Письмо А С Ш

Валентина Лефтерова
Письмо А.С.Ш.
_________________
Дорогие ребята, милые мои бывшие самые резвые ученики 8-В класса!
Я был очень рад получению от вас телеграммы, поздравлению с Днём победы. Приятно узнать, что твои воспитанники помнят о тебе, желают здоровья, счастья, успехов.
Вот как-то здесь на перемене после урока в девятом (русском и выпускном классе) ко мне подходит девочка и говорит: «Андр. Ст., с Вами очень хочет встретиться бывший Ваш выпускник Коля М.» Я дал адрес, и назавтра Коля был у меня в гостях. Встреча была очень интересной. Коля учится здесь в нашем городе в сельскохозяйственной академии, а в 1964 году он был выпускником школы, где я работал. Я преподавал у них литературу.
Я желал бы и с вами встретиться здесь, у нас, в Латвии. Наш город недалеко от Риги, каждый час ходят туда поезда. Час езды до Риги. Летом будут ходить специальные поезда на Рижское взморье. Будем ездить к морю купаться и загорать.
Вот вы заработайте денег да и приезжайте в Прибалтику на экскурсию. Здесь для жителей южных районов Украины много можно увидеть интересного, полезного. А то вы ездите всё в Крым да в Киев и Запорожье.
Вам, конечно, интересно узнать, где я и чем занимаюсь.
Я сейчас работаю учителем русского языка в русско-латышской школе, где учится 39 классов (15 младших и 24 – старших), учеников  в школе около 1200. Из них латышей около 700, а русских – 500. В этом году 3 десятых класса (1 –русский и 2 – латышских).
Латышские десятые будут учиться ещё один год, у них остался одиннадцатилетний курс обучения. Сделано это потому, что в латышских классах значительно больше времени отводится изучению русского языка, чем в русских – латышскому языку. Я преподавал русский язык в 3-х десятых и в одном восьмом – тоже латышском классе.
Первое полугодие работал завучем старших классов, но почувствовал, что без знания латышского языка нельзя, и я отказался. Второе полугодие работал учителем.
Город наш очень красивый, особенно красив сейчас, весь в яблоневом цвету. Вишни и сливы уже отцвели. В городе с/х академия, где занимается более 5000 юношей и девушек, а вот жителей в городе более 50 тысяч.
Наш город был разрушен во время войны. Сейчас построен и строится новый, в следующем году начнут строить автомобильный завод, где будут изготовлять микроавтобусы. Сейчас этот завод в Риге, его полностью перевезут сюда. Будет работать на заводе много тысяч рабочих.
Город стоит на реке Лиелупе, есть у нас островок, где можно купаться, загорать, кататься на лодках. По реке можно на пароходике попасть на Рижское взморье. Туда же ходят по расписанию эти вот маленькие Рижские автобусы, которые называются «Экспресс».
Здесь прохладно. Зимой снегу было много, вокруг дома, где я живу, была вода, на дорогу выходили по доскам, положенным на кирпичи.
Ну вот о себе написал много. Теперь прошу вас – передавайте от меня привет всем учителям. Я знаю, что они меня тоже иногда вспоминают, и не без доброго слова. Я им очень благодарен за труд. Учителя у вас, ребята, очень хорошие, трудолюбивые и внимательные.
Личный мой поклон вашему классному руководителю Лидии Ивановне, это ведь она вам, наверное, намекнула, что не плохо, мол, было бы, если бы вы направили А.С. поздравление.* В общем, я очень тронут, бесконечно благодарен. Пишите.
Поделитесь своими успехами. Я летом буду в Запорожье. Может и в Акимовку загляну. Жму ваши руки. Будьте здоровы и счастливы! А.Шалда.
Желаю вам успешно сдать экзамены, хорошо потрудиться летом, закалиться на солнце, взяться за дело серьёзно; и учиться так, чтобы были довольны ваши папы и мамы, и ваши учителя.**
____________________________

*Здесь А.С. немного ошибся: поздравление было направлено по инициативе его бывшей ученицы, любительницы эпистолярного жанра Валентины Л., но это - как бы не обязательный фрагмент из старых событий… (примеч. В.Л. от 06.02.18.)
**Последняя фраза дописана на полях письма. А на конверте стоит дата отправления: 22.05.67. , и адрес отправителя: Латвийская ССР, г.Елгава, ул. Вецайс цельт… 
(Кстати, почерк у Андрея Степановича был очень интересный, очень такой «интеллигентный», с характерным нажимом, напоминавшим образцы старинной русской каллиграфии. Его письмо было интересно держать в руках и, в некоторой мере, просто любоваться его аккуратностью и размеренностью строк).
Мы читали это письмо А.С. всем классом и, конечно, ответили на него. По поручению всех писала ответ я, но, как мне помнится, в дальнейшем переписка им не была поддержана. Что не удивительно: всё, что мог сказать он  о себе и своём городе, он сказал уже в этом первом письме.
Но память об А.С. наши ребята, думаю, сохранили навсегда. При встрече одноклассников в 2011-м году (нам было уже по 60 лет!) один из ребят, некогда  отсталый ученик, а ныне красавец-мужчина, в каком-то застольном разговоре неожиданно вспомнил Андрея Степановича. Так что в сердцах людей, как я понимаю, этот внимательный, добрый и требовательный педагог остался навсегда…
________________________________

(Письмо опубликовано в Инете 06.02.18.)