Свадебный секретарь, или как давно это было

Семён Хмелевской
(Фрагмент книги «Белая свадьба: история, традиции, этикет». Глава IV)

Услуга «свадебный секретарь» была впервые предложена универсальным магазином Marshall Field’s в 1924 году параллельно с введением сервиса регистрации подарков. В его функции входила помощь по выбору приданого невесты и предметов мебели, советы в отношении подарков для свиты невесты и жениха, разъяснение тонкостей столового этикета и сервировки, а также составление списка подарков во избежание повторений.

Свадебные салоны в рамках универсального магазина появились в 1920-х годах вместе с изменением внутренней структурной и визуальной организации торговых площадей. Стратегия «магазин внутри магазина», столь привычная сегодня нам, дифференцировала отдел корсетов от отдела вечерних платьев, а отдел блузок от отдела кофточек, выхватывая из посетителей только тех, кого необходимо. Персональное внимание продавцов-консультантов разных отделов универсама искусно сокращало время и возможность для принятия покупателем свободного решения о покупке.

В годы Второй мировой войны свадебные салоны и их свадебные консультанты распространились уже по всей территории США. Невесты принимались в них радушно,  заведомо как обеспеченные представительницы высшего света, пили чай с дружественным персоналом и уносили домой приятные подарки, самым любопытным из которых, на мой взгляд, была подвязка невесты – ещё одна выдуманная традиция, возникшая в это время. Свадебные салоны создавали для невест атмосферу волшебства и шика, в которой было комфортно полистать свадебные журналы в ожидании примерки белого платья, предназначенного для ношения единственный раз в жизни. Отсутствие вещей, уложенных в стопки на полках или развешанных десятками один к одному на вешалках в других отделах, привносило ощущение причастности к необычному, ни на что не похожему процессу приобретения уникального товара и эксклюзивной услуги. В то же время салоны снабжали невест собственной печатной продукцией или бесплатными копиями свадебных журналов. В 1939 году Marshall Field’s предложил своим невестам планировщик от журнала Bride’s, в котором детально перечислялся список возможных элементов флористического декора, приданого, детали церковной церемонии, аксессуары шикарного свадебного приёма. Невесте оставалось лишь поставить отметку в графе и самой эффективно организовывать свою свадьбу и планировать расходы.

В 1935 году в Чикаго универсамом Carson была впервые предложен сервис по организации свадьбы «под ключ». Спустя три года в столице Канады было учреждено в будущем весьма авторитетное в глазах американских коллег Eaton’s Wedding Bureau, созданное на базе одноимённого универсального магазина класса «люкс». Открывалась дверь в тот сегмент свадебного бизнеса, который сегодня представлен свадебными агентствами и свадебными организаторами, предлагающими консалтинговые и посреднические услуги, планирование, подбор площадки и подрядчиков, сценарий и режиссуру, персонал для координации свадебного дня.


***

Коллеги, друзья, читатели! В мае 2018 года вышла моя книга о семье, браке, свадьбах и консьюмеризме: "Белая свадьба: история, традиции, этикет".

Вы можете найти ее на сервисе RIDERO, на сайте ridero.ru.

Если Вы еще не пользуетесь этим сервисом, первая книга при регистрации в мобильном приложении - в подарок :)

Основные источники, которыми я пользовался при работе над книгой:

American etiquette and rules of politeness (New York, Standard publishing house, 1883)
Burton Kingsland, The book of weddings (New York, Doubleday, 1902)
Catherine E. Shrout, What every girl dreams of: a cultural history of the sacred in American white weddings, 1840-1970 (Emory University, 1998)
Cele C. Otnes, Elizabeth H. Pleck, Cinderella dreams (University of California press, 2003)
Emily Holt, Encyclopedia of etiquette (New York, Doubleday, 1901)
Emily Post, Etiquette in society, in politics, in business, and in home (Funk & Wagnalls Company, New York and London, 1922)
Florence Hall, Social customs (Boston, 1887)
John R. Gillis, For better, for worse: British marriages, 1600 to the present (Oxford University Press, 1985)
Lillian Eichler, Book of etiquette (New York, Nelson Doubleday, 1921)
Margaret E. Sangster, Good manners for all occasions (New York, Cupples & Leon company publishers, 1904)
Mindy Weiss, The wedding book (Workman publishing, New York, 2008)
Nancy F. Cott, Public Vows: History of Marriage and the Nation (Harvard University Press, 2000)
Sarah Hale, Manners: Happy Home and Good Society (Boston, J.E. Tilton and Company, 1868)
Stephanie Coontz, Marriage, a history: from obedience to intimacy, or how love conquered marriage (New York, Viking, 2005)
Vicky Howard, American weddings and the business of tradition (University of Pennsylvania Press, 2006)
Weddings and wedding anniversaries (The Butterick publishing company, New York, 1905)

Есть у Вас есть время и вы любите английский язык - читайте оригиналы, это доподлинно интересно.

Если есть желание воспользоваться возможностью быстро овладеть уникальной информацией - пишите мне, вышлю Вам файлы книги в pdf, сто деревянных рублей им цена, большего не смею испросить. Я Вам заранее признателен.

Если Вы очень любознательны - бонусом прилетят все источники, в электронном виде.

Приятного Вам путешествия в мир истории, традиций, этикета, маркетинга, рекламы, политики, семейного счастья и процветания!



--- Белая свадьба: история, традиции, этикет ---

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. ИНСТИТУТ СЕМЬИ И БРАКА В США ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА. НАКАНУНЕ РОЖДЕНИЯ БЕЛОЙ СВАДЬБЫ

Семья и государство
Доктрина о недееспособности замужней женщины
Развод
Хорошие манеры
Брачные обычаи индейцев
Институт брака у афроамериканцев
Брак по общему праву
Фольклорные традиции
Протестантизм
Тексты церемонии бракосочетания
Обручение
Накануне белой свадьбы


ГЛАВА II. РОЖДЕНИЕ БЕЛОЙ СВАДЬБЫ
Свадьба королевы Виктории
Рождение первого свадебного тренда
Свадебные годовщины и юбилеи
Оглашение о предстоящем браке и помолвка
Дамские журналы и национальные традиции
Белая свадьба и аболиционизм
Коммуна "Онайда". Мормонизм
Белая свадьба и Гражданская война

ГЛАВА III. КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ БЕЛОЙ СВАДЬБЫ
Зарождение потребительской культуры
Дом и семья
Роль матери в семье
Ритуал дарения и демонстрации подарков
Пособия по этикету
От дамского журнала к свадебному журналу
Помолвочное и обручальное кольцо
Свадебный декор
Свадебные товары
Репетиция церемонии
Медовый месяц
Театрализация свадебного ритуала
Рост числа разводов
Критика белых свадеб
Внешние черты белых свадеб конца XIX века

ГЛАВА IV. СВАДЕБНАЯ ИНДУСТРИЯ
Визит и свидание
Помолвка
Самоидентификация свадебного рынка
Белая свадьба и ювелирный бизнес
Пособия по свадебному этикету
Рождение свадебного журнала
Универсальные магазины и свадебные шоу
Сервис регистрации подарков
Свадебные салоны и первые свадебные консультанты
Свадебное бюро и свадебные специалисты
Церковь и церковная церемония
Созвездие Золушки
Ножки за миллион долларов и семейные ценности

ГЛАВА V. СЛОВАРЬ БЕЛОЙ СВАДЬБЫ С ПРИМЕРАМИ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ

Жду Вас на ridero.ru, друзья! Напоминаю Вам, что при регистрации одну из книг Вы можете получить в подарок. Пусть даже и не мою - мне будет тоже приятно :)