Пиво, курсовая работа и Железный Феликс

Мишаня Дундило
К питию пива я пристрастился в студенческие годы.  По времени сие событие совпало с прохождением и сдачей курса квантовой химии (для справки: учился я на химическом факультете Ленинградского университета).  И в один прекрасный миг случилась страшная коллизия меж квантовой химией и пивом .

Отсидев на скольких-то парах и отторчав в лаборатории на практикуме, я влился в дружные ряды однокашников и устремился на угол Среднего проспекта и 11-й линии, к вожделенному объекту — к пивной будке.  И предавались все мы там кайфу, потягивая "Жигулевское"  и жуя вяленую рыбку, не менее часа.  А в семь вечера начали расходиться по домам.

А под конец трапезы я вдруг вспоминаю, что с шести до семи вечера мне выделено было машинное время для расчета энергетики "рогатой и разлапистой" органической молекулы.  ЭВМ находилась буквально в двух шагах, в здании математико-механического факультета, "примыкающего спиной" внутри квартала к моему родному химическому.  И на "Матмехе" на этом было аж целых две ЭВМ: устрашающая своими масштабами и возможностями "Урал-1" и маленькая, скромная "Проминь".  А я даже и не знал толком, какое из этих двух чудес современной техники было отряжено для решения моей задачки.

Сломя голову бегу в машинный зал "Урала".  Там — олицетворение самой передовой в мире технической невообразимости в сочетании с горячим цехом металлургического производства.  Там — немыслимая жара, грохот вентиляторов, изгоняющих из помещения жар от тысяч раскаленных радиоламп.  Поражающая воображение оперативная память на целых аж 1024 тридцатидвухбитных машинных слова (это ажник четыре килобайта). А от долговременной энергонезависимой памяти на магнитных барабанах вообще можно ошизеть — целых сто шестьдесят килобайт. Это я не шучу.  Фантастическое быстродействие — аж сто операций в секунду.  Да еще по отношению к числам с плавающей точкой.

Я горько пожалел, что на голове нет шляпы, которую я мог бы сдернуть в порыве восхищения сим техническим чудом.

Ах, да.  Я же прибежал сюда со своей задачей.  Трясу снующих повсюду инженеров — обслуживаюший персонал машины, пытаюсь найти официальное лицо, ответственное за работу со студентами.

— Студенческими задачами мы не занимаемся, — говорит мне вспотевший мужик в майке с громадным гаечным ключом в руке, — мы выполняем объемные и сложные государственные расчеты.  Тебе, скорее всего, надо на Проминь.

Разыскал помещение с этой Проминью.  Машина, конечно, поскромнее и габаритами, и вычислительной силой - помещается в небольшой комнате, не превращая ее в раскаленный филиал ада, делает от двух до двадцати арифметических операций в секунду.  Полно студентов, в основном с нашего матмеха, но много также и из других вузов Питера — из политеха, ЛИТМО, ЛИАПа.   Пройдет еще немало лет, прежде чем в перечисленных вузах будет внедрена столь мощная и прогрессивная вычислительная техника.

— К сожалению, вы опоздали, уважаемый.  Машинное время дорого, мы не можем простаивать из-за растяпства всяких там разгильдяев, - получил я суровый ответ от заведующего вычислительной группой.

Даааааааааааа...  Что делать?  Будь проклято это пиво, заставившее меня забыть о необходимых делах.   Без курсовухи по квантовой химии мне зачет не поставят и до экзаменов не допустят.

Тык-мык по знакомым, связанным с электронно-счетными машинами — фиг там.  Везде длинные очереди заказчиков, не вклиниться, не пробиться.  Да и услуги платные, а у меня денег кот наплакал.

Это сейчас не было бы проблем с задачей.  Состряпал простенькую программу на бейсике или паскале (или скачал с интернета готовую), бух данные в память домашнего компьютера и вперед - несколько секунд и дело в шляпе.  А тогда?..

А тогда никаких домашних компьютеров в природе не существовало.  Равно как и электронных калькуляторов.  Расчеты выполнялись в основном на бумаге в столбик, реже — с помощью логарифмической линейки, ну и совсем уж редко (зато точно) — на арифмометре.

Решил купить арифмометр.  Цена его — десять рублей, более чем треть стипендии.  Но жизнь дороже.

Полдня носился на велосипеде по питерским комиссионкам и нашел вожделенный "Железный Феликс" в Апраксином дворе.

И давай крутить ручку!!!  Два месяца оставалось у меня до сдачи курсовой.  А работа огромная.  В частности, помню, надо было обратить матрицу 16-го порядка.  Не было бы "дырок" в виде нулей, выворачивать мне эту матрицу наизнанку до конца дней своих, да и то не успел бы.  Нули сильно помогли.

Каждый просчет делал дважды, проверял сам себя.  При несовпадении результатов — полный абзац, паника и новый пересчет.  Но с задачей справился.  На большом и указательном пальцах правой руки красовались у меня могучие трудовые мозоли.