Подвиг, о котором никто не знал

Олег Каминский
     По далеко неполным данным, в годы Великой Отечественной войны было зафиксировано более 600 воздушных таранов совершенных советскими лётчиками. Однако многие случаи таранов остались не известными, по разным причинам. Особенно если пилот, совершивший таран, погибал, а очевидцев его подвига не было. Тем не менее, в ходе поисков историкам удаётся открывать всё новые и новые случаи воздушных таранов. Много ценнейшей информации о таранах «сталинских соколов» можно узнать из документов противника и даже с помощью фотографий.
 
     Вот, например, любопытнейшая фотография с одного из сайтов Интернета: улыбающийся вражеский лётчик, показывает застрявший в фюзеляже его Ме-109 кусок крыла советского истребителя И-153. Действительно, уникальный случай!

     Согласно документам противника, воздушный бой произошел 28 января 1943 года южнее станицы Холмская на Кубани. Во время маневренного боя на малой высоте – всего 200 метров, в 6 часов 20 минут (по вражескому времени), произошло столкновение «Мессершмитта» и «Чайки». Несмотря на сильный удар, в результате которого из фюзеляжа Ме-109 был вырван значительный кусок обшивки, пилоту «мессера» посчастливилось долететь до своего аэродрома и даже произвести благополучную посадку. Кстати, ему была засчитана первая воздушная победа, причем именно тараном...

     А вот русскому пилоту фатально не повезло – вместе со своим самолетом он рухнул на землю и погиб. Судя по всему, в сутолоке боя, его гибель осталась не замеченной другими советскими лётчиками. Поэтому ни в наградных документах, ни в прессе, никаких упоминаний об этом таране не было. Осталось не известным и имя погибшего лётчика…

     Кто же был этим лётчиком? После длительных поисков, мне удалось установить, что единственным лётчиком-истребителем 5-й Воздушной армии погибшим в тот день на Кубани был пилот 977-го истребительного авиационного полка 24-летний младший лейтенант Фёдор Фёдорович Бедняжкин. По одним документам, он считается не вернувшимся с боевого задания из района станицы Северская, по другим – из района станицы Смоленская, юго-западнее Краснодара. Правда, эти станицы находятся несколько восточнее Холмской, но ведь не исключена ошибка в документах тех лет, поэтому о действительном месте гибели лётчика можно только предполагать… 

     Что можно рассказать о Фёдоре Бедняжкине? К сожалению, очень немногое. Известно лишь, что призывался в армию он из Ростова-на Дону, где, очевидно, и родился. В пользу этого говорит и тот факт, что его родители – отец Фёдор Васильевич и мать Мария Денисовна проживали в Ростове в Пролетарском районе на 3-й линии в доме № 53. Кроме родителей, у Фёдора была ещё жена – Бедняжкина Л. Д., проживавшая то ли в самом Ереване, то ли в каком-то селе под Ереваном.   

     Служить в авиации Бедняжкин начал ещё до войны, поэтому считался кадровым лётчиком. А воевать он стал совсем недавно – с 16 января 1943 года. Летал на маневренном истребителе И-153 «Чайка», который неплохо проявил себя при штурмовках вражеских войск, особенно в узких долинах и горных ущельях. Правда, на устаревшем биплане было тяжело сражаться против более скоростных «мессеров». Возможно, именно поэтому, Фёдор Бедняжкин решил уничтожить врага тараном, ударив его крылом своей «Чайки». Конечно, это всего лишь моя догадка, и как всё происходило на самом деле навсегда останется для нас тайной. Но почему бы и не предположить такой вариант, тем более что «сталинские соколы» часто сознательно применяли такой способ боя?       

     Провоевал Бедняжкин всего около двух недель и, кроме воздушного тарана, больше ничего совершить не успел. Даже посмертно его не наградили, так как никто не знал о его подвиге. В общем, не повезло парню с несчастливой фамилией…

     Однако и вражеский лётчик – младший сержант Йозеф Янчович из 13-й словацкой эскадрильи, воевавший на стороне фашистской Германии – ненадолго пережил советского лётчика: уже 29 марта он был тяжело ранен в воздушном бою и на следующий день умер в госпитале…