Эволюция

Человек, глядя на ночное небо, иногда испытывает  страх, а чаще свою ничтожность перед лицом космоса. С помощью науки,  более подробно вникая в его огромный и угрюмый мир, он еще больше утверждается в своей никчемности и одиночестве, чувствует себя лишним элементом в громадном круговороте вселенной, и считает себя (устами Станислава Лемма и других авторитетов) побочным продуктом космических процессов. Из этих ощущений возникли две параллельные  вселенные, собственно вселенная и вселенная человека. Каждая из них исследуется разными науками, и они никак не пересекаются между собой.
 
Но что означает побочный продукт? Побочным продуктом, например,  работы токаря является стружка, и она действительно изолирована от вытачиваемой детали, а биологическая жизнь на Земле не только не отделена от космоса, она полностью зависит, по крайней мере, от существования такой космической детали как звезда по имени Солнце.
Вселенная – это единый организм. Ее единство доказывается разными учениями, но  здесь я попробую ради интереса подтвердить его  эволюцией космоса, в котором эволюция биологической жизни является  частным случаем общей эволюции вселенной.

Известно, что для осуществления биологической эволюции необходимы мутации (от лат. -  изменение) генов, то есть их новые варианты, рекомбинации (от лат. - соединение), создающие новые фенотипы особей и селекции (от лат. - выбирать), определяющие выживаемость новых фенотипов в данных условиях обитания. А что из   этого наличествует в  остальной вселенной? 
Никаких генов в ней пока не обнаружено. В звездной эволюции также отсутствуют мутации, рекомбинации и селекции, зато повсюду распространены их аналоги – изменения, соединения и выбор. Примером рекомбинации в космологии могут служить электроны и протоны, впервые сформировавшие атомы водорода, водород, преобразованный в гелий, гелий – в углерод, углерод – в кислород, кислород - в кремний, кремний – в железо и т. д., а также процесс деионизации газов в межзвездных облаках. Одним из важнейших факторов отбора является изменчивость, а ей под влиянием внешней или внутренней среды подвержены все объекты вселенной.

 Как видим, три принципа биологической эволюции можно применить ко всей вселенной, однако только в том случае, если мы   найдем общий репликатор в эволюциях звезд и  биологической жизни.
Репликация – это механизм, который способен самовоспроизводиться и модифицироваться, приспосабливаясь к изменениям окружающей среды. Принято считать, что репликатором (от лат. – возобновление) биологической жизни  является ген (от греч. – род), способный образовывать новые формы на образце ранее существующей. Конечно, можно, как-то изощрившись, представить  род атомов, который при синтезе молекулы примерно выполняет функции гена, однако в этом нет необходимости, так как ни ген, ни атом истинными репликаторами не являются. Они всего лишь следствия репликации. Истинный репликатор скрыт в механизме образования новой формы, и если мы разберемся в этом механизме, то  докажем единство громадного и мрачного мира космоса с лучезарным мирком человека.

Начнем разбор с предмета эволюции, что и куда эволюционирует. Существуют разные модели  вселенной – научные, религиозные, фантастические,  околонаучные и другие. Все они гипотетические, и со временем могут быть опровергнуты, но двигаться от чего-то нам все-таки необходимо, поэтому остановимся на  версии о зарождении нашей вселенной в результате Большого Взрыва.
Согласно этой модели  вселенная зародилась из точки сингулярности, которую древние мудрецы называли пустотой, и выросла в  протяженность, огромную, как бесконечность. Интересно, что и все остальные модели вселенной, в том числе религиозные, вертятся вокруг идеи о бытии и небытии вещества. То есть до зарождения вселенной вещества нигде не было, а потом оно откуда-то, и тут начинаются жаркие споры,  появилось.

Нетрудно также  заметить, что многие явления во вселенной протекают циклично, а некоторые состояния в ней имеют свою противоположность:  холодное – горячее, свет – тьму, верх – низ, правое – левое, жизнь - смерть, положительное - отрицательное и т.д.    Естественно предположить, что, следуя закону цикличности, вселенная, достигнув пика своего развития,  повернет в сторону точки. На этом пути ее вещество заметно усложняется. По данным на сегодняшний день  известно, что ее материя эволюционировала от состояния протовещества до организма разумного существа. Таковы факты.

Жизнь вселенной, хотя и выглядит хаотичной, подчинена физическим и иным законам. Эти законы, то есть полная информация о строении будущей вселенной и ее жизненного пути, очевидно, находились в точке сингулярности до появления вещества, и никуда не делись с его появлением. Просто некоторые из этих законов заработали в материальном мире, а остальные ждут  часа для своего открытия веществом вселенной. Законы мироздания сконструировали вселенную такую, какая она есть, и будут управлять ею до последних мгновений ее существования.
 
 Информацию, которая изначально находится в точке и способствует созданию формы и содержания нашей вселенной, можно назвать полным знанием о ней. Целое (в нашем случае это полное знание), как известно со времен Аристотеля, всегда больше суммы составляющих его частей. Чем? Каким-то качественно новым довеском. Этот довесок к математической сумме вселенских законов, исходя из моего миропонимания,  можно назвать Жизненной силой. Оно, наверное, объективно, так как и большинство остальных людей на земле уверены в том, что знание – сила. Эту силу мы ничем измерить не можем,  ее можно только почувствовать, например, при творческом озарении, или догадаться о ней, клонируя организмы и конструируя искусственный интеллект. Конструктор без обладания полным знанием вселенной никогда по-настоящему не оживит свое творение.

Полное знание, кроме претворения точки в материальную вселенную, имеет две важные функции. Во-первых, оно подпитывает  Жизненной силой новые объекты, зарождающиеся в ней. В результате, каждый материальный объект может почувствовать силу полного знания, но не способен (даже величайший мудрец) обладать им. Во-вторых, является шаблоном, матрицей при зарождении во вселенной чего-то нового. Первое мотивирует материальный мир к познанию, а второе определяет верный путь в нем.
Частица полного знания вселенной в материальном объекте является его сутью, которую в философии называют  идеей вещи.
С предметом эволюции коротко, но вроде бы разобрались, теперь представим кандидата на роль общего репликатора эволюции вселенной.
Все объекты материального мира находятся в состоянии непрерывных взаимодействий. Это приводит у взаимодействующих объектов к изменению их структуры и внутреннего состояния. Взаимодействие может рассматриваться как прием-передача сигнала от одного объекта к другому, а изменение объекта в результате воздействия -  регистрация сигнала.

Сигнал – это условный знак, код, информация. Сознание  воспринимает его в форме образа. Все биологические системы, включая детей, мыслят исключительно образами, и только человек, взрослея, преобразовывает набор образов в набор знаков, с помощью которых и связывается с остальными людьми. Далее нам нужно выяснить, что является причиной движения образов и как осуществляется взаимодействие объектов, расположенных на огромных расстояниях друг от друга.
 Все материальные объекты и, очевидно, точка постоянно  пульсируют своими информационными элементами. Иными словами, вибрируют. Мир пронизан вибрациями. Любая волна вибрационного импульса распространяется на всю вселенную. Вибрация способна, и это научно доказано, порождать картины, значит, и образы.
Эволюция – это увеличение частоты вибраций во вселенной. Усиление вибрации приводит к появлению  новых, более сложных картин, образов и форм жизни. Интерференционные картины движутся в направлении источника усиления вибраций, к точке. 

В мире тотальных взаимодействий образы (сигналы) истекают от объектов каждый миг, не прекращаясь. Все взаимодействия объектов во вселенной ритмизированы, поэтому в них можно разглядеть, так сказать, кадры взаимодействий. Отдельный кадр образа я называю образоном. Двигающаяся, словно лента в фильме,  череда образонов дает  представление о целостности течения какого-то процесса. В отличие от обычного кино, «фильм» из образонов объемен, так как каждый его кадр движется от объекта по всем направлениям, словно лучи солнца, и стремится охватить всю вселенную. Этому стремлению способствуют новые кадры образонов объекта, подпирающие старые.

Усложнение смыслов образов я считаю единственным процессом, создающим эволюцию, а образы основным инструментом всех репликаций в ней.
Обычно образы имеют отношение к сознанию, поэтому, чтобы  раскрыть только что прозвучавшее утверждение, сначала нужно доказать наличие сознания у всех объектов мироздания. Это за нас сделала  квантовая физика.
 После  открытия уравнения Белла и законов, вытекающих из него, даже среди профессиональных физиков появились экзотические  модели вселенной - информационные, голографические, теории о многомирии и другие наукообразные фантазии. Многие из них, быть может, имеют право на существование, но только в квантовой среде, а реальность,  в которой мы живем, классическая. Принципиальное отличие этих реальностей друг от друга заключается в том, что в квантовом поле находится полное знание об объекте, связанном с ним, а в классической среде такие поля только формируются, и они полным знанием не обладают. Физик (наблюдатель) имеет возможность редуцировать поле электрона, потому что в этом поле содержится вся информация об электроне, информационное же поле вселенной, составленное из сигналов ее объектов, пока обладает неполными данными. При редукции этого поля мир заполнился бы химерами.

Кроме этого, такое понятие как информационное поле вселенной вообще бессмысленно, так как информация всегда дискретна. Из нее можно сконструировать какое-то табло, сеть,  но для редукции, как мы знаем, необходимо все-таки поле. Полевая функция вселенной, на самом деле, образонная, но  ее поле из-за неполных данных пока  не сформировано. Впрочем, не сформированное поле называть полем можно только условно или авансом, зная его потенциал, на самом деле у вселенной пока нет общего поля, подобного квантовому. Тут можно возразить, мол, вся вселенная, по сути, состоит из электронов и других элементарных частиц, а каждый электрон обладает квантовым полем, и все эти квантовые поля  могут составить квантовое поле вселенной. Возможно. Если бы во вселенной ничего, кроме электронов не существовало. Однако в ней находится множество объектов, содержащих более сложную информацию о себе, чем электрон, и она глубоко скрыта в материальных объектах. Нельзя редуцировать поле объекта, не наблюдая за ним, а наблюдать мы можем только то, что познано нами. Быть может, когда-то наша вселенная и существовала в форме поля, но около 14 млрд. лет назад кто-то (что-то) редуцировал(-о) его, в результате появилось вещество вселенной, а поле исчезло, и теперь следующая редукция этой вселенной будет возможна только после того, как сформируется  поле, содержащее полное знание о вселенной, и в нем скроется все ее вещество.

Квантовая физика утверждает о наличии сознания у всех объектов вселенной. Собственно после этого открытия двуногие и мыши получили статус наблюдателей, способных штамповать личные вселенные. А чем красавица Луна хуже мышей?  Ничем.
Сознание – это природный фактор, позволяющий его носителю формировать реальность из доступных ему состояний объективной действительности. Оно выбирает согласованную с другими сознаниями реальность из наличного состояния среды.  Содержание сознания – это совокупность образов (сигналов) исходящих от объекта и воспринимаемых им, поэтому приходится согласиться, что Луна своеобразно, но мыслит. Мыслит она всем своим телом, и ее безмозглого уровня сознания достаточно для согласования своего состояния с состоянием окружающих ее объектов.

Человек тоже мыслит (пульсирует информационными элементами сам и воспринимает информационные импульсы остальных объектов вселенной) всем своим телом, конечно, с помощью мозга, но он  входит в состав тела и сам по себе мыслить не может, поэтому в принципе человек такой же объект, как и прочие во вселенной, только гораздо сложнее многих из них. А если так, то мы, изучая сознание человека, имеем право экстраполировать некоторые общие выводы, полученные при этом, на сознание Луны, а также  сознание всех остальных неживых объектов вселенной.
Работа сознания над новым образом начинается с актуализации известных образов, входящих в будущие комбинации, которые имеют отношение к этой задаче, то есть созданию нового образа. Затем, если задача не решается сразу, начинается бессознательная работа над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании актуальные образы образуют разнообразные комбинации. Какие из этих комбинаций попадают в сознание? Разные, но сознание выбирает тот новый образ, который входит в матрицу полного знания.
Выбираемые образом реальности могут быть противоречивыми по смыслу и даже враждебными по отношению друг к другу, но они реализуются в единой причинно-следственной действительности, которая построена на базе единых физических законов и базовой общности элементарных образов, образонов.

Запоминая новые сложные смыслы, образы создают определенный виртуальный способ наследования возвышенных смыслов особи в последующих поколениях, который у биологических организмов материализуется в генах.
Гены не могут организовать наследование приобретенных знаний человека, его поведение в обществе, мораль, опыт, одним словом, культуры, а в неживой природе их вообще нет. Образы этот вакуум успешно заполняют.
Особенностью генов, как носителей информации, так и процессов их репликаций, является  дискретность. В каждый момент времени ген находится внутри определенного биологического организма. Моменты передачи генов от одной особи другой также дискретны. В отличие от генов, образ (хотя в нем и находится информация)  не имеет информационное происхождение, так как хранится не-дискретно и репликтируется не-дискретно. Все образы объединяются в единое образонное поле, охватывающее сознания всех объектов вселенной.

Образонное поле вселенной обладает свойствами сложной системы. Оно содержит в себе устойчивые «узлы», которые скрыты в материальных объектах и имеют гештальтную природу. Гештальт – это образ сути вещи, в нем находится ее идея.
Знание об  объекте  для его окружения обычно неполное, полное знание скрыто в гештальте объекта. Образ – это  умопостигаемое подобие сути вещей, ее идеи. Образ не исчерпывает всего богатства свойств идеи, поэтому это подобие стремится к тождеству с идеей, постигая ее все более сложные смыслы. Он может существовать сам по себе вне отношений с материальной вещью, но навсегда привязан к ее идее. Между образом и идеей установлены отношения изоморфизма.
У каждого объекта, рода, вида,  свои образонные поля, которые связываются между собой в едином вселенском образонном поле. До тех пор, пока во вселенной находится хотя бы один атом вещества, это поле не будет обладать полным знанием о своем объекте, то есть о самой себе, а это означает, что оно не будет квантовым. Только после высвобождения из этого атома последней единицы информации сознание вселенной станет совершенным, а ее знание столь же глубоким, как изначальное полное знание, находящееся в точке.

 Презентация утверждает нам о представленности, отражении объекта субъектом в виде образа, а репрезентация (от фр. -  показательность) – на воспроизведение воспринимаемого образа с возможным изменением полученной информации вследствие влияния различных факторов, способных изменить поступающую информацию. В биологической эволюции аналогом репрезентаций являются репликации.
Образ – это отражение объекта, отправленное в самостоятельное плавание.  Они часто образуют группы, такие как отражения звездных систем, видов животных, искусств, наук для совместного овладения сознанием объекта, и, как мы уже упоминали, формирования образонных полей. Естественно, что образы испокон веков были частью культуры в самом широком смысле этого слова, а в новейшее время –  массовой культуры и также манипуляторами массового сознания.
 Все объекты вселенной являются образонными машинами, пульсарами образов, которые необходимы для репликации образа более сложного смысла, по «чертежам» которого при благоприятных условиях и строится новый объект мироздания – атом, молекула, планета, ген  и так далее, - пульсирующий более сложными образами.

Человек вроде бы наиболее удобный носитель и распространитель  образов и лучшее средство их репликации, однако без участия образов электрона из какого-то далекого созвездия, не говоря уже об образах своих соседей, друзей и врагов, сформировать новый образ ему не удастся.
Образы распространяются по воле или помимо воли своего носителя. Они могут  видоизменяться, комбинироваться и разделяться, чтобы формировать новые образы.
Образы вечны и неуничтожимы. Все образы отличаются друг от друга,  даже однотипные.  Они переходят от одной  формы к другой, развиваются, усложняются и усложняют действительность.
Образы не копируются точно и не мутируют случайно. Попадая к новому объекту, образ неизбежно изменяется, точное копирование здесь невозможно. То, что выглядит как случайное распространение и мутации, является систематическим процессом развертывания пространства вселенной от простого к сложному. Эволюция не знает, хорошо  это или не очень, она просто усложняет мир. 

В эволюции на уровне образов  нет естественного отбора, в ней все образы нужны, все образы важны, зато есть движение смыслов от элементарных к высшему из них, и у любого проигравшего борьбу за существование, например, в природе был свой неповторимый смысл жизни.
Смысл – это, одним словом, знание. Оно может быть в открытом доступе или закрытым в сути вещей, гештальте. Образ есть выражение доступного сознанию смысла, одновременно в нем содержится символ, который указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего недоступного и более сложного смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного.
 Все объекты стремятся овладеть более полным знанием (новым смыслом), но для этого объекту необходимо раскрыть миру свою суть, гештальт, и познать гештальт других объектов. Стремление сознания обнаружить недоступный смысл «извлекает» из гештальта новый образ. Получается, что образ является катализатором выдвижения нового образа и единицей смысла. Это движение (пульсация) создается смысловыми противоречиями между соседними кадрами (образонами) образа объекта.

Итак, вещественная вселенная появилась при материализации знания, находящегося в точке, это знание скрыто в ее объектах, в сути вещей, гештальтах, и раскрывается при их взаимодействиях. В первой половине своего существования вселенная  в темпе арифметической прогрессии  создает новые материальные объекты, усложняет (структурирует) вещество, во второй – начнется ее освобождение от вещества, его упрощение (сокращение структур) вплоть до полного избавления от него. Создавая вещественные объекты, вселенная, образно говоря, разбрасывает камни, дробит полное знание в них; придет время, и она начнет собирать камни. Последнее будет осуществляться в геометрической прогрессии, быть может, за счет перетекания вещества вселенной в черную дыру, и тогда Большой Взрыв окажется метафорой черной дыры, создающей вещество вселенной, а потом поглощающей его. В любом случае цикличность бытия и небытия вещества сохранится. 

Жизненная сила полного знания вселенной движет миром. Получив ее импульс при своем зарождении, он далее катится по инерции. Вещественный мир, двигающийся по инерции, как мы уже отмечали, подпитывается Жизненной силой при зарождении чего-то нового.
Инерционное движение когда-нибудь, но заканчивается, поэтому все объекты вселенной обречены на смерть. Однако во вселенной накапливается не только энтропия, но и ее противоположность, смерти вещества противостоит жизнь на уровне бессмертных образов.
Объект излучает из себя какие-то волны, сигналы, элементарные или  сложные частицы и как вещь обессиливается, разрушается, деградирует в более простую форму, наконец, умирает. Однако все  исходящее от объекта, кроме вещественной формы, имеет и образонную. Последняя, наоборот, вселенную оживляет. Знание, убивая вещественные формы, оживляет формы образные, то есть сознание вселенной.  Чем? Информационными смыслами. Объект, разрушаясь, высвобождает от материальных оков свою информационную суть, идею. А до этого смыслы усложняются за счет взаимодействий материальных объектов.

Информационные смыслы бесчисленных объектов вселенной направлены к высшему смыслу и к одному объекту. Его, обладатель, как и все остальное новое во вселенной,  получит импульс Жизненной силы для своего возвращения в царство полного знания, находящегося в метафоричной точке. На этом цикл существования нашей вселенной завершится.
Таким образом, мы, как мне кажется, схематично доказали природу истинного и единственного репликатора всех эволюций во вселенной. Двигатель всякой эволюции -  это образ, копируемый вариационно и селективно. Мутации в биологической эволюции или изменения в звездной  – это плоды новых вариантов образов, а селекция – выбор образа, способного воплотиться в материальную форму, несущую в себе более сложный смысл, чем наличный. А общий репликатор всех эволюций во вселенной, безусловно, свидетельствует об ее единстве.

Эволюция по своей сути оказалась механизмом совершенствования сознания, начиная от примитивного сознания протовещества, далее -  элементарных частиц, атомов, молекул, первобытного белкового тела, разумного существа...  и заканчивая  совершенным и просветленным   (то есть без участия какой-либо формы вещества) сознанием вселенной как одного целостного объекта.
Единство мироздания   рамками  нашей вселенной не заканчивается. По всей видимости, она является составной и гармоничной частью мира, который находится за ее пределами, но это, как говорил один известный телеведущий,  совсем другая история.


                Февраль 2018 г.


Рецензии
Вселенная имеет не только общее электромагнитное поле, а есть Вселенская
космическая решётка передающая любую информацию или энергию мгновенно на
любые расстояния. Об этом у меня есть в статье о Вселенской космической
решётке.

Юрий Иванов 4   03.11.2018 09:56     Заявить о нарушении
Вселенная много чего имеет, всего не перечислить...

Если убрать эзотерический налет, то Вселенская решетка, на мой взгляд, есть полное знание Вселенной.

Спасибо, что заглянули.

Владимир Толок   03.11.2018 13:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.