Р. Река Ботчи. самоцветная азбука

Александр Григ Дорофеев
Камни, водка, байки у костра. Геология, однако.


 Есть такая наука - палеонтология. Появилась на стыке  других : геологии, биологии, ботаники . Геологи обнаружили высоко в горах аммониты, окаменелые виды морских моллюсков, завитых в спираль, с полной сохранностью строения организма.  В Ульяновской и Пензенской областях в обилии окаменелости других морских  организмов - белемнитов , в простонародье - чертовы пальцы.  В  Якутии ученые генетики хотели потомство получить от мамонта из вечной мерзлоты.

  Как не задуматься о многомиллионных по  времени процессах : было море, стали горы, потом равнины. На развалившихся   валунах на всех континентах нашли  четкие отпечатки древних организмов и растений -  папортников, листьев разных  деревьев. Стали интересоваться глубже древней ботаникой, оказалось, что в горных породах присутствует пыльца растений. То есть. По  временным признакам развития флоры и фауны на планете, по фактическим материалам, можно с уверенностью определять возраст геологических пород и пластов, сравнивать их с такими же на других континентах. Делать уверенные заключения и понимать процессы развития планеты Земля.

Вот за такими научными фактами мы и отправились в хабаровский край, в верховья реки Ботчи, впадающей в море в  бухте Гроссевича, где на карте значился такой же рыбацкий поселок. Бухта и поселок названы в честь русского топогрофа Петра Сергеевича Гроссевича.   В верховьях реки, вытекающей с предгорий Сихотэ -алиня, в известковых породах было много наглядного палеонтологического материала.

 Самолетами с пересадками добрались до Советской Гавани, не заметив смены дня и ночи. На " кукурузнике"  АН -2 до бухты Гроссевича летели только мы, трое геологов.   Второй пилот сбросил с самолета почту над таежным поселком, сел  рядом с нами,  достал из сумки красного вареного краба и начал с удовольствием поедать и высасывать из клешней сладкое мясо.  Покончив с крабом, убрал остатки скелета в сумку, вытер салфеткой рот и  поинтересовался, кто такие, по какой надобности  летим в поселок?
- Геологи из Казани? Крабов раньше ели? Не ели? Чего же у меня не попросили?
Самолет  стал снижаться над тайгой, едва не задевая верхушки  елей. Появилась проплешина среди деревьев.  Самолет нырнул вниз и как бабочка сел на цветущую поляну. Вышли из самолета и пошли к бревенчатому дому. Навстречу вышла женщина, начальник аэропорта, села за стол у входа в дом, проверила наши документы( пограничная зона!), достала амбарную книгу и вписала туда наши фамилии. Муж её, Михаил, узнав куда нам надо добраться, повел к другому дому, где жил охотовед Виталий, молодой таёжник со своей женой Леной.  Была вторая половина дня.

- Лена, я провожу их до корейской заинки, завтра утром вернусь, - быстро собрался Виталий.
Мы осторожно спросили у Михаила и Виталия про продуктовый магазин, хотели купить хлеба. Они рассмеялись.
- Какой магазин, нас здесь пять взрослых и пятеро детишек. Вон в том доме еще председатель сельсовета, бывший парторг рыбзавода.
Виталий свистнул, и около нас появились две лайки. Михаил предложил отвезти на мотоцикле наши рюкзаки до заинки, до которой было пятнадцать километров. Рюкзаки сложили в коляску и стали тащить спички- кому одному из нас ехать на заднем сиденье мотоцикла.

Тропа проходила вдоль берега реки. Собаки рыскали рядом с нами, иногда убегали глубоко в тайгу. Виталий подзывал их громким голосом - "У -у - у -у".   Навстречу ехал  Михаил. Нашего  приятеля Николая с рюкзаками он оставил на таежной стоянке. По незнанию, несколько раз наступили на  медвежий помет, свежий, еще парил. Виктор, начальник отряда, задумчиво проговорил:
- А я , дурак, спичку тянул, чтобы на мотоцикле уехать. Как думаешь, застанем Николая живым?

Срубленный из бревен небольшой домик -  зимовьё, навес из хлыстов деревьев и подобие печки  из диких камней, это и была корейская заинка.  Решили здесь остановиться на ночлег. Поставили палатку, разожгли костер и стали кипятить воду. Виталий до этого спустился с собаками к реке, чтобы наловить рыбы на ужин. Снасть, по определению, была браконьерской - большой тройной крючок  с грузилом на конце лески. В таежной зоне это было приспособление для выживания. Река была не  широкой. Виталий всматривался в воду и, в какой -то момент, метал тройник на середину реки. Ни разу не промахнулся, вытаскивая из воды рыбину за рыбиной, горбушу.  По одной рыбине бросил собакам, три остальные мы сварили в ведре.
Виталий оставил нам рыболовецкую снасть, показал, как отличать самцов горбуши от самок, если захотим поесть икры. Наказал, чтобы ни в коем случае не бросали выловленных самцов обратно в реку. "Контроль на реке есть, - сказал он. -Парторг рыбзавода.  Закапывайте самцов в песок."   И ушел с собаками в ночь не поужинав.
- Лена ждет. Одна.
Утром погода была на удивление солнечная. Спрятали в домике  лишние вещи. Палатку и спальники решили не брать с собой  в маршрут.   Взяли молотки, три банки  тушенки и кулек пряников. Хлеба не было. Предстояло вдоль реки пройти еще двадцать пять километров до нашей намеченной точки маршрута,  набрать образцов и вернуться на заинку. Несколько раз переходили реку вброд ,  от холодной воды стучали зубами.  На точке нас ждало вознаграждение. Окатанные камни известняка на берегу реки мы разбивали по ребру и с восхищением открывали как книгу, две страницы с четкими отпечатками листьев древних деревьев. Миллионы лет никто до тебя не трогал этот камень, а тебе повезло, ты первый увидел этот листочек  с дерева. Научный и престижный обменный материал среди геологов.
Взяли снасть и пошли ловить рыбу.  Отбирали самок, вспарывали животы, икру процеживали через сетку накомарника. Подсоленную икру ели ложками с пряниками. Не вдалеке, в  пятидесяти метрах , за нами наблюдал медведь.
По возвращении на заинку,  за несколько километров, хлестанул дождь.  Добравшись до зимовья, достали сухую одежду, переоделись. Николай из запасов достал фляжку спирта, передал Виктору, а сам спустился к реке, к перекату. Взял палку и стал дожидаться, когда через бурун будет перепрыгивать горбуша. Первая оглушенная рыбина оказалась самкой. Налили в кружки спирт, выпили и закусили икрой.
Самолет прилетал в поселок каждые пять дней. Мы уложились по срокам и ожидали прилета около дома Михаила и его жены, начальницы аэропорта . Появился председатель сельсовета, бывший парторг бывшего рыбзавода. Поздоровались. Парторг был очень обижен на нас, за то, что мы не обратились к нему за помощью в первый день. Он готов был повторить поход по маршруту, у него и лодка была, но мы улетели обратно в Сов.Гавань.
Из Сов.Гавани, из порта Ванино, вышли на судне "Норильск" в сторону Рудной пристани, бывшего китайского  Те -тю -хэ.  Рудная пристань - маленький поселок меж двух сопок. Там надо было отобрать образцы вскрышной породы, полосчатый, серовато -белый камень скарн. Хороший поделочный материал.
Прежде всего пошли в кассу автовокзала за билетами во Владивосток. Автобусы ходили через день, завтра утром можно было уехать, но…билетов не было. Взяли билеты на следующий рейс и пошли на склон сопки за образцами.  Отобрали камни,  спустились в поселок, купили водку, хлеб, три селедки и пошли на берег моря. На скале, стоящей в море, большими буквами кто - то из пацанов выразил свое душевное состояние: -" Счастье - это море и Наташка!"
Выпили водку, поели вкусной сельди и пошли в гостиницу, в том же здании автовокзала. За окном было еще светло. Поиграли в карты. Я проиграл и пошел в магазин  за водкой. Ситуация складывалась удручающая.  Надо было проторчать в этой гостинице еще безвылазно два дня. В номер зашел еще один командировочный. Поговорили: кто, откуда, куда.
               - Кассирша татарка, неужели не поможет с билетами, - посочувствовал новичок.
Нас как ветром сдуло в кассовый зал.
- Исэнмесиз,  матур! Здравствуй, красавица, - склонился Виктор перед окошечком кассы.
У кассирши брови вскинулись вверх, лицо расцвело в улыбке. Три билета с брони она сняла на завтрашний рейс до Владивостока. После  смены пришла в номер, принесла огурцы и рассказала свою грустную историю, как она , уроженка Мамадыша, большого райцентра в Татарии, познакомилась с солдатом, который и затащил ее после окончания службы в этот чертов Те - тю - хэ.

Рано утром мы уехали во Владивосток, оттуда поездом до Казани.


Самоцветы в алфавитном порядке на странице автора.