Зачем откладывать когда можно сегодня

Валериан Чобану
  В одной из "долин жизни" под названием «Красивая» я описывал поэта, родившегося под знаком Водолея - Григория Виеру, когда он еще был среди нас.
Знаю его поэзию с детства, а затем получил от него и первый автограф, когда еще был на 1-м учебном году на факультете в университете. Тогда еще был жив  академический поэт Андрей Лупан, более близкий земляк, чем Григоре Виеру, потому что он родился в Михулень, ближе к моему селу Кобыля.
Оба увидели солнечный свет в разное время, но их дни рождения следующие: 14 февраля, 15 февраля ...
День Андрея Лупана - 15 февраля, но год - 1912. Ему стало быть - уже сто лет! Но…
Только вековые деревья достигают столетия и не единожды…

Другой Водолей - Александру Тэнасе, о нем написал пару слов почти уже десять лет назад в книге «Имена и люди»(2011), только Александр родился 24 февраля, и уже в Кишиневе и в 1971 году.
Некоторые мои коллеги по факультету также Водолей, например : юморист Ион Дивиза,(рождён 07.02), Нина Некулче или Игорь Гросу, и, разумеется я ...
Если бы все собрались вместе, в одну красивую долину сделали бы даже целую футбольную команда, избранную, да и хоровод прекрасных голосов. Хотя... Профессиональная закалка у них иная - слово, юмор и так далее.
Сколько много слов можно сказать о моем коллеге водолее? Много слов! И ещё я думаю, что могу написать целую книгу, но вот в этом году, я не тороплюсь. А, сегодня, пожалуй, подумаю...
Разве стоит так откладывать всё на потом? Ведь некоторые пишут свои мемуары с 60 лет...
Только я откладываю. Но не надолго. Кажется пересказать все, что было давно было, очень просто,  и даже дело пустяковое. Однако, мною всё начато не с того года. Поэтому придется вернуться на круги своя. То есть, к 1965 году, когда я еще понятия не имел о существования писателя юмориста Петра Кэраре или Иона Болдумы, которые по тем временам печатались в газете «Социалистическая Молдова». Не знал и Анатолия Чокану, который тоже что-то писал…
Не то, что вы думаете. Но, Бог с ним. Я сейчас о своем, а не о их приключениях вспоминаю.

Эти воспоминания (да и другие) охватывают период с весны 1974 года до лета 2016 года. Некоторые  мгновенья вошли в книжку под названием «Восемь точек отсчёта : биобиблиографические размышления» (2015).
Я действительно не понимал, почему эта книга представлена  на русском языке так: [book] Печатное издание: монография (это на самом деле не меняет реальности, и если нет возражений, то я могу перевести несколько её глав). А язык оригинала: Румынский и это совершенно верно. Издатель, или издательство: "Лабиринт"
Место публикации - : Кишинёв, а год публикации: 2015.
ISBN: 978-9975-122-28-3

Итак, 5 мая, в день советской печати (того времени) на четвертой странице местной "районки" Валерий Волонтир, который стал, пожалуй, лучшим волонтером-корреспондентом  газеты "Днестрского маяка", опубликовал  три небольшие истории о детях и для детей.
И мое имя, присутствовала на той странице с некоторыми «новостями» из школы, о том, что мальчики, изучающие трактор и другую сельскохозяйственную технику очень хороши, а их инструктор по фамилии Тимофей Шербан хороший человек, и что учителя Архип Чемыртан и другие тоже являются хорошими как и: Ана Чемартан, Надежда Лефтер и Ангеленич. Подписывал просто: В. Чобану, из средней школы села Кобыля. (Мне тогда было 16 лет). Много или мало? Мне казалось что я был уже слишком большим, потому что, уже пропустил время, чтобы стать капитаном в 15 лет согласно книгам Верна. Но именно тогда я встретил в газете из г. Резина, МССР  журналиста Валерия Волонтира, который будет долгое время редактором журнала для детей, начиная  с «Искры ленинца», а затем " Мы", то есть, "NOI". Мы на самом деле встретились позже, и были очень хорошими друзьями. Хотя, к сожалению, время вносит  свои краски, нюансы. Со временем, 20 июня, я общаюсь / говорю, что с сертификатом окончания средней школы села Кобыля школьники получают сертификаты о праве управлять трактором и другими сельскохозяйственными машинами. Ученики по имени Виеру, с фамилиями Ваданеску, Бадику, Аргату, Зотя и т. д., получили сертификаты. Потом 20 июля в «Днестровском маяке» одна информация подписывается главным агрономом из сельского колхоза Сергеем Аргату. После праздника в сентябре вновь появляется Виктор Софроний (Он тоже имел около 16 лет). Затем я также появляюсь в августе (20.08.74), рассказывая о лучшем табачном поле с Мироном Булай, Марией Ротару, Екатериной Булай, Агриппиной Чебан. Сражу же вношу ясность, что Агриппина из моей информации  тех пор, является моей матерью! Это так. Что я могу сейчас добавить?
То, что был один год - 1975 год. Год существенных усилий с моей стороны. Разумеется, интеллектуальные усилия. Я закончил школу в родном селе и летом сдал экзамены в университет, где я был зарегистрирован с вместе Виорелом Чиботару сыном академика С.С. Чиботару, сельчанина намного старше, чем  писателя Георге Маларчук (Malarciuc), земляка из Жапки. Этот год прошел, как молния.

Затем наступил следующий год. Я не хочу выдвигать первую информацию, опубликованную в университетской газете или в «Молодежь Молдовы», или в «Маяк Днестра». Сейчас они кажутся незначительными и неактуальными. Поскольку это было первые пробы пера в университете и в первой половине первого года, когда у меня были и латинский и французский язык, тогда я был очень слабым студентом по языкам, потому что я не учился этому в средней школе, в родной деревне. А на румынском языке, слава Богу, у меня был академик Николае Корлатеану, который действительно  понимал нас, а иногда и высмеивал нас, тех, кто не знал / не владел литературным языком. И его величество, академик не называл румынским языком, а молдавский, (правда с таким уточнением)  - сестра румынского языка, родственный язык ...

1976 год. Я проходил через Днестр дюжину раз, но не плавал, а по мосту в Сэнэтэуке, но и с другой стороны, то есть на плавучем мосту, соединяющем с. Рашков с Вад- Рашковым. Это был год с прекрасным летом в городе Каменка, фактически в городе, сертифицированном в 1608 году, примерно в 160 км к северу от Кишинэу. Я выбрал этот небольшой городок, а не Рыбницу или Резина, в 35 км, потому что там, был брат моего дяди Николая Пригорского и бабушка Домница, где я оставался летом. В то время редактором газеты в Каменки был Владимир Олишанский, а брат Владимира Афанасьева - Ион Афанасьев был редактором или начальником районного вещания. Я был назначен в сельскохозяйственную секцию с Н. Гамецким, скромным человечком, но без глубоких знаний или учебы на престижном факультете. Он был хорошим просто знатоком сельского хозяйства, то есть, он был агрономом с журналистскими навыками. И я был молод,  в всего  после одного года обучения в университете с такими профессорами, как Андрей Окороков, Валентин Клобуцкий и другие. Кстати, про Андрея Окорокова у меня есть несколько слов (эссе) в книге «Твоем именем», «шаткое продолжение» моего тома «Имя и мир».
Каменка тогда была далеким и даже скромным городом, но он был подчинен Кишиневу.
Я заметил, что на улице встречал много поспешных людей, одетых как я, но которые говорили на диалекте, то есть на то, что можно считать молдавским по приднестровским меркам. Они использовали  местный молдавский диалект, над которым я собирался рассмеяться. Потому что они сказали: «сербы морские в море» и многое другое такого рода.
В первые дни я чувствовал себя так же, как будто оказался  в какой-то ссылке. Почти родные края, но в изгнании, во первых от литературного родного языка, которого говорили неправильно и находился далеко от столицы, то есть был отчужден от всего, что у меня было в первый год на факультете.
К счастью, однако, это состояние быстро прошло по молодости и я быстро усваивался. В то же время  я понимал, насколько хрупкой была моя страна, особенно там - над или за Днестром: в Каменке, в Рыбнице, Григориополе. Я ничего не говорю сейчас о Тирасполе.
Итак, 10 июля 1976 года, когда продолжался полет космонавта из Москвы, о котором районная газета тоже писала на первой полосе  с фотографиями, я на четвертой странице Днестровской газеты в Каменском районе  писал о памятнике природы , сопровождая текст фотографией автора и небольшим текстом о многовековом дубе , где когда-то сделал привал Штефан чел маре - Великий.  Тем временем продолжался полет станции «Салют 5». В следующем выпуске я также появился, но уже на первой странице с информацией о каких-то гонках в Каменке. Затем в другом с интервью из колхоза «Правда», деревни Ваду Рашкова. (17 июля). Героем интервию был главный агроном Павел Георге Добровольский. Мне не нравились интервью с самого начала, но у меня не было, другого выбора.  Мне пришлось практиковать такие жанры.  Потом там также была небольшая информация из Сэнэтэуке, Кунице, (правильно Кунича) Жапки. А записи комбайнера Ивана Форнеа из колхоза «Днестр» я писал с большим энтузиазмом. Я был в моем первом журналистском коллективе в газете «Днестр». Со страниц этого "Днестра"  были разные имена:  и депутат Верховного Совета СССР, и депутат Верховного Совета МССР А. Гаврилицэ, награжденный орденом Красного Знамени, из деревни Вадул Рашков, и по-видимому, еще одно имя семей Заноаги  который внес свою лепету в районную культуру. В том же месяце я также подписал под псевдонимы, такие как В. Нистяну, В. Стежэряну... Из многих небольших текстов, возможно, только эскиз к одному портрету заслуживает внимания. Это было озаглавлено «Любовь к профессии» (29.07.76). Это была история об Анне М. Штонде, написанная В. Чобану, студентом Государственного университета из  Кишинэу. Так мы подписали в 1976 году в Каменке, где также была: автостанция, красивый парк, санаторий «Днестр». Оттуда начал свой путь Ион Шпак, родившийся 11 марта 1930 года, почетный представитель Республики Молдова, один из ведущих библиографом в Молдове. Смотреть «Из глины любви», Издательский дом «Понтос», 2007, стр. 28-29 «Один в долине Адынкэ».
Я не произнес ни слова о первой любви в Каменке, а на берегу реки что возле Каменки, которая текла, как горный ручей. Хотя, это того стоит. Девушка была из  маленькой деревни в долине реки Днестр возле Жапки, откуда недалеко от церкови открывается прекрасная панорама села Подойма и Подоймица, откуда прибыл Василий Мазепа, мой бывший начальник на Молдавское телевидение. Он уже вышел на пенсию и достиг благородного возраста и написал свою книгу о древнем очаге Днестровской воды: «История сел Подойма - Подоймица», Кишинэу, 2014. Я читал его книгу и оценивал ее очень хорошо, потому что, де-факто, эти были и деревнями моего времени. В них я ходил, много раз пересекал их и поднимался на высокий холм с вершины, где Красная Скала, откуда я восхищался Днестром, как на ладонь, большую часть панорамы деревни, восходящей к Каменке. Днестр - это и там где  Жапка, Вадул Рашков и Кот. То есть, река Днестр, небольшая река, но такая  живописная, тем более все долины Днестра.
Пока я не встретил Василия Мазепу, учился у Иона Якимова из Литературной редакции телевидения, где у меня также была стажировка на семестр и полгода, и в чьей команде я хотел остаться работать, но этого не случилось.
Среди прочего он признался мне: «... Я был человеком, прежде чем стать писателем, и это цель моей жизни».
Я работал еще в Главной редакции информации телевидения, из которого я "сбежал" (сразу) в Ленинград на две недели. К Аурике. См. «Имена и люди», стр. 32, 33, 34 ... Оттуда мы принесли фотографии, сделанные на Неве и в Старом Новгороде. Но пока мы не достигнем Новгорода, на его ветряных мельницах мне немного придется  задержаться на берегу Днестра у «Днестровского маяке» в 1977 году. Именно это я описал в «Имена и мир». Потому что когда с девушкой на берегу Днестре все  закончилось,  взамен была Аурика Ботезату. И не только на берегах Невы всё это только началось. Однако каждое  начало имеет конец. Крылья самолета в одно время носили меня на берегах Невы  и на берегах реки в Литве  в Вильнюсе и Каунас. Но это еще одна история, которую Михай Чимпой никогда не напишет в истории румынской литературы в Бессарабии. Потому что моя история не имеет никакого отношения к Паулю Гома или другим литераторам, которых я знал в определенных обстоятельствах. Я заметил, что, когда мое имя отсутствовало на страницах «Днестровского маяка», то на них появилась имя Юлии Аргату, и других моих земляков. Например, председатель колхоза Сергей Аргату написал о мобилизующей роли личного примера. (28. 07. Page 2), а его дочь, Юлия Аргату написала, что они, ученики тех лет, хорошо отдохнули в летнем лагере отдыха «Стежарул» в село Кобыля. (26 июля 77, стр.4). Я также мог оказаться на строительных площадках, где «Они строят блоки будущего завода», С того места написал репортаж с с двумя фотографиями автора. Студент из Кишиневского университета,  беседовал со студентами из Политехнический, сегодня Технический университет. Еще один выпускник школы того района (не округа) - Лорина Бэлтеану, опубликовала в «Днестровском маяке» поэзию первенства и о любви. А я в августе (25.08.77)писал по прежднему все о табаке и о всех людей  из колхоза "Ткаченко», но я кое-что подписывал и под псевдонимом.  Также на страницах районной газеты был один Бородаев, который  позже станет студентом факультета журналистики. Но он уже в группе с русскими языком обучения, открытые Андреем З. Окороковым. Тот, которого нам, молдаванам, прислала Москва. Тот, кто родился в Туле и который только  вернулся домой, а не остался к другим, кто насаждал центральное кладбище своми именами и родственниками такими как: Воронин, Ивана Бодюл или Бадалова и т. д. Я привел на четвертой странице Григория Гальбуру, директору Дома культуры Кобыля, моего бывшего учителя. (27 августа 1977 года). Его «позитивными героями» были Павел Абабий, директор средней школы Георге Мачукэ, Мина Драгомир, прдседатель колхоза. Затем, 10 сентября,  М. Драгомир объявил, что вся свекла будет собрана... во время и что... Теперь это не так важно. В те дни я не следовал своим коллегам в Резине, потому что я уже учился на факультете, и я не мог понять все те проблемы деревни, хотя я все еще был на четвертой странице где появилась информация  о своей родине с живописными и историческими местами. ("Днестровский маяк", 15 сентября 1977 г.). Или газета «Маяк Днестра» также опубликовала фоторепортаж о новых блоках санатория «Днестр» в Каменке. (11 октября, 77), и Юлия Аргату о родной школе, о коллегам: Зина Анхельничи, Светлане Мачука, Анджеле Аргату ... (18 окт, 77). Был активным на страницах «Маяка» и «Тудор Цопа». У него была целая страница о «Городах Огня». (12/10/77).А 5 мая этого года Юлия Аргату продолжила свою тему в «Днестровском маяке». Это была непрерывность, которая не была выполнена. Или, скорее, тема не была начата должным образом. Поскольку после чтения первого тома  трилогии Габриэля Гарсиа Маркеса, лауреата Нобелевской премии по литературе в 1982 году, я заметил, что в 70-х и 80-х годах мы не производили журналистское или пшеничное зерно, так как он практиковал до 1954 года,у себя на родине и в тех латиноамериканских газетах.
Много предстоит вспомнить. И то, как начал работу на телевидение и... горечь поражений, первую книгу, вторую, десятую... Мнения некоторых литераторов о десятой могу предложить сразу. Потом... Возвращение на круги своя.
Далее высказывания о моей одной книге.
 «И эти фантастические рассказы как бы происходят из нескольких фрагментов, вставленных в двух предыдущих работах. В каждой версии Летиция  Леу узнает Летиция Браня из романа Габриэлы Адамештяну. Она философствует, вступает в диалог или размышляет о жизни, начиная со своего детства. Вся история этой книги является откровением, которое происходит на нашин глазах недалеко от Карпат, говорит автор Валериан Чобану. Вам будет интересно узнать, что написал этот талантливый и оригинальный писатель»
Академик Михай Чимпой, литературный критик

Писатель Валериан Чобану является неустанным искателем новых и различных способов  повествования. Содержание тома "Близко к Карпатам" содержат страницы  с определенной долей фантазии, которые дают читателю подумать о гнашем месте в мире: Он, тем самым увеличивает любопытство и восприятие воображаемой вселенной.
Проза Валериана Чобану  не отчуждена от любых моральных размышлений, он ведет нас в мирое фантастическом, иногда причудливый, используя красочные, живописные средства выражения.
Виталие Рэиляну, литературный критик, поэт

Книга «У  подножия Карпат», которую подписывает писатель Валериан Чобану, приглашает читателя в некоторый метафизический мир. Присутствуют полеты в бесконечные пространства, которые  вызывают воображения читателя. У него, не всегда, «апокалиптическая земля»  становится препятствием для людей.
В книге достаточно символов, он "ища «ключ к успеху»,  без сомнения, последний выражается чаще всего через риторические вопросы, создавая вакуум. Для того, чтобы раскрыть  сути «огоня» (или света). В переносном смысле, автор убежден, что не Зевс виновен во всём, что происходит, а «монстры»  и земляне виновны. В настоящее время люди работают с доказательствами, в том числе с  научными,  но они  иногода исчезают «плывут» и «грызут гранит» Его романы, еще дают читателю  такую «роскошь», чтобы сосредоточиться на  и мирском ...
Лидия Гросу, поэт, литературный критик

Книга «У  подножия Карпат», подписанное писателем  Валерианом Чобану дают нам некоторый метафизический отдых. Полеты в бесконечных пространствах и так далее в них.... 
И книга Валериана Чобану «Около (или рядом) с Карпатами» (2017) тоже привлекает новизной оптики по отношению к вселенной, которую предлагает автор, но также и то, как он написал её и постепенно раскрывает свои символы и сообщения. Притчи автора, изобретательные и легко описываемые, представляют / приносят что-то новое в богатый и разнообразный ландшафт сегодняшнего облика Земли. Вот почему его романы читаются с большим интересом.
У Валериана Чобану есть дар отнимать читателя от  суеты сует, от  инерции и провоцировать его на медитацию. Вот, пожалуй, его самая высокая и самая ценная заслуга.
Книга «Рядом с Карпатами» изображает портрет полностью сформированного писателя, зрелого.
Янош Цуркану,  писатель и поэт.
Далее этого же мнения придерживается журналист Илие БУЖОР, опытный публицист из Кишинэу.
(И небольшой отрывочек из романа "Вдвоём искали приключения")

До 1905 года на усадьбе Манука жизнь била ключом: там часто бывали известные гости, торжества не прекращались, бывали и охотники, и коневоды и др. Были бассейны, озера, и что казалось невероятным - библиотека с более чем 600 книгами. Я вспомнил стихи Архипа Чиботару: «Выходи солдат из камня / Выходи из бронзы и гранита ...» В Усадьбе Манука, если выйдут духи, которые преследовали его и после его смерти думаю, это будет нехорошо. И если мы также учтем все шумы, звуки, выходящие из поместья, когда его гости отказываются от всего святого то есть наших христианских запретов, когда устраивали гуляй и другие забавы для своих гостей, особенно тех, что окружил его а потом и Ивана Бодюла, которые тоже предпочитали делать синдромы в Хынчешть и в других местах. И у Бодюла там тоже была вилла, небольшая достопримечательность. Он также имел такие же но меньше размерах во многих других частях Молдавии времени Брежнева и Черненко до Горбачева, который запретил употребление алкоголя и многое другое. Но те привычки уже были слишком глубоки в подсознании и, возможно, даже входили  в ДНК,  и в человеческих генах, живых тканях ...

Продолжение обязательно будет! Если автор захочет.