Исток самомнения

Олег Сенатов
Иногда, входя в незнакомое большое помещение, я обнаруживаю, что кроме меня там находится еще один человек, вызывающий у меня раздражение – я бы хотел, чтобы он поскорее ушел, а он уходить не собирается, а наоборот дожидается моего ухода. В конце концов, оказывается, что  раздражавший меня неприятный тип – мое отражение в не замеченном мною зеркале, занимающем целую стену. Это говорит о том, что для нас мало привычен вид на себя снаружи, что не удивительно – ведь с самого своего рождения мы смотрим в противоположном направлении - изнутри себя наружу; что же касается нашего тела, осмотру доступны лишь руки и ноги, и верх живота,  и нам кажется, что в других местах, - например, сзади, где мы его не видим, наше тело  очень большое, что оно занимает чуть не полмира, и мы в нем вольготно расположились.
Вместе с тем для каждого из нас когда-то наступал момент знакомства с собою посредством зеркала. Помню, как в детстве меня занимало жалкое существо, передразнивавшее все мои движения, совершая их наоборот, которое я рассматривал в зеркальной стенке гардероба. Потребовалось много часов, проведенных перед зеркалом, чтобы построить умственную модель, приравнивавшую иллюзию, наблюдаемую мною в зеркале, ко мне самому. И после этого я стал подобен Маме, Папе,  посторонним дядям и тетям, только был маленького роста, причем встречались другие маленькие существа – посторонние дети, с которыми сходство было еще большим.
Модель самоопределения, предполагающая возможность увидеть себя снаружи, оказывается очень удобным подспорьем для проведения калькуляций, необходимых для взаимодействия с другими людьми, и мы привыкаем ею пользоваться без труда, но в глубине души мы чувствуем, что такой взгляд на себя – это иллюзия, искусственная умственная конструкция, а на самом деле наше Я – очень большое – оно занимает полмира, а, возможно, и больше.
В том, что в самоощущении наше тело кажется нам  большим, чем оно есть на самом деле, я убедился в свои зрелые годы. Как-то я испугался, что в проглоченную мною пищу попало ядовитое вещество. В панике я начал засовывать пальцы себе в глотку, вызывая рвоту. Я буквально вывернул свой желудок наизнанку, в первый раз почувствовав пищеварительный тракт внутренним осязанием, и был совершенно потрясен ощущением ничтожности своего тела – я всегда ощущал себя гораздо более крупным существом.
Так дело обстоит с нашими осязательными ощущениями, но то же самое имеет место и с ощущениями слуховыми. Например, я  был изумлен, и  сильно раздосадован, услышав свой диссертационный доклад, записанный на магнитофон; сначала я едва узнал свой голос – он оказался другой тональности, чем тот, который я слышу изнутри, - и он мне показался слабым, неуверенным, дрожащим, - каким-то блеянием, а не голосом. А я-то считал, что обладаю громким, насыщенным, уверенным в себе баритоном!
Итак, на интуитивном уровне человек  ощущает себя существом, очень большим пространственно, в котором вольготно разместились все неисчислимые богатства его внутреннего мира, где гремит его уверенный голос, и которое высокомерно посматривает из себя наружу, не скрывая своего превосходства над всеми, кто его окружает – пуп земли, да и только! Ведь представление о том, что извне мы выглядим примерно такими же, как другие люди, является результатом рефлексии – плодом наблюдений и умственных построений, и потому – сомнительно. А очевидно то, что при взгляде изнутри я – единственный в своем роде, а все остальные существуют постольку, поскольку я обращаю на них внимание, причем в силу своей исключительности я всегда прав. Таким образом, человеку по самой его природе стихийно присуще высокое самомнение.
Вся история человечества является историей подавления и взнуздания самомнения индивида путем упорного стремления сделать преобладающим взгляд на себя снаружи, приведшей к построению современной цивилизации, которая сделала нашу жизнь комфортной и удобной. И если мы хотим жить цивилизованно, то должны придерживаться рационалистического, объективирующего взгляда на себя, пока это возможно. Однако в пограничных ситуациях, в условиях катастрофы, мы инстинктивно обращаемся к стихийному взгляду на мир – изнутри наружу, ибо единственное, что нас может выручить в трудную минуту – это и наше здоровое самомнение.
                Февраль 2018 г.