Арсений Первый-галактический император. Ч. 4. 3-3

Владимир Никитюк
Следующая часть беседы прошла в более конструктивном ключе. Инструктор выписал все требующие оптимизации физические параметры. Первый – сила. Второй – выносливость. И далее – вплоть до последнего, двенадцатого. Этим параметром была величина области острого зрения, с которой, собственно говоря, и начался сегодняшний разговор.
Арсений сразу же удивился: почему в этом списке отсутствовала ловкость? Инструктор пояснил, что ловкость – отнюдь не элементарное понятие. Наоборот, чересчур сложное. И главное – очень неоднозначное.
- Одни называют ловкостью сочетание быстроты движений и умение отклониться от нападения. Другие связывают с тонкой моторикой кистей рук. Третьим вообще важнее переносное значение слова “ловкость” – высокий уровень социальной адаптации.
Хотите в этом разбираться? Я лично не хочу. Поэтому давайте забудем слово “ловкость” и ограничимся более ясными и конкретными понятиями.

Потом инструктор предложил быстро пробежаться по списку. Дать каждому параметру краткую характеристику. И ответить на каверзные вопросы, если нужно.
Больше половины списка была изучена без сюрпризов. Серьёзное обсуждение возникло вокруг параметра “скорость мышления”.
Арсений сразу же спросил, как выглядит процесс ускоренного мышления. Означает ли это, что для него лично время как бы замедлится? Противник будет двигаться еле-еле – а он сам в нормальном темпе? Но на самом деле движения противника будут абсолютно нормальны. Это Арсений будет двигаться с повышенной скоростью.
- Чувствую, вы фантастических романов начитались, - скептически прокомментировал инструктор. - На самом деле всё несколько сложнее. Я не буду развивать в вас ускоренное мышление. Оно и так у вас есть. Только вы им не пользуетесь. Точнее говоря, почти не пользуетесь.
- А почему “почти”? – заинтересовался Арсений.
- Потому что большинство людей ускоренное мышление в ограниченных масштабах всё-таки используют. Да и вы наверняка не исключение.
- Вот как? А точнее можно?

- Вы на велосипеде кататься умеете?
- Да, конечно.
- Велосипед, само собой, двухколёсный?
- Странный вопрос… Разве у вас взрослые люди на трёхколёсных велосипедах ездят?
- У нас – ездят. В магазин, например…
- Ладно, отвечаю, - двухколёсный. На трёхколёсном я только в раннем детстве ездил.
- Понятно. Равновесие едущего двухколёсного велосипеда динамическое – ведь так?
- Не буду спорить с очевидными вещами.
- А можете описать этот процесс в деталях?
- Велосипед начинает крениться в сторону. Велосипедист замечает это, оценивает и подаёт обратное воздействие. В результате велосипед выправляется, но очень быстро опять начинает крениться. Велосипедист опять его выправляет. И так далее – пока езда не закончится.
- А как вы думаете, насколько быстро всё это происходит?
- Ну, я думаю, очень быстро. Как именно – сказать не могу.
- Так вот – речь идёт о долях секунды. Можно это считать ускоренным мышлением?
- Конечно.
- А ведь время для вас при этом субъективно не замедляется. И вы не чувствуете, что делаете что-то стремительное. Спокойно едете себе на велосипеде. Может быть, даже медленно и не торопясь.

- Думаю, что велосипед, - не самый яркий пример. Автомобиль более характерный, - задумчиво сказал Арсений.
- Вы правы. Только при езде на автомобиле на надо беспокоиться о равновесии – оно и так есть. А вот сделать так, чтобы автомобиль ехал по нужной траектории, - очень трудно. Лёгкое движение руки – и он заедет совсем не туда. Так что автомобилист, пожалуй, имеет дело даже с более “ускоренным” временем, чем велосипедист. А уж в аварийных ситуациях субъективное время автомобилиста вообще невероятно ускоряется.
- Я даже пример из своей прошлой жизни вспомнил… - задумчиво сказал Арсений.
- Ну-ка, рассказывайте! – заинтересовался инструктор.