Как научить хотеть...

Лана Милус
Не  устаю говорить «СПАСИБО!!!» человеку,  который настоял на том, чтобы я писала и вела свои страницы… Не устаю говорить «СПАСИБО!!!»  своим клиентам, которые без устали дают и дают темы для размышлений…
Вчера в своих постах я размышляла над нравоучениями В ОТНОШЕНИЯХ. Думаю, об этом стоит подумать и родителям, читающим нотации своим детям. Но …   чем заменить эти самые нотации??? Бить тарелки и хлопать дверью??? НЕ ВЫХОД…  Поэтому захотелось поговорить о, повторяю, самом сложном, что есть в этой жизни (для  МЕНЯ, по крайней мере), о мотивации. Думаю, это будет ЦЕЛЫЙ БЛОК (поэтому следите за публикациями). Потому что все, правда, непросто. А накладывая на это разные психологические типы взаимодействующих личностей,  разные жизненные ситуации, особенности интеллекта и т.д. (вот, кстати, почему нельзя СЛЕПО следовать советам друзей и подруг и доверять материалам печати и Интернета), все становится еще сложнее.
Хочу напомнить, что волшебной таблетки нет, чудеса остались в сказках, а мои публикации – это НЕ истина в последней инстанции.
Но, вероятно, при вдумчивом подходе, мои материалы ТОЧНО могут быть полезны, поскольку основаны на опыте, как жизненном - своем, так и встреченных мною в жизни людей.
Итак, как сделать так, чтобы человек захотел ХОТЕТЬ. А следовательно, делать что-то с удовольствием.
Люди, бывающие у меня на тренингах, знают, что я часто говорю, что прежде чем что-либо начать делать или перейти к следующему этапу (проекту, периоду, начать новую жизнь), нужно:
1. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ все, что сделали, делали или делаете.
При мотивации другого человека то же самое. Попробуйте поговорить с человеком (мужем, женой, мамой, папой, ребенком, другом, сотрудником, родственником) на тему: ИСПОЛЬЗУЯ ТО, ЧТО ИСПОЛЬЗОВАЛИ, добились ли вы РЕЗУЛЬТАТА.
Например:
РАЗГОВОР С РЕБЕНКОМ:
- Смотри, в прошлой четверти мы с тобой решили, что ты учишься самостоятельно, я не вникаю в твои дела, поскольку ты уже взрослый. Давай посмотрим результаты. Давай посмотрим, кого они удовлетворяют: тебя, меня, учителя, будущую цель получить такую-то специальность. Мы говорили, что нас устроит твердое «хорошо». У нас нетвердое «удовлетворительно». Давай посмотрим, что не так сделали; может быть, не так спланировали, может быть, уж очень понадеялись на собственные силы и т.д. Цели не добились, а это главное.
И начинайте СЛУШАТЬ и   говорить. ДИ-А-ЛОГ!!!, а не Ваша монологическая речь.
Чувствуете, какова разница между ЭТИМ и «сколько ты мне можешь обещать», «тупица, ничего не хочешь делать, одни разговоры», «никакого компьютера!!! Все, хватит с меня, буду еженедельно ходить в школу» … Ну и т.д. (вариаций, как Вы понимаете, ровно столько, сколько родителей)
РАЗГОВОР С ЖЕНОЙ:
- Дорогая (милая, любимая, родная)  - (возможно, после этого и разговор не нужен!!!) Ты обещала мне, что не будешь истерить по поводу и без… Но вчерашняя твоя истерика опять вывела нас обоих из равновесия (заметьте, ВЧЕРАШНЯЯ или ПОСЛЕДНЯЯ… Но НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не разборки в этот же день)…  Послушай, может быть, просто отказ от истерик – это совсем не тот метод, который нам нужен, как ты думаешь???  Что мы можем сделать по – другому, чтобы это получилось.
И ОПЯТЬ ДИАЛОГ!!!
И это опять же не идентично этому: «Сколько можно!? Ты обещала!», «Истеричка, иди и закатывай истерики своим родителям!», «Я ушел. Соскучишься – позвони. Если к тому моменту буду свободен - поговорим», «Ты дура!!! По тебе психиатричка плачет.» Ну и т.д.
2
РАЗГОВОР С МУЖЕМ:
- ИМЯ (ОЧЕНЬ ВАЖНО!) вчера ты опять повысил голос (не НАОРАЛ!!!) на ребенка. Мне стоило большого труда сдержаться и не вмешаться в ваш разговор.  Может быть, просто дать установку «НЕ ОРАТЬ» - это не наш метод. Может быть, давай подумаем, что можно сделать, чтобы избежать крика.
Ну понятно, что это кардинально отличается от «Урод (кретин, дебил, дурак и т.д.), ЧО ты орешь?! Сколько можно!» ну и дальше по привычной схеме. Сломайте стереотип, это всегда приводит  к замешательству оппонента и заставляет начать работать ЕГО левое полушарие, т.е. логически мыслить. И уберите менторский тон. Спокойно, ласково, с готовностью помочь (и пониманием, что все мы далеки от совершенства, но очень хотим стать лучше)
РАЗГОВОР С СОТРУДНИКОМ:
- Добрый день, И.О. (обязательно!!! Это про И.О…. ну и про приветствие, само собой)
Я бы хотел поговорить о проекте, который Вы вчера завершили с отличными результатами! Мне очень понравились Ваши находки в области…. И…… . Я доволен (льна) тем, что ……. . Единственное, что меня очень волнует, это то, что Вы до сих пор не знаете программу  …. . Возможно, просто пообещать знать ее – это не совсем тот путь, который приводит к успеху…
Уважаемые господа руководители (оперативники, линейники, ТОПы), разговаривая с людьми, помните, что именно они – Ваша сила (король силен свитой) и Ваше слабое место (один сотрудник может похерить все, что Вы годами налаживали), и поэтому  Ваше умение коммуницировать  (считывать и распознавать) играет огромную роль в том, как будет двигаться Ваш бизнес. Не пренебрегайте этим!!!
….. Вы, наверное, заметили, что ни в одном начале разговора нет продолжения. Конечно, это умышленно. Мне часто говорят: Вам хорошо!  Вы, как специалист, можете со всеми говорить, как нужно… Я всегда улыбаюсь в ответ. Диалог – это разговор двоих. И не всегда после Вашего правильного (или не очень - в отношении именно этого человека) начала Вы можете услышать то, что хотели (планировали). Самое ценное в результате диалога:
; вывести в нужное русло (Вы ведь поставили цель беседы),
; получить новую (или необходимую информацию), которая заставит ВАС подумать (даже если оппонент не идет туда, куда бы Вам хотелось, он даст Вам в ходе беседы тот минимум, над которым надо подумать), 
; не расстаться врагами.
 Ну там можно еще много о каких важных вещах говорить. Но пока вот так. Поэтому Ваше продолжение начатого на этих страницах разговора у каждого свое.
3

Друзья, продолжаем разговор о мотивации…. (чтобы все правильно понимать, читайте, пожалуйста,  начиная с первой беседы)

Но первое, что необходимо  в мотивации другого человека  и самомотивации – это:
ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ, ДОБИВАЕМСЯ (ЕТСЯ) ЛИ  МЫ (ОН/А/) ЦЕЛИ ПРИ ПОМОЩИ ТЕХ МЕТОДОВ, КОТОРЫЕ ВЫБРАЛИ В НАЧАЛЕ ПРОЕКТА (ДОГОВОРЕННОСТИ, РАБОТЫ НАД СОБОЙ)!!! Желательно, это делать:
; С карандашом и листом бумаги (помните: мелкая моторика заставляет работать мозги),
; С абсолютной доброжелательностью к ЧЕЛОВЕКУ, которому хотите помочь (и он согласен, чтобы ему помогали – ПРИЧИНЕНИЕ ДОБРА всегда вредит, а в этом случае блокирует человека – помните про поучения) или САМОМУ СЕБЕ, если речь идет о Ваших неудачах.
; С пониманием и принятием того, что этот человек отличается от Вас – что-то он умеет как Вы, что-то лучше Вам, а чего-то не знает и не умеет вообще. И ОН ВООБЩЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАМИ.
; С желанием НЕ унизить человека, НЕ обидеть его, а помочь…
Ну и надеюсь, прочитав все это, Вы понимаете, что для начала надо внутренне к этому подготовиться, настроиться на разговор, на человека, на себя…
(И пока заканчиваю. Но  ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!) Читайте, пишите, откликайтесь, задавайте вопросы.

Продолжаю рассказывать о том, как я применяю на практике мотивационные составляющие. В последней публикации на эту тему я рассказывала о мальчике, которого зову Анти Да…. (Полную версию публикации смотрите на сайте Проза.Ру Автор – Лана Милус, http://www.proza.ru/avtor/lanamilus)
Сегодня речь пойдет о мальчике Артеме(назовем его так). Этот ребенок отличается  недоверчивостью, обидчивостью, может проявлять негативизм, упрямство, эгоцентризм. (Но уж если доверяет человеку, то раскрывает свои самые положительные качества: открытость, доброжелательность, непринужденность в общении, доброту.)  У него часто отмечается плохое внимание, утомляемость. Остро реагирует на неудачи, оценивает себя как менее способного по сравнению со сверстниками, испытывает трудности в приспособлении к новым условиям. Родителям мальчика нужно поклониться в ноги за то, что не «тюкают» ребенка, не взывают к совести, не читают морали, а просто, зная особенности сына, наняли ему репетитора. Я взяла ребенка с баллом 2,8. Сейчас у Артема 4,4. В начале третьей четверти так же задала вопрос о том, какой балл мальчик хотел бы иметь. Артем сразу, не колеблясь, сказал: «5».
- ОК! – говорю. – Что для этого надо сделать?
- Ну… лучше учиться… - протяжно сообщает Артем.
- Артем, это общие фразы. Что для тебя «лучше учиться»? Что ты можешь начать делать для того, чтобы получить «пятерку»?
- Я думаю, что что бы я ни делал, я не смогу иметь пятерку. Я же невнимательный.
- ООО! Какой ты молодец, что ты это сформулировал. Если сформулировал, значит осознал. Давай это запишем, чтобы не забыть.
Ребенок берет стик, пишет, не комментируя и не высказывая своих мыслей по поводу того, что это и запомнить можно. А все потому, что в самом начале занятий с детьми я трачу достаточно много времени на то, чтобы объяснить, зачем нужно писать.
- Хорошо,  - говорю я. – А теперь давай посмотрим, что значит: быть внимательным? Где ты, в основном, «срезаешься»?
- Допускаю ошибки в диктантах.
- И тогда…?
- Я думаю, может, мне и правда начать проговаривать каждое слово по слогам.
Вот здесь я внутренне танцую… Прямо кружусь в танце…
- Запишем?
Артем аккуратно записывает.
- А еще, я, знаете, как будто все знаю, а сказать не могу.
- Ну, смотри, твоему психотипу, скорее всего подойдет такой прием: когда мы с тобой заканчиваем изучать тему (а мы всегда с этим ребенком идем впереди школьной программы с тем, чтобы он уверенно себя чувствовал, заходя на новую тему), тебе нужно проговорить все, что ты запомнил, глядя сначала в конспект, а потом без него, раза три. При этом неплохо бы смотреть на себя в зеркало.
Артем долго думает (это его особенность), потом говорит:
- Да, правильно. Тогда я смогу услышать себя и увидеть.
Так появляется третий пункт в нашей памятке.
А потом я прошу мальчика открыть нашу первую тетрадь на самой первой странице: там наш первый диктант с огромным количеством ошибок.
-А это, - говорю я, - ответ на твои сомнения по поводу МОЖЕШЬ или НЕ МОЖЕШЬ иметь «5».
Артем улыбается.