский Петр Стефанович. 10 чел.
№ 264. Кодинцев Иван Семенович. 7 чел.
№ 265. Бодякина Татьяна Ивановна. 1 чел.
№ 266. Рязанцева Анна Андреевна. 3 чел.
№ 267. Елетенко Егор Максимович. 6 чел.
№ 268. Дутова Мария Григорьевна. 3 чел.
№ 269. Ушакова Мария Евстафьевна. 5 чел.
№ 270. Ушакова Евдокия Матвеевна. 2 чел.
№ 271. Юшин Андрей Гаврилович. 2 чел.
№ 272. Федотова Ульяна Ахремовна. 2 чел.
№ 273. Ендовицкий Семен Лукьянович. 5 чел.
№ 274. Ишков Иван Андреевич. 3 чел.
№ 275. Дутов Стефан Григорьевич. 11 чел.
№ 276. Дорохин Сергей Акимович. 4 чел.
№ 277. Дорохин Стефан Акимович. 7 чел.
№ 278. Дорохина Елена Александровна. 1 чел.
№ 279. Сапрыкина Марфа Федотовна. 3 чел.
№ 280. Мищенко Матрена Федотовна. 1 чел.
№ 281. Яхонтов Федор Константинович. 7 чел.
№ 282. Мищенко Самуил Тимофеевич. 4 чел.
№ 283. Яхонтов Егор Константинович. 5 чел.
№ 284. Шуваев Федор Константинович. 9 чел.
№ 285. Сапрыкин Георгий Герасимович. 6 чел.
№ 286. Иваненко Мария Ильинична. 2 чел.
№ 287. Косьянов Василий Федорович. 5 чел.
№ 288. Коршунков Егор Дмитриевич. 5 чел.
№ 289. Мануйлова Матрена Никитична. 4 чел.
№ 290. Тищенко Прасковья Григорьевна. 3 чел.
№ 291. Хрячков Никита Иванович. 6 чел.
№ 292. Коротких Евдокия Никитична. 2 чел.
№ 293. Миронова Лукерья Андреевна. 4 чел.
№ 294. Агошкова Мария Федоровна. 2 чел.
№ 295. Затонская Домна Алексеевна. 3 чел.
№ 296. Ендовицкая Ирина Петровна. 1 чел.
№ 297. Переверзев Семен Кириллович. 7 чел.
№ 298. Коршункова Мария Яковлевна. 5 чел.
№ 299. Харченко Аксинья Григорьевна. 1 чел.
№ 300. Дутова Анна Васильевна. 1 чел.
№ 301. Иноземцев Сергей Тимофеевич. 1 чел.
№ 302. Найденова Анастасия Ивановна. 2 чел.
№ 303. Скокова Мария Ивановна. 2 чел.
№ 457. Коротков Иван Федорович. 5 чел.
№ 458. Бородинов Иван Евсеевич. 6 чел.

В начале 60-х годов прошлого века хутор Сухая Падина был включен в число неперспективных. Началось переселение колхозников на хутора Алтухов, Красный Ключ, Гремучий. В начале 70-х годов хутор прекратил свое существование.

ИСТОЧНИКИ:
Очерк дорожно-мелиоративного обследования территории колхозов Благодарненского района Орджоникидзевского края за 1938 г. Пятигорск, 1939 г.
Похозяйственные книги колхоза имени Молотова Красноключевского сельсовета. 1949-1951 гг.
Газета «Трибуна ударника» Благодарненского района, 1949-1950 гг.

Владимир Пузиков
Г. Благодарный
5 - 7 февраля 2018 г.