Уговор дороже денег

Мария Бобылькова
Однажды один человек решил найти своё место на земле. Вышел он из города и зашагал навстречу своей судьбе. Воображение рисовало ему  красивую деревню на холме, а у подножья  холма речка бежит. И в той деревне  его дом  стоит:  с садом, огородом и шумным скотным двором. Долго ли коротко ли  шёл  человек по земле, но увидел  он  место, точь в точь, как мечталось ему.  Зашёл он в деревню, и увидел на крыльце одной избы  старушку. Остановился человек и стал спрашивать, как да чем люди живут в этой деревне. Старушка отвечает на вопросы, а сама оглядывает  незнакомца. А потом и говорит,
- Вижу,  место наше тебе понравилось, коли в деревню пришёл. Много я тебе рассказала, ничего не утаила про жизнь нашу. Но  тебя – то  мы не знаем. Покажи-ка себя!
- Как же я себя покажу?
-А, вот для начала изгородь  мне поправь. Совсем завалилась. Поправишь?
- А, что не поправить. Поправлю.
- Только заплатить мне тебе нечем. Но, обедом накормлю, баню истоплю, сказку расскажу, да спать уложу.
- Да, что ты, бабушка, денег мне не надо. Я  просто так помогу тебе.
- Ну, что же, уговор есть уговор,  - улыбнулась старушка.
- Хорошо, договорились,  - сказал человек и взялся изгородь  поправлять.
Целый день изгородь поправляет, вечером в бане парится, затем  у старушки за столом сидит, щи с пирогами наворачивает, да сказки слушает. Спасть ложится на простыни свежие под раскрытым окном, что в сад выходит.  А в саду соловей заливается.
-Эх, хорошо! Кажется, это и есть моё место.
Второй день  изгородь  поправляет,  вечеряет, да сказки слушает.
-Эх, хорошо!
Третий день изгородь поправляет, вечеряет, да сказки слушает.  А,  как  спать лёг  и думает,
 - Что-то  у бабки изгородь какая-то заговорённая: правлю – поправляю, а она всё в той же поре – косая,  да кривая. Эдак,  я место своё на земле никогда не найду. Пора уходить из этой деревни.
На следующее утро старушка напоила человека парным молоком со свежим хлебом, да и говорит, - Спасибо, тебе, милок. Поправил мне изгородь.
Глянул человек, а изгородь и вправду стоит прямая, да ровная. Удивился человек, но раздумывать  не стал.  Собрал  свою котомку, взял у старушки узелок с пирожками и поспешил  вон из деревни.
Идёт по дороге, и досадует,
-Какая  эта бабка - скряга. Сколько дней изгородь ей поправлял, а она ни копеечки не заплатила. Только пирожков и дала». Размахнулся человек, да и швырнул  узелок с пирожками в высокую траву.
Старушка же, глядя вслед уходящему человеку, приговаривала,
 - Эх,  долгая  же у тебя дорога, милок!  Зря уговор  выбросил. Уговор дороже денег.  Ну, а это место  другому человеку пригодится.