Митраизм Булгакова

Дмитрий Пикалов 2
Помню, как в конце 80-х посмотрел фильм Владимира Бортко «Собачье сердце». После сразу были прочитаны «Мастер и Маргарита», «Записки юного врача», и наконец, само «Собачье сердце».

Намного позже, мой коллега и наставник по кафедре культурологии Анатолий Андреевич Дуров, поведал мне, что под образом Воланда Михаил Булгаков изобразил не дьявола, а погрузившегося во тьму Митру. Митраизм - культ Митры, распространившийся в первых веках до н.э. в Римской империи, был основным соперником христианства, но проиграл в схватке за души верующих по причине того, что исключал женщин из религиозного церемониала. Это был культ мужчин-воинов. А, как известно, хранителями и ретрансляторами религиозных традиций являются преимущественно женщины, зайдите в любую церковь и вы в этом убедитесь. Так вот, Анатолий Андреевич считал Воланда – Митрой, а Понтия Пилата – митраистом. Именно поэтому булгаковский Пилат сам организует убийство Иуды, потому как самым страшным грехом для митраиста было предательство.

Есть еще версия, что под маской Воланда Михаил Булгаков изобразил самого Сталина. Дескать, это ведь полная мистика, когда его врача Добровольческой армии, настроенного достаточно критично к Советской власти, всего лишь не печатают, в то время как соратники Ленина и Троцкого один за другим исчезают в подвалах Лубянки. Ведь липкий страх 37 до сегодняшнего дня живет не в произведениях Булгакова и Ахматовой, не в сознании творческой интеллигенции, которая всегда относится критично к любой власти, потому как иначе не могла, а в глубине душ ее самых «верных соратников», всех этих обласканных  почетом и уважением мигалковых. Им этот липкий страх передался с молоком матери, и он в них живет постоянно и периодично вылезает, как маленькая черная машина на портрете Сталина у Александра Герасимова. Не народ, презрительно именуемый мигалковыми «коллективным Шариковым», боится 37, а именно сами мигалковы и компания, чьими руками он творится и кто становится его первыми жертвами.
Но и по этой версии, Воланд и его свита наказывают лишь тех, кто предал – себя, идеалы, любовь. А Булгаков, в отличие от Каменева и Зиновьева, никого и ничего не предавал. Чистый митраизм сталинизма.

Да и еще, Михаил Булгаков изобразил в образе Шарикова и Швондера совсем не народ. Народ у Булгакова – это Зинаида и Дарья Петровна. А Шариков и Швондер, как раз и есть непосредственные творцы 37 и его будущие жертвы.