Завуч Революция Семеновна

Людмила Яременко
В послереволюционное и сталинское время родившимся детям давали много новых имен, например: Гоэлро (от слов Государственная электрификация России), Рэм (это аббревиатура от Революция, Энгельс, Маркс), Вил (от Владимир Ильич Ленин), Ленж (от слов Ленин жив), Октябрина, Тракторина.
Заведующая учебной частью и преподаватель истории одной из советских школ, о которой пойдет рассказ, с гордостью носила имя – Революция. Мужа и детей у Революции Семеновны не было, и она всю свою неизрасходованную энергию направляла на воспитательную и преподавательскую деятельность.
Одной десятикласснице этой школы Зое Холмогоровой надоели постоянно мешавшие ей растущие надо лбом волосы, не убиравшиеся в косы, и она взяла ножницы, да и подрезала их, сделав впереди челку. Хотя челка ей и не особенно шла, но зато волосы перестали лезть в глаза. Этот, казалось бы, не стоящий никакого внимания случай, не был не замечен Революцией Семеновной, и на первом же комсомольском собрании школы она заявила, что за такой поступок можно исключить Зою Холмогорову из комсомола, потому что она стала похожа на стилягу. После этих слов завуча кто-то из учеников, сидевших на задних рядах, даже стал приподниматься, чтобы увидеть в Зойке что-то стиляжье. На Зойке была такая же, как у всех учениц школьная форма с черным фартуком. В ней она ходила и на школьные вечера только без фартука, она носила хлопчатобумажные чулки в резинку (капроновые чулки носить не разрешалось!), рок-н-ролл и буги-вуги на школьных вечерах она не танцевала, но Зойкина челка, по мнению Революции Семеновны, сделала облик Зойки недостойным комсомолки.
На этом же комсомольском собрании Революция Семеновна подняла вопрос об избрании редактора школьной газеты и предложила избрать на эту должность десятиклассницу Наташу, сидевшую рядом с Зойкой.
- Вы пока подумайте и обсудите между собой мое предложение, - сказала Революция Семеновна и, отвернувшись от ребят, стала развешивать на доске подготовленные по ее заказу плакаты. В них говорилось о коммунизме, который должен наступить в Советском Союзе в 1982 году, и по пунктам было расписано, каким должен быть человек будущего коммунистического общества.
Пока Революция Семеновна занималась суперважным делом и не видела, что происходило у нее за спиной, вставшая Наташа стала умолять всевозможными жестами не избирать ее редактором школьной газеты. И в это же самое время поднявшаяся рядом Зойка, тыча себя в грудь и кивая утвердительно головой, умоляла всех присутствующих  избрать ее. До этого собрания у Зойки даже мыслей таких не было, но обида была сильна!
Развесив плакаты, Революция Семеновна с сияющими глазами обратилась к ученикам:
- Я надеюсь, что вы успели хорошо подумать. Кого вы еще можете предложить?
- Зою Холмогорову! – раздалось несколько голосов.
- Давайте сначала проголосуем за кандидатуру, предложенную мной! – сказала завуч, стараясь скрыть волнение.
Зал притих, за предложение Революции Семеновны поднялось две руки.
- А кто за вторую кандидатуру? – спросила оторопевшая Революция Семеновна.
Руки подняли все остальные. Воздержавшихся можно было не подсчитывать.
На следующий день Революция Семеновна, придя на урок истории в класс, в котором училась Зойка, и окинув своим соколиным взором всех учениц, обнаружила, что еще пять девочек в классе постригли челки. Спонтанно они это сделали или сговорившись, Зойка этого не знала, и она их об этом не просила.
Случившееся только подтвердило то, что унтерпришибеевщина не допустима, тем более в школе, и она дает везде обратный результат.
Как редактор школьной газеты Зойка проявила себя достойно. Она обошла все старшие классы и попросила в каждом классе составить списки «художников», «корреспондентов» и ответственных за выходы номеров газеты, затем составила и обсудила в каждом классе план поочередного выпуска номеров газеты и следила за его выполнением. Благодаря открывшимся у Зойки организаторским способностям каждую неделю в школе выходил новый номер газеты, освещавший интересные события, происходившие в каждом классе. Завуч Революция Семеновна внимательно читала каждый новый номер школьной газеты и постепенно ее мнение о Зойке стало меняться в лучшую сторону. С подачи завуча Зою Холмогорову пригласили на городской радиоузел поделиться опытом по выпуску школьных газет, а на выпускном вечере Революция Семеновна в своей торжественной речи даже с некоторой гордостью за свою школу отметила, что до Зои Холмогоровой за всю историю школы такого редактора школьной газеты не было.
Зойка и ее подружки, постригшие вслед за ней челки, конечно же стилягами не были. Главным в стилягах были не челки. Субкультура стиляг возникла в СССР как движение протеста против серости, стереотипов поведения и единообразия в одежде, в музыке, в танцах. Чтобы выделиться из серой массы, стиляги наклеивали толстые подошвы на башмаки, ушивали брюки, носили клетчатые пиджаки на несколько размеров больше, чтобы плечи казались шире. Они небрежно курили, чтобы казаться раскованными и взрослыми, и лихо танцевали буги-вуги и рок-н-ролл. Для стиляг был характерен повышенный интерес к американской и западноевропейской поп-культуре. С начала 50-х и до середины 60-х годов прошлого века стиляги были одной из главных мишеней в моралистической риторике партийно-комсомольских функционеров, приравнивавших их к потенциальным врагам Советской власти. Общественное мнение видело в стилягах «моральных уродов» и проходимцев, в связи с чем были случаи исключения их из комсомола и вузов. Субкультура стиляг в середине 60-х годов сошла на нет и одной из причин этого стало появление новых, гораздо более массовых молодежных течений: «битломании» и хиппи.
Революция Семеновна не сомневалась в том, что путь в коммунизм возможен только через развитие сознания в человеке. Когда она развешивала в зале для учеников плакаты, в которых по пунктам было расписано, каким должен быть человек будущего коммунистического общества, она искренне верила в эти тезисы, так как этому учила коммунистическая партия. Это придавало ей уверенность в скорой победе коммунизма в СССР и, когда она говорила о ней своим ученикам, в ее душе начинала теплиться надежда, что и сама она доживет до этого светлого будущего.