База Эльбрус- ущелье Терскол

Елена Стасюк
   Наш следующий "Выход в свет"- ущелье Терскол, что значит, "неправильное ущелье."
Оно не имеет выхода к другим ущельям и представляет собой тупик, запертый  ледником "Терскол", сползающим с отрога Эльбруса. Вход в него прямо из посёлка Терскол, расположенного в месте слияния рек Баксан и Терскол.
 В самом начале этот посёлок был задуман, как посёлок гляциологов. Отсюда специалисты следили за массивами и поведением ледников и снежников в Приэльбрусье. И сейчас в посёлке стоят действующие зенитки для своевременного и контролируемого спуска лавин, которых здесь в зимний период предостаточно.    Пока мы шли свои 6 км от базы до посёлка Терскол, с левой стороны дороги, где горы подходят близко, мы видели следы схода лавин, в виде сломанных сосен, сорвавшихся с гор каменных валунов, и кучи щебне-каменной массы вдоль дороги - след работы грейдеров, очищающих асфальт дороги.
 В посёлке Терскол одна улица, есть магазин, поликлиника, узел связи и там же находится служба спасения МЧС России.
  Входя в ущелье реки Терскол,  выше по тропе справа стоит памятник, посвящённый солдатам ВОВ, погибшим, защищая  Приэльбрусье.

   Буквально от начала ущелья расходятся много разных путей:налево - подъём к горе Чегет. По той же дороге - Обсерватория Академии Наук РФ, дальше, на высоте 3 300 метров - метеостанция, называемая "105 пикет", ещё выше на плоской площадке научная  "Ледовая база".
    Сам посёлок Терскол является сейчас центром туризма,альпинизма и горнолыжного спорта Приэльбрусья. Он всего в 4 км от поляны Азау, с которой канатные подъёмники поднимают лыжников на трассы горы Чегет.
     Если бы мы шли к водопаду Терскол, то две трети пути можно было бы идти по красивой широкой долине, мимо пастбищ с коровами, вдоль реки, где в низовьях сентябрь ярко нарядил все лиственные породы деревьев. Здесь ярко светило солнышко и было безветренно и жарко.
    Однако наш инструктор явно хотел, чтобы нам жизнь мёдом не казалась, и повёл нас по правому склону верхней тропой. А поскольку этот, как считается "прогулочный маршрут" нам сделали с ночёвкой у ледника Терскол, то мы шли с рюкзаками, набитыми сух. пайком, всей тёплой одеждой, какая у кого была, несли палатки и спальники, да ещё эмалированное ведро с уже замаринованным барашком для шашлыков!

      Впереди наш инструктор, как всегда почти без оглядки на нас. За ним семейная пара-  тоже легко, пружинисто, не отставая от инструктора. Я шла между двумя братьями - пермяками, за ними Вера, моя землячка и замыкал группу молчун. Однако он страховал, кого нужно, подгонял отстающих. Но как только мы выбрались на "крутизну", а тропа стала сужаться, группа далеко растянулась по тропе. поэтому, когда первые доходили до места отдыха, то садились, откидываясь на рюкзаки, и как только подтягивались остальные, инструктор командовал подъём, говоря, что в походе отдыхать по пути нельзя до самого привала.
 Получалась: кто шёл быстро-получал передышку, кто медленно, даже вздохнуть свободно не успевал. Во мне потихоньку нарастало раздражение...
   Но, наконец мы добрались! Остановились на границе альпийских лугов, с расчётом, что утром, налегке сходим на ледник.
  Однако, оказалось, что место на ночлег выбрано не верно, пришлось спуститься до сосен. Наши мужчины рубили сосновые лапы, чтобы подстелить их под дно палаток. Уже вечерело и мы стремительно утеплялись. Всё же к полному заходу солнца, палатки стояли, шашлык был готов, и всё остальное тоже. Вот тогда и началось благодатное время у костра. Живой огонь согревал, и мы всё подбрасывали в него сухих веток, заранее собранных с гаком.

    Далеко за полночь пошли "расползаться" по палаткам. Первыми ушла семейная пара в свою двухместную палатку. Инструктор ушёл в свою, Ещё было две трёхместные палатки: наша - девчачья, для Веры, Танюши и меня, и одна мальчуковская, для Коли, Сергея и молчуна, имя которого оказалось Василий.  Мы с Верой и Танюшкой остались у костра. Видя такое дело, остались и  ребята. Сидели и потихоньку разговаривали о разном, пока наш инструктор из своей палатки не отдал приказ -разойтись.
    В палатке было холодно. Никакие сосновые лапы и спальники не спасали от замерзающей на ночь земли вблизи ледника.
 Мы с девчонками крутились все в одну сторону, как блины на сковородке, чтобы хотя бы частично согреваться. Мне казалось, что внутри меня уже все кишки замерзли. Каково было нашему инструктору в одиночестве - не знаю, но думала я об этом со злорадством...

   Утро пришло солнечное и радостное. Оставив лагерь, мы после лёгкого завтрака прошли до ледника Терскол, осмотрели его, пофотографировались и вернулись в лагерь, чтобы собраться в обратный путь...
 И тут меня прорвало...
  Я с 14-ти лет занималась туризмом, имела свидетельство и значок туриста СССР, и знала правила походов.
 Я молчала до сих пор, присматриваясь к положению дел в наших походах. А теперь я принародно начала высказывать обоснованные претензии к нашему "сержанту", как я его назвала.

   На любом пути в начале группы должен стоять вожак, лидер, в данном случае - наш "сержант". Он проводник, он должен знать хорошо маршрут и все его подводные камни".  Но сразу за ним должен идти член команды со средней подготовкой. Именно этот человек задаёт темп ходьбы, равномерный для всех остальных. В середине - ещё один лидер, для помощи тем, кто в ней нуждается: впереди или позади идущим. И в конце должен идти самый сильный член команды. Он - завершающий, следит, чтобы никто не отстал, не потерялся и если необходимо, брал на себя помощь впереди идущего. Тогда цепочка идёт равномерно, без разрывов и люди имеют возможность передохнуть все, а не как у "сержанта".
   На Кавказе женщина не должна перечить мужчине, и наш горец, конечно, вспылил.
  Однако меня поддержала вся группа. Тогда он огрызнулся :" Ну, как поставишь, так и пойдём." Вот так и пошли, как поставила. И очень хорошо шли, комфортно было всем. Во время уложились, красотами налюбовались и ужинали уже  в столовой.
  Но перед тем, как разойтись по домикам, Вера сказала, что больше в горы она не пойдёт. Останется на базе с Алиной и Оленькой. Тем более, что, оказывается у них тут вечерами танцы на природе, днём валяйся на травке и получай горный загар, да и вообще ей ноги бить надоело...