Банка пива

Алексей Шутёмов
    — Э-э… Ну поясни ж, наконец, в чём разница?? — Карел Мосторчик помотал головой.

    — Внешне — ни в чём, — художник, никому не открывавший своего имени, известный под псевдонимом ТРС701, в вечной маске на лице, пристально поглядел на собеседника. А может, что и глаза закрыл — под чёрными очками не разглядишь.

    — Вот, я поставил на столик банку из-под пива. Вот, её же ставите вы. В чём разница?! -

    — В идее, и только в идее. Я закладываю в банку следующий смысл — на выпивку люди тратят больше денег, чем на войны. Вдумайтесь. -

    — И… Как мне понять, что вы хотите сказать именно об этом? -

    — Во-первых, спросить у меня. -

    — Но это же самое дурное в искусстве! Когда комментарий к произведению больше самого произведения! -

    — От этого никуда не уйдёшь. Возьмите любое великое произведение. А потом постарайтесь прочесть всё, что о нём писали и говорили. -

    — И это не то! Когда я прихожу на «Вишнёвый сад», мне вовсе не нужно читать эти критические разборы. Я и сам могу составить мнение. -

    — И не факт, что оно будет справедливым. Хотя вы правы в том, что усвоенная нами культура начинает оказывать своё влияние. И мы смотрим на любое творение именно через эти очки. Вы варитесь в этом супе, усваиваете с пелёнок стереотипы и догмы. Если показать означенную вами пьесу инопланетянину, при том условии, что он вообще в первый раз столкнулся с нами, поймёт ли он хоть слово? Даже если у него будет автоматический переводчик, дающий буквальный перевод, как в гугле. Вокруг нас есть социум, есть своя мораль, своя история. Без этого вы вообще ничего не поймёте. Такие вот интересные критические разборы. -

    — Положим. Но ведь что будет означать эта пустая пивная банка?? В нашей культуре и моральных нормах? -

    — Читайте критические отзывы, пишите их сами. Отрицательный отзыв — тоже отзыв, и положительные без него ничего не значат. У любой вещи в мире есть свои слабые и сильные стороны. Да и отзывы говорят не о том, о чём думал автор, а о чём думал критик. Понимание есть продолжение творения. -

    — В таком случае — я вообще ничего не понял! -

    — И это весьма полезно. И говорит не обо мне, а о вас. -

    — Спасибо. И творите, непонятно что, и оскорбляете. -

    — Нисколько! Ведь если мы разные — разве есть в этом оскорбление? -

    — Да уж… Разные. Ничего не понял. И всё-таки — как мне отличить идею от её отсутствия? -

    — А вот это интересный вопрос! Я не знаю ответа. -