Студенческие годы. Глава 9. фармокогнозия

Ольга Суслова
                Фармакогнозия – это ветвь фармацевтического направления, изучающая полезные свойства лекарств, полученных из сырья природного происхождения (включает в себя растения, животных, минералы, даже экскременты, как мумиё).

                Поначалу предмет   нам показался лёгким, но он показал зубы. Нужно было запомнить сотни трав, химический состав, применение и всё на  латинском языке, а так же, визуально определить в сухом виде плоды, резаные листья, соцветия, семена, корни и корневища. Ботаникам  это знакомо.

Выставит преподаватель  маленькие коробочки с сырьём – вот и гадай, что там – сушёный плод черники, или можжевельника?
Изучение гербарий было интересней. Все они были подписаны латинскими названиями и в наглядном виде. В главе « Шпора» я описывала способ запоминания. Мы им пользовались, и удивительно, в моей памяти сохранилось  всё, до сих пор.

              На конец июня   наметилась  десятидневная практика  по ознакомлению  лекарственных растений и составлению гербарий нашего края. Вот, когда мы пожалели, что с нами не было Татьяны. Она выросла среди флоры и фауны зелёного массива матушки природы. 

Место практики нам сообщили заранее – это посёлок Елабуга, созвучный городу в Татарстане. Обычно, переселенцы  называли места для поселения  именем города, откуда они прибыли.

 Основано село в 1910 году, население занималось обработкой рыбы и заготовкой древесины. В 70-е годы функционировала небольшая молочная ферма, свиноферма и пасека, кроме того  в наличии хозяйства были 2 рыболовных сейнера. 
Школа была построена из прочной древесины, с каменным фундаментом, китайцами в 1935 году, строили её с 28 года, на совесть. Ученики  занимались в новом большом  здании, имеющее 10 светлых классов.
В 90-е  лихие годы население уменьшилось в разы, и к 2012 году составляло 742 человека, данных на 2018 год пока не существует.

       Посёлок  располагался на берегу Амура, в 101-м километре от Хабаровска, по прямой линии, причём находился в 3-х километрах от трассы.  Маршрутный автобус  был,  но студентов с багажом не вместил бы.
Нас, больше сорока человек это – две группы, отправили на барже, в целях экономии средств.  Суточные на пропитание в этот раз дирекция не пожалела.  Путешествие было недолгим,   около  4 часов, время пути мы даже не заметили – посмотреть красоты Амура на водном транспорте, не всегда удаётся.
В нашу, осиротевшую пятёрку,  входила Галина, сама она, оказалась родом из этого посёлка. Родители  подруги  работали учителями местной школы.  О размещении студентов она знала заранее, а значит, знали и мы.

                - Девчонки, поселят нас в школе. Вот уж, несколько лет подряд, к нам направляют фармацевтов. Не спешите, пусть в классе занимают девчата  места возле окна, а мы, ближе к выходу. Узнаете, почему так.

Так, или не так, но нам предстоял настоящий отдых от утомительных занятий: свежий воздух, здоровая натуральная пища, а главное – река.
Галя всегда говорила загадками, она обладала  сумасшедшей интуицией, и мы ей доверяли. По характеру подруга была спокойная, отзывчивая, да ещё хорошо плавала – она выросла на Амуре. Из  подруг плавать не могла, только Наташа.

  Пустая баржа ждала нас в грузовом порту. И вот мы отчалили, наше судно спокойно двигалась  со скоростью  волны.  Девчата, жившие в глухих посёлках, где маленькие речушки, или вообще, где  таковых нет, открывали величие Амура. Они удивлялись кудрявым мысам, нависающим над водой утёсам, остроконечным скалам, а ещё  и орланам, которые парили  легко и свободно в воздухе. На  пути нам встречались пароходы, приветствуя наше судно гудком …

Солнце было в зените, когда мы появились в посёлке.  Школа, освободившись от учеников,  приняла нас радушно, с вкусным обедом, предложив нам на первом этаже класс, для сушки гербарий, а для отдыха  спортивный зал,  он располагался  на втором этаже. Ни кроватей, ни раскладушек не было, только стопы ватных матрасов возвышались на полу. Ими пользовались  в летнее время школьники младших классов, для  посещения «площадки». Забежав на 2-й этаж, девчата стали стаскивать матрасы, застилая своими простынями. Мы не спешили, спокойно свою постель расстелили ближе к выходу…

                - После обеда, нас Галина познакомит с местностью посёлка и прилегающего леса, - объявила руководитель практики Жанна Сергеевна, поглядывая на  нашу подругу.

                - Я, завсегда, - уверенно сказала Галя.

Наставница  очень боялась всякой живности, как летучую, так и ползучую, особенно шестиногую. Насекомыми Елабуга была богата.  Ходила  преподаватель осторожно, даже во дворе, оглядываясь по сторонам, и осматривая одежду. Оросив себя  и студенток аэрозолью «Дета», она дала команду  двинуться покорять природу. Все мы были привиты от энцефалитного клеща и ничего не боялись.   

Великолепная  растительность удивляла нас ежеминутно, на этих прогулках, мы познакомились с новыми  и непривычными  представителями фауны и флоры.
Воздух был наполнен летающими насекомыми. Пёстрые бабочки мелькали перед глазами крупным горохом, а комары гудели под ухом, какие-то жуки шмыгали по листьям и траве, было много пчёл и ос.  Лианы лимонника опутывали белоствольные берёзы, попадалась и колючая аралия, она напоминала маленькую пальму, а дикий виноград своей лозой обвивал кустарники стеной… 
По  лесу мы бродили недолго, с непривычки мы быстро устали, и вскоре вернулись в посёлок.
               
                - Завтра соберём для гербария ветки аралии, лимонника, синюху и купену. Без меня никуда не отлучаться!
 
                В посёлке было много молодёжи. Галя познакомила нас со своим братом-близнецом, а тот, в свою очередь, с друзьями-одногодками.  Забегу вперёд, с местными парнями наша пятёрка подружилась.

Вечером, расположившись на матрасах, и выключив свет, девчонки стали рассказывать жуткие страшилки, особенно про руки, появляющиеся со стены. Эти наивные  истории прижились в те годы,  ибо интересного ничего не было. Одно окно  открыли, закрепив марлей, так как  воздух быстро терял кислород, наполняя помещение углекислым газом. Наконец, все угомонились, стали засыпать. Вдруг что-то шлепнулось на пол, возле окна, после страшных историй девчонки стали визжать.

Включив свет, все увидели испуганную огромную жабу, размером около 12-15 см, причем искусственно  надутую. Жанна Сергеевна спряталась под одеяло. Визг продолжался. Галина спокойно подошла к жабе, взяв её за лапу, выбросила в окно, затянув марлю, затем спокойно пошла к выходу, подмигнув нам. Через 10 минут она вернулась.

                – Не волнуйтесь –  это ребята с нами познакомились, я их поблагодарила.

Жанна разбудила студенток рано, так как травы собирают поутру. Мы надели  трико и покрыли головы косынками. По всей деревне горланили петухи, стадо с фермы уже паслось на лугу, сельчане спешили на работу.  Роса еще не спала, и мы конечно промочили ноги, но собрали много растений.  Обратно вернулись быстро, сделав первую ступень для оформления гербария, наша пятёрка уговорила преподавателя нас отпустить к Галине.

                - На Амур не ходите, я за вас отвечаю головой, –  наставляла нас Жанна Сергеевна, затем посмотрев на часы, продолжала, –  Через 3 часа, чтоб были  на месте.

Довольные что нас отпустили, мы побежали в обход, к берегу. Там нас ждали ребята на лодке. Наталья очень боялась воды, но её мы уговорили сесть в лодку, а Галин брат Андрей, пообещал научить её плавать. Прогулка по воде осталась надолго в памяти.  Мы наслаждались красотой побережья изнутри. 

Амур – это сосредоточение жизни, многие животные и растения находят благоприятные условия для своего существования, на его берегах. У девчат  вызвал восторг песчано-глиняный  береговой откос, над которым свисал зеленокудрый дёрн.  Стены  откоса колонизировали ласточки-касатки, они легко и свободно носились в воздухе, рикошетя по водной глади.
Мы не заметили, как  отпущенное  время сократилось до минимума.

                - Девчонки, надо возвращаться, иначе Жанна нас завтра не отпустит.

Нам возвращаться не хотелось. Простые  деревенские ребята ухаживали, как джентльмены,  – девчонки им понравились.  Июньское ласковое  солнце нас поджарило, у нас покраснели носы и плечи.   

Следующие свидания  женихи назначили нам на песчаной косе.  В школу вернулись мы вовремя, что обрадовало Жанну.  А вот свидание задержалось на 2 дня, пока боль и  краснота прошли. В лес за травами мы не ходили, чтобы не ловить солнечные лучи, занимались сушкой материала…

Наконец, мы снова свободны, кавалеры, как и пообещали, ждали нас на песчаной косе, она была огромная, пересекаемая  мелководьем. Поодаль от нас, мы заметили  бакланов. Эта птица очень осторожная, близко к себе не подпускает. Представители крупных пернатых важно  вышагивали по песку, при этом демонстрировали  своё  черное, с металлическим отливом,   оперенье.
Мы почти не вылезали из воды. Галина  была в своей стихии – она плавала брассом, а то и на спине, ныряла, как дельфин, плескалась. Ребята  не замедлили Наталью научить плавать. К концу отпущенного времени, она плавала по-собачьи…

Гербарии,  по запланированным растениям, студенты сделали вовремя. На  следующий день, утром, мы должны были покинуть посёлок. Уезжать не хотелось, а тем более прощаться с ребятами. Одна наша подруга влюбилась, да и избранник был к ней не равнодушен, в будущем, парень переедет в Хабаровск, и они поженятся.

 Завершающее свидание было также на косе. Парни сделали нам сюрприз.  Костёр трещал, пожирая валежник, ребята варили уху с калуги. Миски и ложки они принесли.  Уха с дымком, была превосходная, и как ей не быть такой, если её приготовили друзья. Позже, Галина созналась, рыбу парни купили у местных рыбаков.
Рано утром мы уехали, на той же барже. Впечатления  от практики остались на всю жизнь. Несколько  черно-белых фотографий хранятся в моём альбоме, напоминая о друзьях в Елабуге.