Мы нуждаемся в искусстве как никогда прежде

Виктор Постников
Ричард Хайнберг

Resilience
2 февраля 2018 г
 

В неспокойные времена искусство может и должно выражать беспорядок в мире и помогать нам справиться с ним.
Какую роль может играть искусство в ответ на климатические перемены и связанные с ними экономические и экологические  кризисы?

В фильме 1997 г "Титаник", Уоллес Хартли, скрипач и дирижер оркестра, игравшего на роковом корабле,  обращается к своим музыкантам, когда вода уже поднимается к нему,  со словами: “Джентльмены,  для меня большая честь играть сегодня вечером  с вами.”  Можно ли считать единственным вкладом музыкантов в данный  момент истории спуск вместе с кораблем  и поднятие духа своих пассажиров?  Это несомненно достойный вклад, но мы должны сделать больше.

Часто говорят, что рассказ, картина, песня или кино изменяют мир.  Это значит то, что они изменяют то, как люди думают или чувствуют мир.

Антропологи и историки справедливо доказывают, что главные социальные трансформации  исходят не из искусства, а из нашего отношения к окружающей среде — например, во время нашего перехода от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, или от собирания хвороста для костра к использованию ископаемого топлива.

Тем не менее, усилия художников помогают сформировать условия, с помощью которых общество адаптируется к таким трансформациям и их последствиям.  И это большое дело.  Подумайте, как творения Бетховена отметили начало современной демократии,  движение Романтизма  повлияло на  поэзию и философию, и  как Промышленная революция  разрушила своей музыкой аристократический формализм предшествующих поколений.  Или как голливудские писатели и продюсеры способствовали  массовой поддержке США в начале 1940- гг.

А сейчас подумаем о будущем.
Мы вступили в эпоху, в которой наши социальные системы, построенные с начала Промышленной революции  —  наша система питания, наши транспортные системы,  наша энергетическая система,  наша инфраструктура,  наша финансовая система,  и возможно также наши политическая и управленческая системы —  оказались не устойчивы.  Все они были спроектированы в эпоху,   в которой  ископаемое топливо  удовлетворяло росту наших потребностей в энергии.  Дешевое, находящееся в избытке, легко запасаемое и транспортируемое,  это топливо позволило создать транспортные системы, покрывающие большие расстояния,  и следовательно, привело к глобализированным системам производства и распространения. Экономический рост вероятно никогда бы не стал организующим принципом политики и общества, если бы мы не начали сжигать  уголь, нефть и природный газ.

Но ископаемое топливо –  исчерпаемые ресурсы,  и их истощение приведет к еще более отчаянным методам его извлечения, создаст еще больший экологический риск и потребует еще больших капиталовложений —   аналогично тому, как альтернативные источники  также потребуют больших инвестиций.  Экономические и политические последствия этого трудно оценить.

Все будет пересмотрено, перепроектировано и изменено.  Более того, дальнейшее сжигание  ископаемого топлива приведет к изменению климата.  Поэтому. В это же время, экономику придется перепроектировать на использование совершенно других энергетических источников,  природный мир вокруг  нас изменится непредвиденным (и невиданным) образом, участятся ураганы, наводнения и засуха.  Поднимется уровень океана.  Города будут вынуждены перебраться на более высокую отметку.  Целые народы будут мигрировать  в направлении к полюсам и внутрь континентов.
И у художников будет возможность и обязанность транслировать этот беспорядочный человеческий шум в слова, образы и музыку, чтобы помочь людям не только умом понять, что происходит, но и всем своим существом.

Описанные выше экономические и экологические перемены сегодня описаны  подробно в сотнях докладов климатических и энергетических экспертов и их число растет — хотя иногда их сложно понять простому человеку.  В их строгих научных статьях часто отсутствует человеческое воображение, радость или грусть, воодушевление или отчаяние.  Неудивительно, что многие  отрицают их выводы или просто не обращают на них внимание.

Искусство может помочь нам справиться с  коллективными вызовами.  Оно может подготовить общество к тяжелому будущему.  Оно может озвучить страдание и потери,  позволяя людям пережить неизбежный стресс.  И оно может также говорить о красоте,  которая особенно нам понадобится в тяжелые времена.

Конечно, чтобы быть истинным, искусство должно обладать совершенной структурой,  мастерством, прозрением и оригинальностью.  Плохое искусство с важным социальным звучанием остается плохим искусством,  и потребуется гораздо больше, чем простое увеличение числа тематических телевизионных передач о проблемах климата,  кинофильмов, антиутопий, песней кантри и вестерн, художественных инсталяций, хип-хоп песен,  и  театральных пьес. Художники должны будут  пойти еще глубже, видеть еще четче и помочь аудитории соединить абстрактные объяснения с их конкретным личным опытом.

По мере того, как мы движемся все ближе к  беспрецедентному экологическому, экономическому и социальному хаосу, осмысленное искусство может и должно выражать этот хаос и помочь справиться с ним интеллектуально и эмоционально.
В этом смысле, потребность  в истинных художниках никогда еще не была столь критична, как сегодня.