С - Петербург Древний Рим-9 Храм Кастора

Римма Соловьёва
 Изложенное в тексте является попыткой автора доказать читателю, что немалая часть "античных" авторов проживала в Петербурге и использовала в описаниях уже существующие архитектурные или географические объекты, что ставит под сомнение древность античных источников.   
 
 Самый легко узнаваемый в Петербурге памятник архитектуры из списка римского форума - это храм Кастора и Поллукса или Храм Диоскуров. Он просто кричит о своём истинном назначении - это здание Конногвардейского Манежа на Исаакиевской площади. Именно с него я начала свои поиски древнего Рима в Петербурге.

Братья Диоскуры (в переводе с древнегреческого: сыновья бога Зевса) Кастор и Поллукс - сыновья Леды родились из яйца, поскольку Зевс посещал Леду в образе Лебедя. Братья были близнецами, но согласно мифу, Кастор был сыном Леды и Тиндарея смертного, хотя и царя, а Поллукс, как сын Леды и Зевса был безсмертным. Их родной сестрой была Елена, из-за которой началась Троянская война.

Оба брата Диоскуры принимали участие в походе аргонавтов. Никто не мог превзойти Кастора в искусстве укрощения коней, а Поллукс считался лучшим кулачным бойцом, не знавшим себе равных. Они всегда были вместе, их связывала самая преданная дружба и братская любовь. После смерти Кастора, Зевс, видя безутешное горе своего сына Поллукса, поместил их вместе на небе, так появилось созвездие Близнецов.

Как говорит легенда, во вре­мя бит­вы рим­лян с лати­на­ми,  кото­рые пыта­лись сно­ва заво­е­вать Рим, внезапно появи­лись два таин­ст­вен­ных всад­ни­ка, благодаря которым,  римляне и одержали победу. Поз­же эти всад­ни­ки были заме­че­ны воз­ле источ­ни­ка ним­фы Ютур­ны, где поили сво­их лоша­дей. Они объ­яви­ли горо­ду о победе римлян и исчез­ли. Во всад­ни­ках народ узнал братьев Дио­с­ку­ров. Было принято решение построить храм в их честь. И построили.

Три коринфских колонны, стоящие на высоком подиуме - всё, что осталось от храма Диоскуров на Форуме в Rom. По описаниям античных авторов, храм Диоскуров был прямоугольной формы, имел по 8 колонн на коротких сторонах и по одиннадцать на длинных и широкую лестницу, ведущую в храм. В античные времена в нём располагалась римская палата Мер и Весов, а ступени храма часто служили трибуной для ораторов. К примеру, именно на этих ступенях Гай Юлий Цезарь огласил свой аграрный закон, когда впервые стал консулом.

В одном из туристических справочников по итальянскому Rom написано:"по неизвестным причинам, в источниках того времени это святилище называли "Храмом Кастора и Минервы", а не храмом Кастора и Поллукса." Вопросы, вопросы и ни одного ответа, а всё потому, что ответы не там ищут.

Но если всем непонятно почему храм называли "Кастора и Минервы", то в С-Петербурге это станет ясно любому, достаточно взглянуть на крышу Конногвардейского Манежа на Исаакиевской площади. На крыше стоят три скульптуры, две из которых Кастора и Поллукса, это понятно по шапочкам у них на головах, напоминающим половинку скорлупки яйца - так принято изображать Диоскуров, а средняя фигура с копьём в руке - это Афина или, как её называли в Древнем Риме -  Минерва. Почему же они здесь втроем? Можно сколько угодно искать подсказки в древнегреческой мифологии, но вы, всё равно, не получите целостности картины и понимания смысла без знания мифологии древней Руси.

У Матери Лады было два сына: Лель и Полеля, По-леля означает - после Леля, то есть вторым родился. И была у Лады дочь, а у братьев сестра Зоря-Заряница Красная девица, которая утром солнышко на небо выводит, а вечером на ночлег провожает. В русских народных сказках она нам известна, как Елена Премудрая или Елена Прекрасная,  в мифах она богиня Леля.  Она главная в скульптурной группе на крыше Манежа, потому что напротив Исаакиевский собор-храм Солнца и Зоря-Заряница - верная спутница Солнца приветствует его. Когда город назывался Ленинград, то всем  говорили, что он назван в честь В.И.Ленина. Так и есть, но почему-то лично  у меня никогда не возникало ассоциации с Лениным. И только теперь я понимаю, как угадали тогда с названием. Весь город украшен изображениями Афины-Елены Премудрой и от имени Лены-града веет солнечным светом и нежностью, а от Петербурга только мраком, непогодой и какой-то необъяснимой безнадёгой... Моё русское ухо режет иноземное название, да и не только моё, иначе как объяснить прижившееся в народе с давних времён пренебрежительное - Питер. Русские люди интуитивно не приняли иноземное имя русского города.

Над входом в Манеж фриз со сценами укрощения коня. Несколько сцен в динамике, как на киноплёнке, конь движется словно живой. Есть ещё два барельефа с сидящими фигурами старцев, рядом с которыми стоят Лель и Полель, и у одного из братьев рожок в руке. Если, кто не читал сказку Островского "Снегурочка", то уже пора. В сказке Лель на рожке играет, весну призывает. Лель и Полель пастухи, а не укротители коней, поэтому на барельефах с ними ни один конь не присутствует. Шапочки у них на головах круглые, на яичную скорлупку совсем не похожие. Значит, создатели древнегреческой мифологии это учли и сделали братьев почти яйцеголовыми.  Но снизу детали барельефа мало различимы, а тем статуям, которые на крыше стоят, шапочки сделать похожими на скорлупки  от яйца, всего лишь пара движений скульптора.

На фасаде Манежа стоят восемь колонн, и по четыре, как бы декоративных колонны в середине каждой боковой стороны, которые не несут никакой функциональной нагрузки, но зато дают чёткое представление о прежних размерах храма. Очевидно, что храм сильно пострадал в катастрофу, разрушившую старый город, но хорошо сохранился фасад, который был встроен в новый периметр здания, и были оставлены по бокам уцелевшие колонны. Если посчитать, сколько колонн встанет в промежутки между окон, то их будет ровно одиннадцать.

По преданиям, храм был построен на том месте, где после боя видели братьев, поивших своих коней у источника нимфы Ютурны. Судя по всему, источник находился с западной стороны Манежа, там, где долгое время стоял пристроенный к основному зданию вестибюль, который, впоследствии, был разобран. Сегодня полукружие клумбы перед западным входом, показывает примерные, а, может, точные размеры бассейна источника Ютурны.

По сторонам входа в Храм с Исаакиевской площади и входа от источника Ютурны стояли скульптуры Кастора, укрощающего коня. Сейчас подобные стоят только со стороны Исаакиевской площади, но это не те , которые были в прошлом. Этих , заказали в Италии и оттуда доставили морем. А почему таких маломерных лошадок или Кастор пони укрощал? Да не  из Италии они, наши законные. Раньше эти скульптуры стояли с другой стороны Манежа, перед казармами Конногвардейского полка в Конногвардейском переулке, но в 1954г. их поставили перед входом с Исаакиевской площади, потому что там должны быть похожие, а взять новые негде.

А ведь Храм был одним из древнейших и любимейших в древнем Риме, целое сословие Всадников было в Римской Империи. Подлинные, храмовые скульптуры Диоскуров стоят на Аничковом мосту. Скульптуры перед храмом были так прекрасны, что с них не раз отливались копии и отсылались в качестве подарка: в Берлин, в Неаполь (!), а так же в Стрельну и в московскую усадьбу Голицыных Кузьминки. Вот чем занимался скульптор Клодт - копии делал, очень качественно делал, поклон ему за это.  Представьте перед Манежем великолепных коней с Аничкового моста и будете знать, как выглядел в древности Храм Леля и Полеля или Кастора и Поллукса.

Немного правее от Конногвардейского Манежа находятся здания Сената и Синода, соединённые аркой, которая закрывает собой вход на узкую Галерную улицу. Это Арка Септимия Севера, у которой заканчивалось Триумфальное шествие пришедшее от Марсова поля по Священной дороге к Форуму на Исаакиевскую площадь. Арка была сооружена в соответствии с традициями того времени, в честь Септимия Севера и двоих его сыновей и их побед над арабами и ассирийцами. В Rom на форуме туристам показывают сильно обветшавшую арку и утверждают, что это и есть арка Септимия Севера, поскольку на ней изображены сцены из битв. Но на всех арках изображались сцены из битв, ведь они и сооружались, как триумфальные или победные.

По некоторым описаниям, арка была пятипролётной, что мы ясно видим на Арке Сената-Синода. Четыре малых пролёта в ней заложены, но обозначены и в них поставлены скульптуры. На барельефах над пролётом арки изображены две крылатые богини Виктории-Славы с венками в руках, которые чествуют победителей. Наверху арки должна бы по традиции стоять квадрига лошадей с богиней победы  Викторией, но её нет. Возможно, что скульптура погибла, или же перенесена в другое место.

 Не мудрствуя лукаво, на место квадриги перенесли с соседнего здания - Храма богини Весты, скульптурную группу богини Весты и сидящую с ней рядом весталку,  назвав их  Благочестием и Правосудием. Слева от Весты, которая всегда изображается с закрытым лицом, стоит жертвенник с горящим огнём, который должен находится между фигурами, но там стоит щит с двуглавым орлом. Вот так: лёгким движением руки... арка из триумфальной превратилась просто в архитектурный красивый, но ни о чём не говорящий элемент, а ведь она свидетель славной истории древнего города, который никуда не исчез, только название ему поменяли, да историю переврали.



Продолжение:  http://www.proza.ru/2018/05/29/1887


----------------------
Римма Соловьёва
06.02.2018

на фото: Конногвардейский Манеж на Исаакиевской площади в С-Пб,

или Храм Кастора и Поллукса, а правильнее Храм Кастора и Минервы.