Внученька, не стреляй!

Людмила Ковенко
За этой фотографией стоит история. Мне здесь 5 лет. Значит, это 1973 год. Значит, именно в этом году мы нашли моего двоюродного деда Сеню (родного брата маминого папы), с которым потерялись во время Великой Отечественной войны.

После окончания Великой Отечественной прошло 28 лет… Сколько лет после войны моя рано овдовевшая бабушка искала родного брата своего мужа! Но поиски были безрезультатными. И бабуля Лиза, отчаявшись, махнула на всё рукой. А за поиски деда Семёна (своего родного дяди) взялась моя мама.

И вот однажды к нам домой пришла «тётя-майор из милиции». К огромному моему сожалению, я не помню ни её фамилии, ни имени-отчества. Помню только, как она сказала маме и бабушке: «Вы бы сначала валерьянки выпили…» Мама с бабушкой послушно «хлопнули» по 30 капель настойки валерианы. И все мы уселись слушать о том, где и как героически погиб и где похоронен дед Семён.

- А почему вы решили, что он погиб? Жив, здоров ваш Смердов Семён Лазаревич! И живёт он с семьёй (женой, дочерью, зятем и внучкой) в Талице – это небольшой городок в Свердловской области. Вы к нему в гости поедете?

- Да! – В голос заревели мама с бабушкой. Ну и я, конечно, с ними заодно.

А «тётя-майор из милиции» бодро так ответила:

- И я с вами поеду! Это первый случай в моей практике, чтобы родственники, потерявшиеся во время войны, через столько лет живыми нашлись! Своими глазами хочу на вашу встречу посмотреть!

Подготовка к встрече с нашедшимся дедом началась с того, что меня одели, как на парад, и потащили фотографироваться. Фотографа предупредили, что эта фотография очень важная, нужно сфотографировать так, чтобы дед издалека мог внучку узнать. Поэтому снимать решили в полный рост. 

Потом мама забрала готовые фотографии из фотостудии, написала письмо деду Семёну и его жене бабе Жене, объяснила, кто она такая и сказала, что мы едем к ним в гости. А узнать нас можно будет вот по этой фотографии. Мама пообещала в письме, что меня оденут точно так же, как на фото.

Потом мы купили билеты. Сели в поезд. И поехали смотреть на деда, который потерялся во время войны. Мне почему-то казалось, что дедушка должен быть ма-а-а-леньким. Мне представлялась такая картинка: идёт война, пули свищут, орудия грохочут, бомбы взрываются! А дедушка бежал-бежал в атаку, как показывают в кино, и забежал в пшеничное поле. А там пшеница… высокая-высокая! Вот он в ней и потерялся. А теперь нашёлся. И нам надо его с того поля вывести, чтобы он там ненароком опять не заблудился.

И был у меня в детстве друг Васька Якимчук, который пришёл провожать меня в дальнюю дорогу и, втихаря от взрослых, отдал мне… свою самую лучшую рогатку!

За время нашей поездки весь состав знал о том, что в этом поезде едут люди, которые нашли своих родственников, потерявшихся во время войны. На нас ходили смотреть, как на обезьянок в зоопарке.

И вот мы подъезжаем к Свердловску. В вагонах по радио объявили, что всех просят оставаться на своих местах, пока на пустом перроне не встретятся родственники, потерявшиеся во время Великой Отечественной.

Подъезжаем к вокзалу.

Перрон совершенно пустой.

Милиционеры стоят в оцеплении.

Поезд останавливается.

Проводник открывает двери.

Мама подталкивает меня в тамбуре к выходу:

- Иди первой. Деда Сеня тебя по фотографии должен узнать. А то мы опять потеряемся.

Я решительно спустилась по ступенькам, отважно вышла на середину перрона и… застыла от ужаса! По пустому перрону, прямо на меня, гигантскими скачками и с криками: «Внученька, я здесь!» нёсся огроменный (!) дед! Высоченный! Метра под два ростом! И такой здоровый!

Люди ревели и хлопали в ладоши.

И вдруг… наступила абсолютная тишина! И дед внезапно остановился, высоко-высоко поднял руки над головой и замахал ими: «Внученька, не стреляй! Не стреляй! Война закончилась! Мы победили!»

… Вот хоть убейте, не помню я, откуда у меня в тот момент в руках взялась Васькина рогатка! Карманов на этом платье, вроде бы, не было…

20 октября 2016 года