Арсений Первый-галактический император. Ч. 4 Гл. 3

Владимир Никитюк
Глава третья. Странный инструктор

Инструктору было лет сорок. Загорелое лицо, седые волосы, твёрдый, но при этом какой-то чуть отстранённый взгляд. С лёгкой хитринкой.
Что ещё сказать? Стройный и худощавый.
Одетый в спортивный костюм – как и Арсений.
В общем, внешность инструктора не удивляла. С учётом рода занятий – ничего необычного.
Но вот поведение его показалось Арсению странным. Он не стал проверять физическое состояние своего нового ученика, не стал спрашивать, что тот умеет, а что – нет. Вместо этого он начал делать вообще как-то странное.

Поставив Арсения в центр зала и заставив смотреть на заранее указанную точку стены, инструктор стал показывать ученику кисть своей руки и спрашивать, к каком положении она находится.
Простое задание? Очень простое – если руку показывают спереди. А вот если сбоку…
Рука появлялась на самой границе поля зрения, поэтому видна была еле-еле. Что-то маячило, но что – совершенно непонятно. А уж какие-либо подробности вообще рассмотреть было невозможно.
Так Арсений и сказал. Мол, задание совершенно невыполнимое.
Вопреки ожиданию, инструктор ругать его не стал. Просто попросил объяснить, почему это так.

- Как почему? – удивился Арсений. – Потому что человеческий глаз способен видеть подробно только в узкой области. Соответствующей центральной ямке сетчатой оболочки глаза.
- Ого, какие вы слова знаете! А поподробнее можете объяснить?
- А чего тут объяснять? Внутри глаза на сетчатке есть светочувствительные элементы – палочки и колбочки. В центральной ямке их больше. Чем дальше от неё – тем меньше.
- В первом приближении это правильно. С другой стороны, не так всё просто.

- Разница в количестве колбочек, конечно, есть. Но она не настолько велика, чтобы стать причиной этого неприятного эффекта. Вторая – более важная - причина заключается в том, что ваш мозг не имеет привычки обрабатывать эту информацию. Потому что в повседневной жизни она, в общем-то, не нужна.
- Ну почему не нужна? – удивился Арсений. – Для водителя, например, привычка видеть на границе поля зрения очень даже полезна.
- Как сказать. Для водителя, скорее, важен сам факт движения. Так ведь способность видеть движение у нас и не атрофировалась. Исчезла лишь способность рассмотреть в деталях появляющийся предмет. А она водителю не очень и нужна.
- И что, совсем-совсем не нужна? – удивился Арсений.
- Чуть-чуть всё-таки нужна, - уточнил инструктор. – Так ведь водители поэтому и видят на границе зрения чуть получше, чем обычный человек.
- А что, можно ещё лучше?
- Конечно! Да вы сами скоро в этом убедитесь. Да, кстати. Сами-то вы машину водите?
- На права сдал. Но после этого почти не водил.
- Жаль! – вздохнул инструктор. – Для наших занятий – дело полезное. Реакцию развивает. И слух, и зрение. Ну да ладно, просто на неделю придётся занятия удлинить – в силу вашей неподготовленности.
- Я ведь не только в этом не подготовлен, - уточнил Арсений. – Самое главное, что я полный нуль в, так сказать, основной номинации.
- Ну об этом-то меня сразу предупредили, - ничуть не удивился инструктор. – И я с самого начала учёл это в нашем расписании.

- Я только не совсем понимаю, почему наш разговор начался именно так, - выразил своё недоумение Арсений. - Вы – инструктор по единоборствам. А говорите, как врач-офтальмолог.
- А вы сейчас сами на свой вопрос ответите. Вот, представьте себе схватку между двумя участниками. Без оружия. Как, по-вашему, кто победит?
- Тот, кто лучше другого.
- Это слишком абстрактно. Можете более конкретно сказать?
- Зависит от того, какие приёмы знают участники. И насколько хорошо ими умеют пользоваться.
- Значит, знание и умение. Это всё?
- Мне кажется, да…
- Вот и неправильно. Есть ещё такая вещь, как физические возможности. Сила, выносливость, быстрота движений, гибкость мышц, связок и суставов. Скорость мышления. Скорость и глубина регенерации. Острота слуха и зрения. Величина области острого зрения. То, что можно оценить в виде некоторого числа.
- А знания и умения? Разве их нельзя оценить в виде числа?
- В виде физической величины – нет. Разве что в виде некоего балла. То есть числа, но искусственного.
- А что - это так важно?
- Вы даже не представляете себе, насколько важно.

- Дело в том, что изучить и отработать навыки не так и сложно. А если не гнаться за запредельным качеством – даже и не долго. А вот чтобы количественные параметры поменять – нужно время. Так что мы начнём именно с них. Прямо сегодня.
- Вы с таким вызовом это говорите, как будто заранее уверены, что я буду против.
- Я просто знаю, как к этому относится большинство не очень информированных людей. Считают это неважным. Мол, надлежащее обучение любую физическую неготовность преодолеет.
- Ну уж к физической силе, я думаю, никто с пренебрежением не относится, - удивился Арсений.
- Да как сказать… Сейчас модно считать, что уровень рукопашной подготовки важнее силы.
- А разве не так?
- Сама подготовка вопроса неправильна. Слабый подготовленный человек, конечно, победит сильного неподготовленного. Но при одинаковом уровне подготовки – сильный, конечно, будет иметь преимущество. Хотя дело даже не в этом. Очень слабому человеку и подготовка мало поможет. У любого рукопашного приёма всегда есть силовая составляющая – и она всегда ненулевая.
- Я думаю, есть ещ ё и другой аргумент в пользу силы. Наверняка часть приёмов может проводить только очень сильный человек. Вполне возможно - очень мощных и эффективных приёмов, - поддержал мысль собеседника Арсений.
- Хорошо сказано, молодой человек! Правильно ситуацию оцениваете!

Если говорить честно, попаданец не понимал, что происходит. Внешнее впечатление, которое произвёл на него инструктор, таяло буквально на глазах. Вместо сдержанного молчаливого знатока перед ним оказался словоохотливый дяденька, говорящий на непонятные темы.
Может ли подобный говорун научить чему-нибудь полезному?
Судя по всему, эти мысли отразились на лице Арсения, потому что инструктор попытался разъяснить ситуацию:
- Вы только не подумайте, что все наши занятия будут состоять из разговоров. Просто мне надо вам с самого начала рассказать много важного. Без этого наши занятия будут неэффективными.
- Хорошо, - кивнул головой Арсений. – Я слушаю.
“Пока слушаю”, - прибавил он про себя.

Следующая часть беседы прошла в более конструктивном ключе. Инструктор выписал все требующие оптимизации физические параметры. Первый – сила. Второй – выносливость. И далее – вплоть до последнего, двенадцатого. Этим параметром была величина области острого зрения, с которой, собственно говоря, и начался сегодняшний разговор.
Арсений сразу же удивился: почему в этом списке отсутствовала ловкость? Инструктор пояснил, что ловкость – отнюдь не элементарное понятие. Наоборот, чересчур сложное. И главное – очень неоднозначное.
- Одни называют ловкостью сочетание быстроты движений и умение отклониться от нападения. Другие связывают с тонкой моторикой кистей рук. Третьим вообще важнее переносное значение слова “ловкость” – высокий уровень социальной адаптации.
Хотите в этом разбираться? Я лично не хочу. Поэтому давайте забудем слово “ловкость” и ограничимся более ясными и конкретными понятиями.

Потом инструктор предложил быстро пробежаться по списку. Дать каждому параметру краткую характеристику. И ответить на каверзные вопросы, если нужно.
Больше половины списка была изучена без сюрпризов. Серьёзное обсуждение возникло вокруг параметра “скорость мышления”.
Арсений сразу же спросил, как выглядит процесс ускоренного мышления. Означает ли это, что для него лично время как бы замедлится? Противник будет двигаться еле-еле – а он сам в нормальном темпе? Но на самом деле движения противника будут абсолютно нормальны. Это Арсений будет двигаться с повышенной скоростью.
- Чувствую, вы фантастических романов начитались, - скептически прокомментировал инструктор. - На самом деле всё несколько сложнее. Я не буду развивать в вас ускоренное мышление. Оно и так у вас есть. Только вы им не пользуетесь. Точнее говоря, почти не пользуетесь.
- А почему “почти”? – заинтересовался Арсений.
- Потому что большинство людей ускоренное мышление в ограниченных масштабах всё-таки используют. Да и вы наверняка не исключение.
- Вот как? А точнее можно?

- Вы на велосипеде кататься умеете?
- Да, конечно.
- Велосипед, само собой, двухколёсный?
- Странный вопрос… Разве у вас взрослые люди на трёхколёсных велосипедах ездят?
- У нас – ездят. В магазин, например…
- Ладно, отвечаю, - двухколёсный. На трёхколёсном я только в раннем детстве ездил.
- Понятно. Равновесие едущего двухколёсного велосипеда динамическое – ведь так?
- Не буду спорить с очевидными вещами.
- А можете описать этот процесс в деталях?
- Велосипед начинает крениться в сторону. Велосипедист замечает это, оценивает и подаёт обратное воздействие. В результате велосипед выправляется, но очень быстро опять начинает крениться. Велосипедист опять его выправляет. И так далее – пока езда не закончится.
- А как вы думаете, насколько быстро всё это происходит?
- Ну, я думаю, очень быстро. Как именно – сказать не могу.
- Так вот – речь идёт о долях секунды. Можно это считать ускоренным мышлением?
- Конечно.
- А ведь время для вас при этом субъективно не замедляется. И вы не чувствуете, что делаете что-то стремительное. Спокойно едете себе на велосипеде. Может быть, даже медленно и не торопясь.

- Думаю, что велосипед, - не самый яркий пример. Автомобиль более характерный, - задумчиво сказал Арсений.
- Вы правы. Только при езде на автомобиле на надо беспокоиться о равновесии – оно и так есть. А вот сделать так, чтобы автомобиль ехал по нужной траектории, - очень трудно. Лёгкое движение руки – и он заедет совсем не туда. Так что автомобилист, пожалуй, имеет дело даже с более “ускоренным” временем, чем велосипедист. А уж в аварийных ситуациях субъективное время автомобилиста вообще невероятно ускоряется.
- Я даже пример из своей прошлой жизни вспомнил… - задумчиво сказал Арсений.
- Ну-ка, рассказывайте! – заинтересовался инструктор.

- Был у меня один сослуживец. Не заядлый автомобилист – но машину имел. И, поскольку привык всё делать “на совесть”, автомобиль водил очень неплохо.
Так вот. Ехал он однажды на своём авто по шоссе. Рядом сидела его жена. И вдруг…
Буквально перед его носом со вспомогательной дороги выкатилась огромная фура.
Он вот-вот должен был в неё врезаться. Буквально через несколько секунд. Кончилась бы всё очень-очень плохо.
И вдруг… В голове с невероятной скоростью начали крутиться мысли о том, как можно избегнуть аварии.
Затормозить – уже нет времени. Резко повернуть – значит покатиться под откос с большой высоты. Повернуть осторожно – опять же времени нет.
В течение долей секунды удалось определить оптимальную траекторию. И автомобиль, задев фуру по касательной, вылетел за пределы дороги. Но не покатился вниз – а плавно сполз по склону.
Повреждения были – но для сложившейся ситуации минимальные У водителя - два относительно лёгких перелома. У его жены – вообще ничего, кроме нескольких синяков.
Даже машина осталась практически цела. Всего лишь смятый бок и несколько разбитых стёкол.
- Разбитые стёкла – это опасно. Вполне можно без глаз остаться.
- В наше время, к счастью, уже ударопрочные стёкла в автомобилях использовались. То есть стекло разбивается – но осколки в стороны не летят.
- И что, это давало стопроцентную гарантию?
- Не стопроцентную, конечно. Но мой знакомый и тут подстраховался. Непосредственно перед ударом голову наклонил и глаза зажмурил. И сидящей рядом жене голову вниз пригнул – и прикрыл ей лицо своей рукой.
- Да, интересный случай, - прокомментировал инструктор. – Впечатляет.

- Но, честно говоря, - сказал Арсений, - меня больше впечатлил не сам случай, а совсем другое. Рассказ длился минут пятнадцать. А когда я спросил, сколько физического времени за это время прошло, получил ответ: шесть секунд. Не больше.
Но самое интересное, что этот мой знаковый автомобилист, - человек неторопливый и даже меланхоличный. В излишней порывистости и стремительности замечен не был.
- Всё правильно! – прокомментировал инструктор. – Возможность работы с ускоренным временем есть у всех. И от темперамента она не зависит.
- Но ведь это зависит ещё в квалификации водителя. Я бы, честно говоря, в этой ситуации и не сообразил бы, что делать. Или сообразил бы, - но тогда, когда уже было бы слишком поздно.
- Не волнуйтесь – после наших занятий вы будете соображать быстро. В любой ситуации.

Так дошли и до последнего параметра - величины области острого зрения. С которого и начался сегодняшний разговор.
Арсений снова выразил недоумение, какое отношение этот параметр имеет к рукопашному бою.
- А что, умение раньше других обнаружить опасность, - это не важно? Это во-первых. К тому же – этот параметр такой же “трудноуловимый”, как и быстрота мышления. Но раскрутить его гораздо легче. А потом, по аналогии, раскрутить и быстроту мышления. Это во-вторых. Так что, хоть параметр и последний в списке, начнём мы именно с него.

Буквально за несколько минут инструктор достал из чемодана несколько предметов и быстро начал что-то монтировать. Через пять минут перед Арсением оказался сильно вогнутый экран примерно двух метров ширины. Инструктор нажал незаметную кнопку – и экран зажёгся.
Инструктор вполголоса спросил о чём-то Олега. Тот молча кивнул и принёс из соседней комнаты два лёгких стула. Один был установлен перед экраном, другой – немного позади и слева от первого. На тот, что стоял перед экраном, был усажен Арсений. Инструктор надел ему на лоб лёгкий браслет и дал в руки маленький пульт. Второй взял в руки сам. И быстро объяснил, что нужно делать.
А потом сел на тот стул, который находился сзади.
Олег, поняв, что сейчас начнётся что-то интересное, вытащил из комнаты третий стул и устроился так, чтобы видеть и Арсения, и инструктора.

Задание было простое: смотреть на крестик в центре экрана, ни на секунду не отводя глаза. А когда на краю зрительной зоны что-то мелькнёт – быстро и как можно точнее сказать, что это было. А если мелькнуло что-то непонятное, сказать просто и коротко: не знаю.
К сожалению, этих “не знаю” было больше всего. Арсений аж расстроился. Неужели он такой безнадёжный?
Но, когда тест закончился, инструктор объяснил, что всё не так страшно. Конечно, если иметь в виду конечную цель, - довольно слабо. Но относительно среднего уровня – очень неплохо. Вероятно, кратковременный опыт вождения автомобиля всё-таки сыграл благотворную роль…

- Теперь – последнее испытание, - сказал инструктор. – Ваш общий уровень. Ну-ка, попробуйте отобрать у меня этот пульт!
Дальше повторилась старая история. Арсений коснулся пульта – и вдруг оказался сидящим на стуле. Причём переместили его туда очень быстро и очень аккуратно.
Было такое ощущение, что его туда просто телепортировали. Фантастика какая-то!
- Ну и как? – поинтересовался Арсений. – Наверное, я пока просто “мясо”?
- Вынужден вас разочаровать. До “мяса” вам пока очень далеко.
- А как же вы оцените мой уровень?
- Хотите честно? “Жир и сопли”.
И, увидев вытянувшееся лицо Арсения, добавил:
- Да не расстраиваетесь! Я быстро вас до нужного уровня доведу!

Первое занятие закончилось. Арсений ушёл к себе – отдыхать. А Олег задержался.
- Ну и как ваш новый ученик? – спросил он у инструктора.
- Желание учиться – на высоте. Потенциал – более чем высок. Так что результат я вам гарантирую.
- А то, что его теперешнее состояние – практически нулевое, вас не смущает?
- Ни капли! Так даже интереснее!

Через полчаса Олег обсуждал этот же вопрос со своим начальством. Дистанционно.
- Я не понимаю, зачем нам нужен этот чудак? Почему нормального преподавателя нельзя было пригласить?
- А чем тебе этот не нравится? – поинтересовался Леонид Алексеевич.
- Слишком много говорит. Не знаю, дойдёт ли до настоящего дела?
- Не волнуйся! Дойдёт! Ещё как дойдёт! Тем более что наш подопечный ему, как я понял, понравился.
- Почему вы так считаете?
- А иначе бы он отказался. Сразу же после первого занятия.
- Тогда я вообще не понимаю – чего вы с ним носитесь? Болтун, да ещё и с претензиями.
- Причина очень простая. То, что под руководством других Арсений осваивал бы несколько лет, с ним он освоит за несколько месяцев.
- Но ведь такого не бывает!
- Бывает! Вы сами скоро в этом убедитесь.

А что Арсений?
Ему инструктор, как ни странно, понравился. Желание всё разложить по полочкам и объяснить казалось правильным и разумным.
Так что на следующих занятиях наверняка будет много интересного.
И трудного, конечно… Но ведь на лёгкую жизнь он никогда и не рассчитывал. Даже в своём старом времени.
Тем более здесь. Не для того ведь он совершил скачок в будущее, чтобы прожить в этом сказочном мире скучную жизнь рядового инженера?