Самый-самый Stoosbahn

Борис Готман
  Boris S. Gotman

  Всегда был неравнодушен к транспортным средствам всех видов, поэтому в моих заметках можно прочесть о некоторых из них.
 
  Конечно, это практически неисчерпаемая тема, ведь любой, даже самый распространённый вид транспорта включает совершенно разные, порой почти фантастические образцы.

  Взять, к примеру, железнодорожный транспорт, вроде бы всем хорошо знакомый. Но если даже не проехать, а только прочесть об уникальной Цинхай-Тибетской железной дороге, поднимающейся на высоту более 5 тыс.метров да ещё и по вечной мерзлоте,  о железных дорогах и поездах можно узнать много нового и необычного.
 
  При всём заслуженном уважении к героическим строителям БАМа, самая высокогорная в мире китайская железная дорога на Тибет неизмеримо сложнее и совершеннее, как и её подвижной состав, также  не имеющий аналогов в мире.

  Точнее, в плане обеспечения безопасности и комфортности пассажиров, а также защиты и сохранения окружающей среды и объектов транспортного строительства в условиях вечной мерзлоты и нехватки кислорода, ближайшая аналогия бегущих по ней вагонов, это ... гражданская авиация.   
 
  Но об этой дороге в другой раз.
 
  Здесь же хочу дополнить мои предыдущие заметки  о таком особом "подвиде" железнодорожного транспорта как фуникулёр, а конкретно,  о фуникулёрах, предназначенных для трасс с резко меняющимся уклоном.
 
  В принципе я уже писал в заметках из австрийского Инсбрука под общим названием "Творение Захи Хадид" о таком типе фуникулёра.
 
  Он отличается  от фуникулёров традиционной конструкции, для которых  требуется  примерно одинаковый уклон по всей трассе, поскольку  обычные  вагоны не могут приноравливаться к резким изменениям уклона.
 
 "Герой" этой заметки Stoos funicular Railway, или просто Stoosbahn,  начал в декабре 2017 года свою службу в Швейцарии  и,  подобно описанному в "Творение Захи Хадид"  новому фуникулёру  Хунгербургбан, тоже укомплектован вагонами, состоящими из отсеков, которые могут изменять угол наклона к рельсовому пути почти на 60 градусов, что и обеспечивает их пассажирам комфортные условия  при  движении поезда как по очень крутым – до 110%  (или 47.7°) – участкам, так и по практически горизонтальным.

  Швейцарский  Stoos funicular  является  чемпионом Европы по крутизне трассы.

  Вопрос о крутизне стал причиной споров в некоторых изданиях на русском языке и одним из поводов написания этой заметки:  товарищи журналисты считали, что крутизна Stoosbahn составляет 110°,  путая опубликованные в зарубежной прессе градиенты с градусами.

  Читатели недоумевали, как такое может быть, но никто не вспомнил, что даже в соответствии с Правилами дорожного движения крутизна участков дорог определяется не в градусах, а в процентах (тангенс угла, умноженный на 100%).
      
  Продолжение следует…

  Фотография из газеты "The Guardian"