Что чувствуют враги народа

Людмила Ковенко
Только сейчас, когда идёт война в Украине, начинаю понимать, что чувствовали «враги» российского народа разных лет.

Я «полукровка»: папа (Царствие ему Небесное) – украинец, мама (Слава Богу, жива, здорова) – русская. Родители всю сознательную жизнь служили в рядах Вооружённых Сил СССР. Я родилась и до 22-х лет жила в городе Андижан в Узбекистане. Там закончила и школу, и институт. В августе 1990 года переехала на постоянное место жительства в город Бердск Новосибирской области. Добровольно. В Сибирь. Потому что средняя полоса России уже была густо заселена беженцами и вынужденными переселенцами из республик Средней Азии и Кавказа. Я статус вынужденного переселенца брать не стала. Посчитала это ниже своего достоинства. С тех пор я из России ни ногой – ни вперёд, ни назад, ни влево, ни вправо. Фамилия у меня украинская (девичья, папина), но говорю (и думаю, и пишу) я только на русском языке. В Киеве последний раз была, когда училась в 9 или 10 классе: на соревнования по академической гребле ездила в составе Сборной Узбекистана, гребла в четвёрке парной с рулевым. По образованию я учитель русского языка и литературы. По основной части трудового стажа (с 1995 года) – журналист. В Союзе журналистов России – с 2008 года. Стихи пишу с 16 лет, песни – лет с 25-ти. А всякие рассказы, сказки сочиняю лет, наверное, с пяти. И ни хрена больше не умею! Только учить, читать, писать, сочинять, да ещё общаться…

И вот с таким жизненным багажом я однажды задумалась…

Что чувствовали немцы во время и после Великой Отечественной войны?

А если это советские и российские немцы?

А если они на исторической родине – в Германии ни разу в жизни не были?

Знаю историю об одном российском немце, который действительно героически воевал в Чечне в составе Бердской бригады специального назначения и был представлен к высшей государственной награде – званию Героя Российской Федерации. Но ему в этом (негласно, конечно) отказали. В письме (неофициальном ответе командиру из Минобороны РФ) так и было написано: «Немец не может быть Героем России». Сколько лет прошло между Великой Отечественной и двумя чеченскими кампаниями, но немец (негласно) по-прежнему не может быть Героем России?..

Я теперь со стыдом вспоминаю, как сама «шутила» по поводу немцев в стихах.

Старый сон

Ночь выдалась спокойною, но тёмной,
И в темноте ко мне явился дед:
Красавец! Высоченный! Взгляд – бездонный!
С порога гаркнул: «Внученька, привет!»

Снял бескозырку, ослепил улыбкой,
Тельняшку бросил в стирку, сел за стол
И строго приказал считать ошибкой,
Что две войны он шёл, но… не дошёл:

Свернул на полпути к своим, погибшим,
К тем, кто познал Отечественной жар,
К тем, кто в Японскую мечтал о вишне
В своём саду… и жинку целовал!

Василий Смердов вспоминал былое,
Пил крепкий чай и громко хохотал!
Но в дверь звонок — и дед вздохнул: «За мною…»
И зазвенел в словах его металл:

«Послушай, внучка, дедова совета:
За смерть родных и близких нужно мстить.
Пусть враг заплатит звонкою монетой
За всё, что не сумеем мы простить!»

… С утра опять забилось гулко сердце,
Таблеток нужных вновь не отыщу.
Решила, выйду замуж я за немца…
И за обоих дедов отомщу!

14, 29 марта 2015 года

По факту всё так: дедов своих я не видела. Один (папин папа) без вести пропал на подступах к Москве. Теперь-то уже, конечно, известно, что эшелон был разбомблен и дед ни дня не воевал, погиб во время бомбёжки и похоронен в братской могиле где-то под Москвой. А у бабушки осталось трое детей: два сына и дочь. Второй дед (мамин папа) прошёл Отечественную и Японскую, а умер в 1948 году от воспаления лёгких, нажитом на войне. И у этой бабушки осталось трое детей: два сына и дочь. Как я после такой семейной истории могла относиться к немцам? Только отшучиваться. Причём отшучиваться довольно грубо.

А что чувствовали чеченцы во время и после первой и второй чеченских кампаний? Обе войны закончились, но при одном упоминании о Чечне и чеченцах россияне до хруста сжимают кулаки.

Я сама такая.

Я поимённо помню всех, служивших в Бердской бригаде спецназа и погибших в Чечне. А недавно наткнулась в социальных сетях на видео «Русская девушка и чеченец поют по скайпу песню «Тебе, моя последняя любовь»:

https://ok.ru/video/12285052302

Очень хорошо поют! Но с ней всё понятно: она красиво поёт и она русская. А вот ему не повезло: он, очень красиво поющий на русском языке, по крови чеченец. И я несколько дней ломала голову над простейшим вопросом: ставить «класс» под этим видео или нет? И как к этому «классу» отнесутся мои друзья, у которых отцы, братья или сыновья погибли или крепко покалечены в Чечне?

Есть ещё несколько видео, гуляющих по соцсетям, которые поставили меня в тупик. Там Аслан Ахмадов читает стихи Иосифа Бродского:

«Художник»

https://ok.ru/video/2760639827

«Есть города, в которые нет возврата»

https://ok.ru/video/2417624504

«Волосы за висок»

https://ok.ru/video/2780955977

«Ты узнаешь меня по почерку»

https://ok.ru/video/2965505440

«Прачечный мост»

https://ok.ru/video/2202797317

«Одиночество»

https://ok.ru/video/1684604413

Я задохнулась от восторга, наставила ему «классов» и… тут же получила вопрос «в личку» от одной сильно русской поэтессы: «Ты кому классы ставишь? Поэт – еврей. Его стихи читает чеченец. Враг!». Вы думаете, я стала с ней спорить, что-то доказывать? Нет, я просто удалила её из друзей и отправила в «чёрный список». Времени и жизни жалко на беседы с такими «друзьями», с такими «русскими».

И вот теперь, когда идёт самая настоящая война в Украине, что чувствуют украинцы и такие же «полукровки» как я, когда всех украинцев огульно называют врагами? Не очень давно написал мне какой-то специалист (письмо без подписи) банка, в котором у меня ипотека: «Банк требует в полном объёме вернуть ипотечный кредит в связи с тем, что (внимание!) наш банк не финансирует украинских боевиков». Теперь  вопрос: а я каким боком оказалась в их числе? Отвечать на это письмо я, конечно, не стала, но…

Встретиться бы лицом к лицу с этой тварью, считающей себя более русской, чем я.

20 октября 2016 года