Истории российских супергероев. Глава 17

Александр Михельман
Надо сказать несколько слово о работе дешифровщика. Вот что написано в Википедии: «Изначально криптография изучала методы шифрования информации - обратимого преобразования открытого (исходного) текста на основе секретного алгоритма или ключа в шифрованный текст (шифротекст). Традиционная криптография образует раздел симметричных криптосистем, в которых зашифровывание и расшифровывание проводится с использованием одного и того же секретного ключа. Помимо этого раздела современная криптография включает в себя асимметричные криптосистемы, системы электронной цифровой подписи (ЭЦП), хеш-функции, управление ключами, получение скрытой информации, квантовую криптографию.
История криптографии насчитывает около четырёх тысяч лет. В качестве основного критерия периодизации криптографии возможно использовать технологические характеристики используемых методов шифрования.


Первый период (приблизительно с третьего тысячелетия до н. э.) характеризуется господством моноалфавитных шифров (основной принцип — замена алфавита исходного текста другим алфавитом через замену букв другими буквами или символами). Второй период (хронологические рамки — с IX века на Ближнем Востоке (Ал-Кинди) и с XV века в Европе (Леон Баттиста Альберти) — до начала XX века) ознаменовался введением в обиход полиалфавитных шифров. Третий период (с начала и до середины XX века) характеризуется внедрением электромеханических устройств в работу шифровальщиков. При этом продолжалось использование полиалфавитных шифров.
Четвёртый период — с середины до семидесятых годов XX века — период перехода к математической криптографии. В работе Шеннона появляются строгие математические определения количества информации, передачи данных, энтропии, функций шифрования. Обязательным этапом создания шифра считается изучение его уязвимости к различным известным атакам — линейному и дифференциальному криптоанализам. Однако, до тысяча девятьсот семьдесят пятого года криптография оставалась «классической», или же, более корректно, криптографией с секретным ключом.


Современный период развития криптографии (с конца тысяча девятьсот семидесятых годов по настоящее время) отличается зарождением и развитием нового направления - криптография с открытым ключом. Её появление знаменуется не только новыми техническими возможностями, но и сравнительно широким распространением криптографии для использования частными лицами (в предыдущие эпохи использование криптографии было исключительной прерогативой государства). Правовое регулирование использования криптографии частными лицами в разных странах сильно различается — от разрешения до полного запрета.


Современная криптография образует отдельное научное направление на стыке математики и информатики — работы в этой области публикуются в научных журналах, организуются регулярные конференции. Практическое применение криптографии стало неотъемлемой частью жизни современного общества — её используют в таких отраслях как электронная коммерция, электронный документооборот (включая цифровые подписи), телекоммуникации и других».


Но мне нужно было искать в более ранних методах. Особенно, принятых а Первую и Вторую мировую войну. Скажем, в армии. «В русской армии в начале XX века наиболее широко использовались словарные ключи - тип шифров, в котором каждому слову из определённого специализированного словаря сопоставлялось одно или несколько кодовых чисел из трёх-пяти цифр. Ключ Военного министерства номер шесть тысяча девятьсот седьмого года представлял собой трёхзначный многовариантный цифровой код с маскировкой и скрытым началом сообщения. Ключ Военного министерства номер семь тысяча девятьсот пятого года был алфавитным трёхзначным цифровым кодом на девятьсот словарных величин, размещённых на восемнадцати таблицах пять на десять. Эти шифры использовались для передачи сообщений по телеграфу и радио.


Уже осенью тысяча девятьсот четырнадцатого года часть русских военных шифров была расшифрована австрийцами.


Вскоре после этого русский шифр был изменён на новый. Началось соревнование между шифровщиками и вражескими дешифровщиками. К весне тысяча девятьсот пятнадцатого года в русских войсках полностью отказались от старой системы шифров и стали применять простой шифр Цезаря. Семнадцатого июня тысяча девятьсот шестнадцатого года в русской армии был введён новый тип шифра с тремястами шифровальными группами. Однако полной секретности сообщений добиться так и не удалось».


Именно средь этих шифров я нашла первый ключ. Только вот кодировка оказалась двойной. Дед, судя по всему, был тот ещё жук, изначально писал не на русском, немецком или латинском, но на шумерском наречии буквами славянского алфавита. Пойди, догадайся, многие ли люди знают его? А я-то ещё думала, отчего, при правильных расчётах, получаются какие-то непонятные слова. Так бы и осталась в неведении, если бы от скуки не выучила сотый язык – как раз шумерский. И тут всё не пошло, полетело. За семь «суток» управилась. Самое смешное, первый схорон находился буквально у всех на глазах! В Московском Историческом Музее. Знаете, подо что замаскировали третий, зелёный хронокан? Под флейту средневековую! Даже дырочки просверлили. Я нашла ключи от стенда, достала предмет, присоединил к другим трём, артефакт немедленно принял свой изначальный облик и засветился. Теперь я могла ещё и во времени перемещаться. В дневнике было точно указано, когда и где дедушка начал свой путь с украденными артефактами. Я просто отправилась в это место в Германии, а потом направила поток времени в обратную сторону. Вот и он, лицо, как на фотографии, молодой безумно красивый мужчина в немецкой форме. Я остановила всё и разморозила время. Знакомый незнакомец вздрогнул, когда увидел меня и, особенно, наведённую на него тросточку.


- Добрый день, русский, надеюсь, не забыл? – поинтересовалась я.


- Йа, в смысле, да, - закивал разведчик, - простите. Давно не общался с кем-то на родном языке, судя по этой вещи, вы моя родственница?


- Внучка, - кивнула я.


- Здорово, - дедушка взмахнул рукой, - значит, всё получилось именно так, как задумал. Долго расшифровывала?


- Посмотри на меня, как думаешь, сколько лет было, когда начинала? – хмыкнула я.


- С первого раза не определить, но, сейчас примерно пятьдесят – пятьдесят пять лет, - вздохнул родственничек, - но это легко исправить, тебе не хватает последней части, вот она, держи.


Человек в немецкой форме извлёк из-за пазухи что-то, завёрнутое в тряпку, освободил и подал синюю палочку.


- А зачем было так мудрить, мог бы и сам стать Моэдом? – уточнила я, принимая дар.


- Я слишком грешен, убивал, пытал, крал, обманывал, - разведчик поморщился, - такой негодяй не имеет право обретать высшее могущество, а ты дитя иного века. Скажи, коммунизм у вас уже построили?


- Э-э-э, - я смутилась, - скажем, так, не совсем, оказалось, на это нужно немного больше времени. И я вовсе не ангел небесный. Однако, у нас и сейчас хватает чудес, которые пока существуют только в книгах фантастов.


- Не рассказывай, - дед замахал на меня руками, - знать будущее опасно. Скажу по секрету, есть сущности, охраняющие существующие временные потоки, следящие за тем, чтобы никто и ничего не менял кардинально. Полагаю, тебе придётся с ними столкнуться и не раз.


- Да я и не претендую, - я кашлянула, - так, воскресить необходимо несколько невинно убиенных и отыскать парочку злодеев, совершивших это преступление с помощью вот этих палочек.


- Надеюсь, у тебя всё получится, - разведчик подмигнул, - береги себя, внученька. Повезло, наверное, сыну с женой, красавицу встретил. А глаза у тебя его, кстати. И бабушкины тоже. Но, ты с ней чуть позже познакомишься, я уверен в этом.
 

****


Бабушку я видеть хотела и сильно, но прежде, как и упоминала, надо было разобраться с парочкой злодеев. Точнее, с одним хитрым поганцем. Чем хороша сила Повелительницы Времени, знаю абсолютно всё. Начала с того же, с чего бы и любая нормальная женщина, вернула себе юность, причём, сразу восемнадцать лет. А что, всё одно показываться на глаза людям нельзя, без крайней необходимости, могу себе позволить кое-что, в определённых рамках. Вернулась в Москву, направилась к месту встречи, а после и в родное время. Только за пару лет до того, как начались убийства археологов. Металлическая дверь подъезда больше не была преградой, обратила её в прах, прошла, восстановила, поднялась на третий этаж и позвонила три раза. Дверь сразу открыли, и увидела я старика, судя по облику, ему не меньше девяноста лет. Если бы не знала, кто он, опознала по глазам.


- Ну, так гораздо лучше, - дедушка улыбнулся, - восемнадцатилетней ты мне больше нравишься.


- Только Чекист мог придумать такой изуверский способ, чтобы подарить могущественный артефакт внучке, - я сверкнула глазами на мерзавца, - хоть представляешь, через что пришлось пройти?


- Ну, извини, - разведчик пожал плечами, - от своей истинной сущности не уйти. Оттого не оставил трость себе. Слишком велика ответственность, мог начать творить ужасные вещи. Но и отдавать самое могущественное оружие во всех известных вселенных неопытной девочке не мог. Ты повзрослела, поумнела, много наук выучила, развила интеллект изрядно и теперь готова на роль богини.


- «Богини» ли, – возразила я, - ты ведь соединил хроноканы, узнал всё, что собирался, вернулся обратно, помешал себе, но некоторые сведенья оставил. Я назначена ответственной за человечество, обязана загнать к счастью против воли и следить, чтобы не свернули, случайно с пути?


- Как-то так, - кивнул старый разведчик, - но разве это плохо? И так ли много прошу, маленький романчик с замечательным человеком, родишь ему сына, чьё влияние окажется столь же сильным, как у Христа, Будды и Мухаммеда, Маркса и Энгельса, но не силой мудрого слова, которое люди не слышат, без магии и чудес, не в виде новой религии, нет.


- Но умрут несколько миллиардов человек, - прорычала я, - прежде чем человечество станет жить лучше! Да и то, нельзя сказать, что окажется счастливее, просто лишится главного дара Б-га – свободы воли!!!


- Я же Сталинист, - напомнил дедушка, - и не верю в том, что человеки заслуживают его. Всё одно, как если бы ребёнку дали в подарок гранату. Когда выдернет чеку и убьёт себя, неизвестно, вопрос времени. А я отбираю взрывное устройство, заворачиваю малыша в пелёнку, так чтобы шевельнуться не мог и ставлю его по стойке смирно. Дёргаться не сможет, зато будет всегда сытый, здоровенький, спокойненький и праведный, как ангелочек. Я ведь и религии изучал. В иудаизме есть несколько степеней святости – третий как раз когда человек не совершает греха из страха перед наказанием. И вообще, я же тебя не к уроду какому-нибудь или глупцу в постель подкладываю. Господин Либерман – известный изобретатель, лидер Супергероев России, отечественный Железный Человек, правда, без доспехов. А теперь, карай и награждай меня, работу сделал, утомился изрядно.


- А если я окажусь мстительной? – поинтересовалась я, - оставлю тебя умирать от рака.


- Не верю, - хитрец хмыкнул, - ты же меня понимаешь, просто, по юности лет, не одобряешь всего. Пока что.


- Хорошо, - я коснулась плеча старика тросточкой, и плоть его превратилась в прах, рассыпалось по полу.