Отец Серафим Роуз о католицизме

Вячеслав Иванович Марченко
Отец Серафим Платинский. О католицизме.

(Из писем, сохраненных отцом Германом Платинским.)
Русский текст, составление Вячеслава Марченко.

Сборник “Уже позже, чем вы думаете”

(Содержание сборника целиком:

Часть I. На узком пути ко спасению.
1. О христианской жизни и монашестве.
2. О преподобном Германе Аляскинском.
3. Об архиепископе Виталии (Максименко).
4. Об архиепископе Иоанне (Максимовиче).
5. О епископах-исповедниках Аверкие (Таушеве), Савве (Сарашевиче), Нектарии (Концевиче), Леонтие (Филипповиче) и иных.
6. О блаженном Августине.
7. Об исповедничестве.
8. Об отце Германе Платинском.
9. Об отце Димитрии Дудко.
10. О Туринской Плащанице.
11. Православный взгляд на эволюцию.

Часть II. По широкой дороге отступничества.
1. Об иге инородцев и иноверцев.
2. О ложном учении протоиерея Сергия Булгакова.
3. О либеральном духовенстве – о Шмемане, Мейендорфе, Шаховском, Флоровском и иных.
4. О митрополите Виталии (Устинове).
5. О сергианстве.
6. О католицизме.
7. Об экуменизме.
8. Об эволюционизме.)

Часть II. По широкой дороге отступничества.
6. О католицизме.

+

Я стал тем, кого в миру назвали бы "юродивым"; в действительности, все истинно верующие православные – "юродивые". Такое "юродство" оправдывается тем, что Православная Церковь – это единственная истинная Церковь Христова, это реальность, перед которой римский католицизм и все другие церкви кажутся в лучшем случае бледными тенями.
(Из письма Алисон Энглер 15.07.63 г.)

+

Что касается умерших, православная традиция и в учении, и на практике сохранила многое из того, что уже давно утратила католическая церковь. На практике – есть поминовение усопших на каждой Литургии и иных специальных на то службах. Все присутствующие, кто пожелает, подают свои собственные записки (и за живых, и за усопших), и священник вслух читает все имена, помимо своего помянника. Если присутствует много людей, то это иногда занимает 15-20 минут (что католическая церковь наверняка бы посчитала "неэффективным" и "пустой тратой времени"!), но это чудный символ единства всех верующих, здравствующих и усопших, присутствующих и не присутствующих. Другим признаком православного отношения к усопшим является дивная радость – сдерживаемая, но все же радостная атмосфера служб по усопшим, с постоянным припевом "аллилуйя" и с чувством, что это скорее возрождение в новом мире, чем уход из этого мира. Гроб с усопшим стоит в церкви в течение всего того дня, когда совершается отпевание; пока он там находится, совершаются и другие службы, святая атмосфера благотворна для усопшего, и я обнаружил, что и на меня самого, когда я посещаю такие службы, это оказывает благотворное и успокаивающее влияние. Я рассказывал своим неправославным друзьям и родственникам об этом обычае, и меня всегда удивляла их одинаковая реакция: "Как это угнетающе!" На меня же это оказывает противоположное действие, а как может быть иначе, если мы верим в Небо?
(Из письма Алисон Энглер 3.10.63 г.)

+

Мы только что написали обращение к епископу Феодосию, чтобы он стоял за истину и наставил Аляску на праведный путь, так как я уверен, что Вы и другие священники и Аляска в целом последуют за ним, если он все-таки выберет этот путь. Конечно, на пути принятия такого трудного решения стоят громадные препятствия, но, если не сделать этого сейчас, то, возможно, этого не будет никогда. Принять "автокефалию" – это выбрать путь "общего направления" времени, которое совершенно уводит от Церкви. (Действительно, Москва, даже не дожидаясь, пока подпишется Митрополия, объявила, что она пойдет на общение с католиками, то есть уния уже здесь, и мученичество святого Петра Алеута вместо того, чтобы быть знаменем и вдохновлять всех православных верующих, становится абсурдным и бесполезным делом.) Но выступить против этого означает встать рядом с нашими современными исповедниками и теми, кто не стыдится настоящего, "узкого" Православия (Православия, которое принесли на Аляску отец Герман, епископ Иннокентий и другие).
(Из письма отцу Давиду Блэку 18.02/3.03.70 г.)

+

А теперь мне бы хотелось напомнить о том, что когда Вы войдете в Православную Церковь, то в Вас останется как можно меньше от католицизма. Так как есть определенная католическая практика, которая, как бы ни были незначительны её последствия, не согласуется с православным образом жизни и может помешать приспособлению к нему. Вы упоминаете "медитацию". Католическая практика вызывания образов, воспоминаний и т.д. священного характера считается нашими Отцами ненужной и порочной. Размышлять над своим чтением – это одно (так же, как и проговаривать молитву Иисусову или какую иную молитву в молчании), но "медитация" как таковая совершенно чужда Православию и в действительности может увести на утонченную тропу духовного соблазна. Вы на верном пути, если заменяете ее молитвой Иисусовой, если действительно то, что Вы имеете в виду под "медитацией" есть обычная католическая практика. Здесь существует принцип, что не следует доверять собственным мыслям и чувствам, а должно приспосабливаться к церковной норме.

В католицизме, насколько я знаю, есть особое толкование слова "преклонение" – особенная концентрация на одном аспекте жизни нашего Спасителя и т.д., что опять же чуждо Православию. У нас нет особого "преклонения" перед выставленными святынями, потому что для нас Святые Дары занимают свое собственное место в литургии и в жизни верующих и не нуждаются ни в каком "специальном" или "дополнительном" поклонении. И, конечно, мы совсем не принимаем такие более поздние "святыни" как Святое Сердце – это кажется нам неуместным и не согласующимся с остальным в нашей Святой вере.

Во вторник мы видели архиепископа Антония, и он одобряет 31 мая (воскресенье) как дату вашего вступления в Церковь. Из церковной "икономии" вы воспримете крещение и воцерковление и приняты будете в общение перед воскресной литургией. Для этого потребуется прочесть наизусть "Верую", возможно, отречься от ошибок католицизма в общем и исповедаться в грехах.
(Из письма Крейг и Сюзан Янг 21.04/4.05.70 г.)

+

Молюсь, чтобы вы успешно преодолели униатския искушения. Я слышал о стольких католиках, зашедших с этим в духовный тупик, что, даже если бы я не был православным, я бы посоветовал вам держаться подальше от униатов. Эти католики все жалуются на то, что они, наконец, осознали, что действуют, как "марионетки" – проходят через все обряды Православия, не будучи православными, и в то же время они перестают ощущать себя католиками и чувствуют, что они ни то, ни другое, а в каком-то странном заброшенном состоянии, и кончается это тем, что они, направляясь к Православию, возвращаются к "западному" католицизму или того хуже.
(Из письма Крейг и Сюзан Янг 5/18.05.70 г.)

+

Те, кто желает остаться православными, не имеют выбора, кроме как оставить "всемирное православие". В пятнадцатом веке те, кто не были со св. Марком Эфесским, были вне Церкви, и сего дня мы подходим к такой же ситуации.

Увы, современные основные церковные издания окутаны облаками риторических и академических полу-правд. Сегодня капитуляция православия происходит не в виде подписывания псевдосоюза, а как постепенная серия актов отступничества. Те, кто любит Истину, должны сейчас устраниться от этого туманного и разрушающего душу процесса.
(Из письма отцу Давиду Блэку 8/21.06.70 г.)

+

Все больше видна насущная необходимость воздерживаться от экуменизма. Новые "богословы" могут до посинения рассуждать о "соблюдении православия", но каждому, кто любит Православие, ясно, что их интеллектуальные дискуссии и чай за столом с протестантами – это просто приятный способ продавать Православие. Недавно группа католических и православных "богословов" проводила "диалог" о евхаристии, заключив в совместном заявлении, что по основным вопросам между двумя церквями существует согласие, и отметив в примечании, что их объединение пока преждевременно. Но как же можно "блюсти православие", если даже не говорить католикам, что у них нет Святых Таин и что всем их умствованиям – как от земли до Неба – далеко до животворящей благодати Православной Церкви? Или эти "православные богословы" бесчестны (и так пытаются надуть католиков?!), или они в уме уже изменили Православию, чтобы облегчить объединение. В любом случае, соблюдается "не-Православие"!
(Из письма Даниилу Олсону 22.06/5.07.70 г.)

+

Нельзя не вспомнить о римских католиках: возможно, тысячу лет назад они более-менее еще были православными, но, отделившись от Церкви и последовав за вождями, которые вместо неизменных православных норм благочестия взяли себе за образец различные современные течения, они постепенно выработали для себя религию, которая больше ни в малейшей степени не напоминает Православие и пронизана соблазнами. Сегодня же ситуация хуже, потому что современные течения, которым можно подражать, больше даже отдаленно не напоминает Христианство, в лучшем случае это "социальный евангелизм", а в худшем, хиппизм, который сильно проникнут уже откровенным сатанизмом.
(Из письма Даниилу Олсону 14/27.08.70 г.)

+

Знаешь ли ты житие преподобного Максима Исповедника? Все православные патриархи приняли ересь монофелитов, и его просили ради мира и согласия в Церкви сделать то, что делали все остальные, а свое мнение оставить при себе. Он же сказал: "Если даже весь мир вступит в союз с (еретическим) Патриархом Константинопольским, я один не вступлю". Таково православное сознание, которое две тысячи лет сохраняла Церковь; такова вера, которой жил преподобный Герман, и это должно быть для нас примером сегодня. Действительно, у нас есть пример святого Петра Алеута, который умер из-за отказа принять католичество, которое, по мнению наших современных экуменистов, очень мало отличается от Православия. И мы с радостью готовы претерпеть пытки и мучения за эту веру.
(Из письма отцу Владимиру Брайдивею 08.70 г.)

+

И действительно, для нашей маленькой паствы истинно православных христиан важно иметь связь друг с другом в эти дни злые, когда многие пытаются разрушить Православную Церковь – даже те, кого называют «православными епископами». Здесь, в Америке, мы очень близко познакомились с отступничеством «Афинагора и компании», и, к несчастью, другие юрисдикции в Америке едва ли многим лучше; все они братаются и молятся с католиками и протестантами и стыдятся сообщить еретикам, что те далеко отошли от Истины, Которая только в Православии.
(Из письма в Миссию в Мадриде 4/17.09.70 г.)

+

Не читай никаких книг по «духовности» католиков, протестантов, психологов и иных неправославных, потому что они только запутают тебя. В некоторых из них могут быть и мудрость, и проницательность, но только в нашей Православной вере можно найти путь ко спасению, безошибочный путь, который приведет к Богу. Многие люди тратят всю жизнь, пытаясь найти то, что найти можно только в Православной Церкви.
(Из письма Нине Кожевниковой 23.01/5.02.71 г.)

+

Т. де Шарден – "еретик", потому что он, очевидно, будучи католиком, и есть еретик.
(Из письма отцу Никите 19.08/1.09.73 г.)

+

Мысли Киреевского о различии между западным, католическим менталитетом и Православием могли бы составить статью или брошюру, которая была бы очень поучительна, особенно для сегодняшних обращенных. Он говорит, что ответом средневековой схоластике были великие православные Отцы, которые жили в то же самое время, а именно, преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Григорий Синаит, святитель Григорий Палама.

И, говоря об этом контрасте, мои исследования творений Отцов, касающиеся эволюции, привели к неожиданному выводу: католическое и православное учения об Адаме и мироздании значительно отличаются, и эволюция довольно легко вписывается как раз в католическое учение, но совсем не подходит к православному! Это довольно хорошо видно при сравнении нескольких отрывков "Суммы теологии" Фомы Аквинского (никогда не понимал, зачем я храню эту книгу!) с отрывком из преподобного Симеона, и еще с одним из преподобного Григория Синаита. Вся дискуссия об эволюции, если ее правильно представить, может быть очень важна для того, чтобы дать истинную православную оценку современной науке и "мудрости".

Неплохо было бы где-нибудь в исследовании дать краткое резюме о том, как реагировало католическое богословие на эволюцию – как они уступали шаг за шагом, закончив "теологией" Ранера.
(Из письма Алексею Янгу 9/22.01.74 г.)

+

Прежде, чем обратиться к святоотеческому учению о природе человека, признаю, что слово "природа" (nature) может быть несколько двусмысленным, и что можно найти места, где святые Отцы пользуются выражением "человеческая природа" так, как оно используется в обычной беседе, как относящееся к этой падшей человеческой природе, последствия чего мы наблюдаем ежедневно. Но есть более возвышенное святоотеческое учение о человеческой природе, особое учение, данное Божественным откровением, которое не может быть понято или принято теми, кто верует в эволюцию. Эволюционное учение о человеческой природе, рассматривающее падшую человеческую природу с позиций "здравого смысла", есть учение римо-католическое, а не православное.

Мне было очень интересно прочесть в Вашем письме излагаемое Вами правильное святоотеческое учение о том, что "творение Божие, даже ангельской породы, всегда, в сравнении с Богом, несколько материально. Ангелы бесплотны по сравнению с нами, биологическими людьми. Но в сравнении с Богом они также материальные и телесные создания". Это учение, изложенное наиболее ясно у Отцов-аскетов, таких как св. Макарий Великий и св. Григорий Синаит, помогает нам понять то третье состояние нашего тела, которое было у первозданного Адама до его преступления. Это учение также существенно необходимо для понимания активности духовных существ, ангелов и бесов, даже в нынешнем тленном мире. Великий русский православный Отец XIX века святитель Игнатий (Брянчанинов) посвящает целый том собрания своих трудов (том III) этому предмету, и сравнению подлинного православного святоотеческого учения с современной римо-католической доктриной, как она излагалась в латинских источниках прошлого века. Он делает вывод, что православное учение об этих вещах – об ангелах и бесах, небе и аде, о Рае – хотя и дано нам Священным Преданием только частично, тем не менее оно вполне точно в той части, которую мы можем познать; а римо-католическое учение крайне неопределенно и неточно. Причину этой неопределенности не надо далеко искать; с того времени, как папство начало оставлять святоотеческое учение, оно постепенно отдалось влиянию мирского знания и философии, сначала таких философов, как Варлаам, а затем современной науки. Уже к XIX веку римо-католичество не имело своего собственного учения по этим предметам, а навыкло принимать все, что скажет "наука" и её философия.

Смутное учение римо-католиков – и тех православных, которые в этом отношении находятся под западным влиянием, – о Рае и творении имеет глубокие корни в прошлом Западной Европы. Римо-католическая схоластическая традиция даже в зените своей средневековой славы уже ложно учила о человеке, и, несомненно, именно она выстелила путь к принятию в дальнейшем эволюционизма, вначале на отступившем от истины Западе, а затем в умах тех православных, которые недостаточно осведомлены о своем отеческом предании и подпали под чуждые влияния.
(Из письма д-ру Каломиросу 2-9.03.74 г.)

+

Между прочим, Отцы специально подчеркивают, что Адам и Ева в Раю не имели половой связи и, конечно, не ели мяса. Кажется, Фома Аквинский говорит, что они это делали, что согласуется с римо-католической доктриной о человеческой природе.
(Из письма Алексею Янгу 25.03.75 г.)

+

Сегодня римско-католические эволюционисты вообще отрицают Рай, потому что не могут его согласовать с эволюционной философией.
(Из письма отцу Иоанникию 8/21.08.77 г.)

+

В 1439 году Греческая Церковь приняла римское католичество на лже-Соборе во Флоренции. Один греческий епископ (свят. Марк Эфесский) отказался признать унию, обвинил тех, кто принял унию, восстановил людей против нее, запретил патриарху Константинопольскому даже присутствовать на его похоронах – все эти "негативные" дела он сделал из любви к Православию, и благодаря ему греческий народ сегодня все еще православный; если бы они последовали за теми, кто в то время проповедовал "мир", греки были бы сегодня римскими католиками и, таким образом, согласно учению Православной Церкви, лишены были бы благодати Господней (Русская Церковь в то время отказалась признать унию и порвала отношения с Греческой Церковью, пока сам Константинопольский патриарх не отменил унию и не вернулся к Православию). Именно таких борцов за Православие канонизировала Православная Церковь и считает за норму действовать так, когда угрожают вере.
(Из письма м-ру Стамосу, Вербное воскресенье, 78 г.)

+

О жизни после смерти. Да, я думаю, что испытанное "сектантами и идиотами" следует принимать всерьез, поскольку это, очевидно, происходило в реальности, и в то время как с одной стороны их рассказы подтверждают то, что говорят православные источники о первых моментах смерти (и таким образом дают некоторым людям возможность познать и принять православное учение в целом), с другой стороны они с максимальной логичностью указывают на неправославное заключение о жизни после смерти. Цель наших статей – это включить их в весь контекст православного учения и это учение изложить подробно. Образцом для нас служит III том епископа Игнатия (Брянчанинова), где он подробно рассказывает о римско-католическом учении, чтобы изложить православное учение. Я думаю, многие наши православные имеют самое туманное понятие об этом учении, о чем свидетельствует поддержка, которую оказывают некоторые приходы отцу Льву [Пухало] в проведении лекции по этой теме, а она, насколько я знаю, далека от православного учения, и он попадает в некоторые римско-католическия ловушки, о которых предупреждает епископ Игнатий. Даже после всех святоотеческих цитат в нашей статье о мытарствах и статьи отца Михаила Помазанского на эту же тему отец Лев продолжает повторять свои шмеманизмы о мытарствах.
(Из письма отцу Лаврентию Кэмпбеллу 12/25.05.79 г.)

+

Я только что узнал из вроде бы надежного источника, что одной из главных причин, по которой был "смещен с должности" в иерархии советской Церкви в начале 70-х годов митр. Никодим, было именно то, что он причащал католиков в Риме в Руссикуме, и консервативные иерархи Патриархии проявили достаточно мужества, чтобы противостать этому. Это, конечно, ничего не "доказывает", но несомненно показывает, что церковная жизнь в России ни в коем случае не является простой, и наши суждения о ней должны принимать во внимание многие её грани, а не просто букву закона.
(Из письма Джону Худанишу 3/16.09.80 г.)

+

В конце концов, я думаю, правильно считает отец Димитрий Дудко, что нам следует рассматривать неправославных как людей, которым Православие еще не открылось, как людей потенциально православных (если только мы сами будем им подавать добрый пример!). Нет причин, почему мы не можем называть их христианами и быть с ними в хороших отношениях, признать, что, по меньшей мере, нас объединяет вера во Христа, и жить в мире, особенно в собственных семьях. Отношение св. Иннокентия к римским католикам в Калифорнии – хороший пример для нас. Резкое, полемическое отношение требуется лишь тогда, когда неправославные пытаются переманить к себе нашу паству или изменить наше учение – как пытались сделать в прошлом столетии на западе России римские католики. Это объясняет, почему некоторые даже сегодня сохраняют эту резкость тона.
(Из письма Анне, оглашенной 14/27.11.80 г.)

+

Думаю, вам следует быть внимательными, когда вы делаете выводы из слов епископов нашей Русской Зарубежной Церкви. Когда наши епископы в 1971 году осудили решение Московской Патриархии причащать римских католиков, они использовали крепкие выражения, называя это "еретическим" актом, но они не объявили Московскую Патриархию лишенной благодати или полностью отпавшей от Церкви. Епископы в разных случаях специально отказывались это провозгласить, и в своем заявлении на Соборе 1976 года, что характерно, они обратились к искреннему и подвизающемуся духовенству Московской Патриархии в выражениях, употребляемых только по отношению к духовенству, которое обладает благодатью Господней и оделяют ею.
(Из письма Джорджу и Маргарет
28.12/10.01.81 г.)