Рождение космонавтики

Александр Захваткин
Все мы сегодня заслуженно гордимся российским приоритетном в рождении и развитии современной космонавтики. И если это естественно для простого русского человека, то в отношении официальной власти и особенно науки, это, по меньшей мере, вызывает удивление.

Императорская Академия наук даже не заметила факт зарождения космонавтики. Циолковский с огромным трудом разместил, свою первую, ставшую впоследствии классической, статью о принципах космического полёта в пятом (майском) номере научно-философского и литературного журнала «Научное обозрение». Несмотря на громкое название, этот журнал не являлся официальным изданием Академии наук, а печатался на частные средства доктора «натуральной философии» Гейдельбергского университета, популяризатора науки Михаила Михайловича Филиппова (1858 – 1903).

Интересно содержание этого номера, где была опубликована статья, ставшая предтечей практической космонавтики:

ОТД;ЛЪ ПЕРВЫЙ.
1. Зав;тныя мысли. Проф. Д. Мендел;ева. I. Вступленiе.
2. Вопросы этики и вопросы хозяйства въ исторiи. Проф. Л. Брентано (пер. П. Берлина).
3. Изсл;дованiе мiровыхъ пространствъ реактивными приборами. К. Цiолковскаго.
4. Н;мецкая литература въ XIX стол;тiи. Мейера (пер. А. Филиппо-вой).
5. Сенъ-Симонъ и сенъ-симонизмъ. (Окончанiе). X. Инсарова.
6. Невидимые лучи св;та. Проф. Д. А. Гольдгаммера.
7. Литературные образы мн;нiя: разсказы Куприна, Бунина, Серафимовича, Телешова и Юшкевича. Не страшное В. Короленки. „Чеховщина“; въ текущей русской литератур;. О правд; и лжи, борьб; и раздумь;. Е. Аничкова.
8. Загадка Шекспира въ трагедiи „Гамлетъ“. Т;нь короля Гамлета. С. Москаленки.
9. Философскiя письма: I. Творчество личности. М. Филиппова.
10. Трудовая теорiя ц;нности и ея критики. А. Финна.
11. Научныя новости. (Подъ ред. проф. С. П. Глазенапа).
12. Обзоръ печати. В. Т — ца.

ОТД;ЛЪ ВТОРОЙ.
13. Онъ и они. С. Бердяева.
14. Барышня. (Драма). Стриндберга.
15. Cтиxoтвоpeнie H. З.
16.Хл;бъ насущный. Клары Фиттигъ (пep. П. Гиберманъ). Въ приложенiи.

ОТД;ЛЪ ТРЕТIЙ.
17. Народный Университетъ. Лассаръ Конъ. Химiя обыденной жизни.

Таким образом, космонавтика родилась в яслях между вопросами этики, хозяйствования и немецкой литературы XIX века, исключительно за счёт собственных средств Циолковского и энтузиазма Филиппова, ни официальная власть, и тем более официальная наука, в лице Академии наук, в этом процессе участие не принимали. Они просто не заметили, что пришло время рождения нового эпохального технического решения, и это не смотря на то, что реактивное движение занимало умы исследователей уже не одно столетие. Вот только краткий перечень этапов зарождения космонавтики.

4 век до н.э. Архитас Тиренский (Др. Греция) – первый реактивный паровой двигатель.
1232 г. Китай – созданы первые установки залпового огня с дальностью полета снарядов до 9 км.
1250 г. Малая Азия – боевое применение пороховых ракет арабами против крестоносцев.
1379 г. Муратони (Италия) – впервые введено в употребление слово «ракета».
1420 г. Дж. Фонтана (Италия) – предложена конструкция реактивного двигателя на твёрдом топливе.
1540 г. Ванноччо Бирингуччо (Италия) – описаны конструкции многоступенчатых ракет.
1640 г. Джон Вилкинс (Англия) – впервые рассматриваются способы полёта на Луну.
1648 г. Сирано де Бержерак (Франция) – описывается полёт человека на Луну с помощью ракет на твёрдом топливе.
1680 г. Россия – организация ракетного производства.
1731 г. Исаак Ньютон (Англия) – теоретическое обоснование вывода спутника на орбиту Земли.
1776 г. Раджа Майсура Гейдар Али (Франция) – массовое использование ракет в военном деле.
1804 г. Уильям Конгрев (Англия) – пороховые ракеты с дальностью полёта 2,7 км.
1810 г. Уильям Мур (Англия) – теория движения ракет.
1814 г. И. Картмазов, А.Д. Засядко (Россия) – пороховые ракеты с дальностью полёта 2,7 км.
1826 г. П.Г. Тейт, У.Дж. Стил (Англия) – теория полёта ракет.
1856 г. К.И. Константинов (Россия) – основные сведения о боевых ракетах.
1865 г. Ашиль Эро (Франция) - описание межпланетных перелётов с использованием реактивного двигателя.
1866 г. Н.М. Соковнин (Россия) – проект дирижабля на реактивном двигателе.
1867 г. Н.А. Телешов (Россия) – французский патент на реактивный самолёт «Дельта» с дельтовидным крылом.
1869 г. Эдвард Хейл (США) – идея создания искусственного спутника Земли для средств морской навигации.
1880 г. С.С. Неждановский (Россия) – проект ракеты и самолёта с использованием порохового реактивного двигателя.
1881 г. Н.И. Кибальчич (Россия) – проект пилотируемого аппарата на пороховых ракетных двигателях.
1886 г. А.В. Эвальд, член Императорского Русского Технического Общества (Россия) – первые успешные испытания самолёта с реактивным двигателем.
1887 г. Ф.Р. Гешвельд (Россия) – проект самолёта с паровым реактивным двигателем.
1893 г. Г. Генсвинд (Германия) – проект межпланетного корабля на динамитных патронах.
1895 г. А.П. Фёдоров (Россия) – проект ракеты для заатмосферных полётов.
1987 г. И.В. Мещерский (Россия) – теоретическое обоснование реактивного движения.
1902 г. Поморцев (Россия) – создание пороховых ракет со стабилизаторами с дальностью полёта 9 км.
1903г. К.Э. Циолковский (Россия) – «Исследование мировых пространств реактивными приборами»

Не смотря на то, что в рождение космонавтики вложили свой интеллектуальный потенциал десятки людей в разное время и разных странах, отцом космонавтики принято считать именно К.Э. Циолковского, потому, что он наиболее лаконично смог сформулировать основной принцип ракетной техники определения расхода топлива для достижения первой космической скорости необходимой для того, чтобы искусственный спутник мог выйти на стационарную орбиту вокруг Земли.

Но самое поразительное в том, что кроме небольшого числа энтузиастов эта информация ни кого не заинтересовала, в том числе ни Академию наук, ни правительство Российской империи, и это не смотря на то, что сама идея реактивного движения уже практически созрела, и лишь требовалось её оформить в логически завершённую теоретическую основу.

Параллельно, независимо от Циолковского, рождение космонавтики шло и за рубежом.

26 мая 1919 г. американец, доктор физических наук, офицер ВМФ США профессор Роберт Годдарт (1882 – 1945) закончил рукопись «Метод достижения крайних высот» которая была издана в январе 1920 г., в которой он предлагал пороховую ракету для заатмосферных полётов для научных исследований.
В 1923 году в СССР практически сразу после выхода её в Германии, была опубликована брошюра Германа Оберта (1894 – 1993) «Ракета как средство межпланетного полёта», в которой он изложил теорию космического аппарата, названного им «Модель Е», работающего на жидком топливе.
8 июня 1927 г. на заседании Парижского Астрономического общества Эсно-Пельтри (1881 – 1957) прочитал лекцию о проблеме межпланетного полёта, которая год спустя была опубликована в Париже.

Таким образом, как и во второй половине XIX века, так и в начале XX проблема создания космических аппаратов волновала умы исследователей разных стран, кроме представителей Академии наук.
 
Надо отдать должное большевикам, в 1919 году, после того как они неделю промурыжили Циолковского в подвалах Лубянки они сделали его членом новой Советской академии наук и в 1921 году ему была назначена пожизненная пенсия. Но, впоследствии, когда формировалась уже Академия наук СССР, о Циолковском постарались не вспоминать, и он не попал в список действующих академиков. По факту, формально, Академия наук не признала его равным, хотя и вынуждена была стать хранителем его архива, доступ к которому открылся только в последнее время, и при этом не гнушалась на всех публичных мероприятиях именовать его «Отцом мировой космонавтики». Это фарисейство академиков вызывает только брезгливую усмешку, и чувство гадливой пакости.

История архива Циолковского весьма показательна в вопросе отношения Академии наук к его наследию.

Личный архив Циолковского, сложившийся к 19.09.1935 (дню его смерти), представлял собой совокупный массив таких документов как: авторские рукописи научных трудов, включая публикации с более поздней авторской правкой; машинописные копии текстов философских сочинений, снятые и присланные учёному его корреспондентами; авторские рукописи автобиографических материалов; машинописные копии автобиографических материалов, снятые и присланные учёному его корреспондентами; эпистолярные материалы; фотодокументы; книги и журналы с пометками Циолковского; газетные вырезки, собранные Циолковским; материалы других авторов, собранные Циолковским; личные документы учёного.
После смерти Циолковского его личный архив перестал существовать как единое целое. Его рассредоточение шло по двум основным потокам: московскому и калужскому.

Перемещение подавляющего большинства материалов архива в Москву было предусмотрено Постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР «Об увековечении памяти К.Э. Циолковского», утверждённым Политбюро ЦК ВКП(б) 20.09.1935.
В пятом пункте Постановления содержалось предложение «Воздушному Гражданскому Флоту издать труды К.Э. Циолковского». С целью его осуществления уже на следующий день после похорон – 22.09.1935 – состоялась передача архива вдовой В.Е. Циолковской и дочерьми Л.К. Циолковской и М.К. Костиной представителям Аэрофлота – начальнику Дирижаблестроя С. Г. Хорькову, начальнику КБ-3, в котором строилась модель оболочки дирижабля системы Циолковского, В.А. Джапаридзе, и начальнику политуправления ГВФ Н.Е. Доненко. Все переданные материалы были тогда же упакованы в десять ящиков, запечатанных печатью Калужского исполкома, которые на следующий день были доставлены в помещение канцелярии Дирижаблестроя на станции Долгопрудная Савеловской железной дороги, где пролежали более полугода.

В мае 1936 г. была назначена Комиссия по разборке и подготовке к изданию научного наследия Циолковского в составе председателя Б. Н. Воробьёва и членов В.А. Джапаридзе и Н.Н. Кольцова. Поскольку и Джапаридзе, и Кольцов были непрерывно заняты строительством модели оболочки дирижабля Циолковского, разбирать бумаги учёного приходилось одному Воробьёву. Так началась его деятельность по формированию фонда Циолковского, в результате которой он вскоре был назначен начальником созданного при Архиве ГУ ГВФ Архива К.Э. Циолковского. В течение двух лет в ходе трудоёмкой и длительной работы Воробьёву удалось разобрать содержимое привезённых из Калуги ящиков, которое он позднее охарактеризовал как «россыпь» материалов, подбирая «чуть не все рукописи… по меткам». В 1938 г. он закончил инвентаризацию рукописей Циолковского и составление их аннотированных описей, которые позволили начать работать над оглавле-нием отдельных томов Собрания сочинений учёного и его биографией, а также приступить к редактированию текстов, отбираемых для издания. Параллельно создавались их машинописные копии, с которыми работали редакторы.

Архив К.Э. Циолковского при Архивном отделе ГУ ГВФ просуществовал двенадцать лет. Основной итог его работы – создание фонда документов Циолковского, формирование широкой источниковой базы, на основе которой стало возможным развернуть исследование жизни и творчества учёного и подготовку к изданию его наиболее значимых научно-технических и естественнонаучных текстов. Вместе с тем, к концу 1940-х годов стало ясно, что исследовательская и издательская деятельность должны проводиться на ином – академическом – уровне, соответствующем мировому значению трудов Циолковского в области ракетно-космической техники и космонавтики. Такой уровень мог быть обеспечен только при условии передачи документов Циолковского из Аэрофлота в АН СССР.

Выполняя соответствующее Постановление Совета министров СССР, принятое 13.04.1948, Президиум АН СССР дал распоряжение Комиссии по истории техники под председательством Б.Н. Юрьева обеспечить приёмку материалов Архива Циолковского, которая состоялась 16.12.1948. Постановлением Президиума Академии наук СССР 14.02.1949 был утверждён приемо-сдаточный акт о передаче Архива Циолковского в Московское отделение Архива АН СССР и организована Комиссия при Отделении технических наук АН СССР по разработке научного наследия и подготовке к изданию трудов Циолковского под председательством академика Б.Н. Юрьева в составе членов А.А. Космодемьянского и В.А. Семенова и ученого секретаря Б.Н. Воробьёва.

Калужский поток материалов личного архива Циолковского охватил ту его (значительно меньшую) часть, которая осталась в Калуге в Доме-музее К.Э. Циолковского, открытом в годовщину смерти учёного 19.09.1936, и в его семье (рукописные материалы, экземпляры брошюр Циолковского с правкой, часть библиотеки учёного, в том числе книги с его пометками).

Работа с архивом Циолковского при АН СССР была поручена комиссии в составе:
1) Б.Н. Юрьев, академик, председатель,
2) А.А. Космодемьянский, профессор, доктор физико-математических наук, генерал-майор,
3) В.А. Семенов, профессор, доктор технических наук, генерал-майор,
4) Б.Н. Воробьёв (учёный секретарь).
За 30 лет комиссия опубликовала 4 тома собрания сочинений Циолковского:
Том первый «Аэродинамика». Отв. ред. академик Б.Н. Юрьев. М., изд-во АН СССР, 1951. 268 с.
Том второй «Реактивные летательные аппараты». Отв. ред. академик А.А. Благонравов. М., изд-во АН СССР, 1954. 455 с.
Том третий «Дирижабли». Отв. ред. академик А.А. Благонравов. М., изд-во АН СССР, 1959. 316 с.
Том четвёртый «Естествознание и техника». Научные редакторы разделов Д.Я. Мартынов, А.И. Опарин, А.С. Федоров.
Комиссией был также подготовлен к публикации и в конце 1970-х годов сдан в издательство «Наука» пятый том Собрания сочинений «Автобиографические и эпистолярные материалы К.Э. Циолковского», но он не был утверждён цензурой при ЦК КПСС.

То есть, через сорок лет после смерти выдающегося учёного Советская власть все ещё считала его опасным диссидентом. Зато с торжественными мероприятиями все было в порядке: чествовали, поминали и умалчивали его самые сокровенные мысли.

До 1938 года в тематике Академии наук нет упоминания о работах так или иначе связанных с космонавтикой или ракетной техникой. Впервые работы этой тематики появляются в 1938 году в связи с работами по получению сжиженных газов. Только в 1944 году Академию наук стали подключать к экспертизе ракетных проектов Наркомата авиационной промышленности. Своих собственных разработок в этом направлении Академия наук не проводила до 1951 года, когда 29 июля была запущена первая ракета с собакой для изучения влияние космического полёта на живой организм.

С этого момента Академия наук все больше и больше принимала участие в космических исследованиях, став к сегодняшнему дню "локомотивом" в научных разработках этого направления.