Михалыч

Александр Лашманов
               

В этом сибирском селе я оказался много лет назад после окончания пединститута: приехал по распределению. Здесь обзавёлся семьёй, у меня родился сын, появились родственники, друзья, соседи. Короче говоря, спустя некоторое время я стал здесь своим человек. Узнал много интересного о местных традициях, о людях, их судьбах…О судьбе одного из жителей мне и хотелось бы рассказать.
  Звали его Егор Михайлович. Было ему лет пятьдесят, в колхозе, а потом и в совхозе трудился он конюхом, В семье было пятеро детей, почти все погодки, в доме проживала также престарелая мать. Понятно, что забот у него было много. Сам он был небольшого роста, худощавый, в свободное время любил выпить рюмку-другую и только тогда становился более-менее разговорчивым. Относились к нему по-разному: большинство уважало, но были и такие, кто его недолюбливал, разговаривал с ним снисходительно, даже высокомерно и презрительно. Особенно это проявлялось у его соседа и к тому же близкого родственника, назовём его  Мироном Лагутиным. Я долго не мог понять причину такого отношения, но потом случайно узнал, что Михалыч, как его обычно называли, был в плену у немцев. Это обстоятельство и объясняло его неразговорчивость и какую-то моральную подавленность…
   Но однажды, перед Днём Победы, я проходил мимо его дома и застал хозяина в слезах на скамейке перед своим домом. «Что случилось, Михалыч?» - спросил я. Дрожащими руками он молча протянул мне конверт с поздравлением от Иосипа Броз Тито и медаль «За оборону Югославии» - так я перевёл надпись на  русский язык Ещё была  также открытка от  Областного Общества ветеранов войны…
 С тех пор Егор Михайлович Котомин словно помолодел на десяток лет. Он стал появляться на  торжественных мероприятиях, проводившимся обычно в сельском клубе, на различных митингах и демонстрациях, повеселел, стал разговорчивым и открытым, совершенно другим человеком…
  Уже прошло много лет, как ушли из жизни герои моего рассказа, сам я давно стал дедом и прадедом, и живу в Новосибирске, и до сих пор ругаю себя за то, что по молодости и неопытности не узнал всех подробностей жизни Егора Михайловича…
05.02.2018