Сергий Радонежский

Анатоль Кудласевич
Анатолий Кудласевич

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

(Свобдный пересказ Жития для детей)

Трудное время
«Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными», – говорил Спаситель. Самый большой дар, полученный человеком от Бога, – это свобода. И Господь постоянно испытывает человека, целые народы и государства: достойны ли они того, чтобы быть свободными.
В XIII веке наступила тяжелая година испытаний для Руси. Огненным вихрем налетели на русские земли жестокие и алчные монголо-татарские полчища. Они грабили и сжигали города и селения, тысячами уводили русичей в рабство.
Власть ордынских правителей над Русью впоследствии назвали «монголо-татарским игом». Особенно тяжким бременем иго стало для простых людей. То здесь, то там вспыхивали восстания.
Многим казалось, что наступает конец света. Как тут спастись? Как обрести надежду на то, что когда-нибудь Русь поднимется с колен и на этой земле наступят мир и покой? Нужен был человек, который смог бы утешить и обнадежить, благословить и укрепить дух не просто одного русича, а целого народа. Таким человеком стал преподобный Сергий Радонежский.

Аз, буки, веди…
У ростовского боярина Кирилла и жены его Марии родилось три сына: Стефан, Пётр и Варфоломей.
Варфоломей ничем не выделялся среди сверстников, разве что был очень кротким, тихим и послушным. В те времена дети с малых лет приучались к труду, у каждого были свои домашние обязанности: носить воду, пасти гусей, колоть дрова. Каждое воскресенье семья посещала церковь. В семь лет Варфоломея, как и его братьев, определили на учебу. И здесь возникли трудности: не шло у отрока Варфоломея учение, хоть плачь.
В старину азбука была более сложной, чем в наше время. Грамоте тогда учили не по букварям, а по Псалтири и другим книгам Священного Писания. Каждая буква алфавита имела свое название: «аз» – а, «буки» – б, «веди» – в, «глаголь» – г. Варфоломей быстро выучил всю азбуку. Но никак не получалось у отрока сложить буквы в слоги, а слоги – в слова. Вместо того чтоб прочесть слово «дом», он снова и снова читал названия букв: «добро», «омега», «мыслете». Сверстники жестоко потешались над Варфоломеем. Учитель строго наказывал. Родители огорчались. Сам же Варфоломей горячо молил Бога о даровании ему разумения.
У боярина Кирилла было несколько лошадей. Сыновья должны были выгонять их на пастбище и приводить обратно в конюшню. Однажды, когда выпал черед Варфоломею идти за лошадьми, они пропали. Мальчик прошелся по лесу, обежал окрестности – коней нигде не видно. И тут он заметил под деревом седого старца в монашеском одеянии, который, преклонив колени, молился. Варфоломея как магнитом потянуло к незнакомцу с добрым и в то же время величественным лицом. Отрок тихонько подошел, но заговорить не решался.
Вдруг незнакомец обернулся и ласково спросил:
– Чего ты хочешь, Варфоломей?
– Вообще-то я лошадей ищу, – неуверенно начал мальчик. – Запропастились куда-то…
– Вон там пасутся твои кони, возле рощицы. Видишь? – указал рукой старец.
Варфоломей повернул голову и действительно увидел своих лошадок. Но мальчик не побежал вприпрыжку за ними, а остался стоять возле таинственного монаха. Тот внимательно смотрел на отрока, словно ожидая чего-то. И тут у Варфоломея подкатил комок к горлу и он, захлебываясь от слез, стал рассказывать незнакомцу о своем горе:
– Не способен я, отче, постигнуть грамоту. Учу-учу, а ничего у меня не получается.
– Не печалься, Варфоломей, – ответил на это монах, – Господь даст тебе разумение грамоты. Ты превзойдешь успехами своих сверстников. Ещё и других будешь учить. А сейчас давай вместе помолимся.
После молитвы старец вынул из-за пазухи ковчежец, достал оттуда частицу просфоры и, благословив, вложил её в уста Варфоломею.
– Всё, теперь ты умеешь читать, – сказал так и неожиданно исчез, будто и не было его.
И тут же рядом заржали лошади. Варфоломей пригнал их домой, вбежал в горницу и схватил Псалтирь. Дрожащими руками развернул книгу и прочитал без запинки: «Славьте Господа: призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его». С этого времени и замыслил маленький Варфоломей всю свою жизнь посвятить Богу.
Учение пошло удивительно легко, и вскоре мальчик обогнал своих сверстников, став первым учеником.

Осуществление мечты
Так случилось, что отец Варфоломея потерял всё свое состояние. Из богатого боярина превратился он в нищего. В поисках лучшей доли семья перебралась из родного Ростова в Московское княжество. Московиты первыми поняли: вся беда идет от раздоров между князьями. Москва находилась в центре Северо-Восточной Руси. Сюда тянулись люди из других княжеств. Московский князь Иван поселил Кирилла с семейством в Радонеже, в пятидесяти четырех верстах от Москвы.
Старшие братья Стефан и Петр женились, обзавелись семьями. Но Варфоломей помнил о своем обещании: уйти в монастырь и служить Богу. Он досмотрел своих родителей, преданно ухаживая за ними до их кончины, и отдал часть своего наследства брату Петру. Старший брат Стефан к тому времени похоронил жену и постригся в монахи. Варфоломей уговорил его уйти вместе в лесную глушь, поселиться вдали от людей. Ему казалось, что только в одиночестве можно обрести Бога. Долго они бродили по лесу в поисках подходящего места. Наконец нашли большую поляну, вокруг которой простирался густой радонежский бор. Недалеко протекала речка.
Первым делом братья соорудили шалаш. Потом принялись рубить лес. Вскоре поставили крепкую келью. Рядом воздвигли небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы.
Наступили холода. Кончились съестные припасы. Другие монастыри, стоящие поближе к жилью, чаще посещали крестьяне, приносили подношения, а сюда, в дикие дебри, никто не заходил. Стефан не выдержал суровой жизни отшельника и ушел в большой и богатый московский монастырь. Варфоломей остался один, а ведь он еще даже не был монахом.
Осень – пора сбора урожая, её часто называют благодатной и золотой. Осенью принесли свои плоды и духовные поиски отрока Варфоломея. По его просьбе 7 октября в обитель пришел игумен Митрофан и совершил обряд пострижения в монахи. Варфоломей получил новое имя: Сергий. Пробыв у Сергия неделю, игумен благословил его и отправился в обратный путь.

Уединение
Монах Сергий остался в лесу один. Тишина и покой. Неустанная молитва. Для обретения в своей душе Отца Небесного нужно уединение. Именно поэтому и Сын Божий перед крестным путём на сорок дней уходил в пустыню.
Деревья роняют последние листья. Выпал первый снег. Наступила суровая зима. Ни души на десятки верст. Но Сергию некогда скучать. Каждый день начинается и заканчивается молитвой в церкви святой Троицы. У образа Спасителя неугасимо горит лампадка. Уходя, игумен Митрофан зажег её и сказал:
– Смотри, чтоб не потух огонь и в лампадке, и в твоем сердце.
Много у монаха Сергия и простых житейских дел: нужно заботиться о пропитании, возделывать огород, носить воду, заготавливать дрова, чинить одежду. Иногда зимой избушку доверху заносило снегом. Приходилось несколько часов усердно работать лопатой, чтоб выбраться на Божий свет. За окном по ночам выли волки, но монах не боялся никаких зверей.
У Сергия в лесу много знакомых. Возле церкви в дупле живет белка; в обед на кряжистую сосну прилетает дятел и начинает весело стучать клювом, словно подает отшельнику таинственные знаки. Сороки и вороны часто прилетают к его обители в надежде поживиться, и Сергий делит с птицами свои скудные запасы. Он разговаривает и с белочкой, и с дятлом, и даже с волками. Птицы и звери словно понимают его язык и не видят в нем чужака.
Как-то ранней весной, выйдя на крыльцо, Сергий столкнулся с медведем. Зверь вначале сердито зарычал, но Сергий не испугался – понял, что мишка, проснувшийся до времени от зимней спячки, просто очень голоден. Монах вернулся в избу, вынес краюху хлеба и протянул косолапому. Медведь унюхал хлеб, вытянул шею и взял угощение с руки. Через день зверь снова сидел у крыльца. И опять Сергий поделился с ним своим обедом. Спустя несколько месяцев медведь стал почти ручным. Он приходил из лесу, садился у кельи и ждал угощения. «Вот и мой первый послушник!» – радовался Сергий.
Так, в соседстве с дикими зверями и птицами, в постоянных молитвах и раздумьях прожил Сергий два года.

Начало Лавры
Пошла молва по Руси, что живет в лесу одинокий отшельник, Божий человек, даже звери служат ему. Стали приходить в обитель к Сергию люди, которые тоже искали уединения и желали служить Богу. Сергий принимал всех, но предупреждал, что жизнь их ожидает трудная и полная лишений. Вскоре собралось двенадцать человек. Срубили новые кельи. Обнесли поселение забором и сделали врата. И стало это поселение уже небольшим монастырём –обителью.
Братья, как монахи называли друг друга, всё делали сообща. Завели большой огород и посадили сад. Ловили по рекам и озерам рыбу, собирали ягоды и грибы. Но самым главным делом была молитва и служение Господу.
В каждом монастыре есть настоятель. И Сергиевой обители нужен был игумен. Все единогласно решили, что Сергий должен стать игуменом. Но он сопротивлялся, потому что хотел остаться простым иноком. И отправился святой монах в город Переяславль к епископу Афанасию просить, чтобы тот прислал в монастырь игумена.
«А зачем мне кого-то присылать, – отвечал епископ, – ты сам будешь игуменом братии своей». Сергий снова стал отказываться, какой, мол, из него игумен. Епископ улыбнулся и сочувственно покачал головой:
– Много о тебе говорят хорошего. Но одного качества не достает тебе – послушания.
Устыдился Сергий своего упрямства и согласился. Епископ Афанасий посвятил его в сан и благословил. Братия с радостью приняла это известие. Так Сергий стал игуменом созданной им обители, которая известна ныне как Троице-Сергиева лавра. Но не возгордился он, не изменил образа своей жизни, а продолжал трудиться наравне с простыми монахами и служить всем примером величайшего смирения. Слава о игумене Сергии дошла даже до византийского патриарха Филофея, который прислал грамоту, крест и схиму. С этого времени Сергий ввел в обители новый устав – общежительный. Теперь имущество у монахов было общим. Все заработанное или изготовленное братией, а также приношения мирян, – делилось поровну.

Великая победа
 «Люби Господа Бога твоего» и «возлюби ближнего своего, как самого себя» – вот две основные заповеди, оставленные Иисусом Христом. Они вбирают в себя и все остальные заветы Господа. Но как возлюбить ближнего, не любя своего Отечества, не желая ему спасения? Горячо любил свою родину и святой Сергий. Для того он и ушел в монастырь, чтоб лучше послужить Богу, людям, и Святой Руси.
Прошел слух, что идет на Русь великое ордынское войско хана Мамая. Это значило, что опять будут по всей земле Русской плач и стоны. Будут сожженные села и разграбленные города, десятки тысяч плененных и убитых.
Никогда еще со времен нашествия хана Батыя не была столь сильна угроза гибели святой Православной веры и Отечества. Великий князь Московский Дмитрий Иванович собирал под свой стяг многочисленные войска со всей Руси. Никогда прежде люди не видели столько воинов. Москва полнилась ими, было им тесно на улицах и площадях. Все, от мала до велика, от дружинника до простого пахаря, вооружались и готовились к смертной битве. Тяжело было на сердце у князя Дмитрия, тревога и сомнения обуревали его. И решил он обратиться за помощью и напутствием к святому старцу Сергию.
В народе верили, что святого Сергия как огня боятся бесы. И сам Господь, возлюбив старца, присылает ему в помощь Ангела. И как же могут не убояться враги русской земли тех воинов, которым святой даст свое благословение на битву с безбожными захватчиками?! Вот почему не в какой-либо другой монастырь, а в Троицкую обитель отправился князь Дмитрий за советом.
– Отче Сергий, угодник Божий, движутся на нас несметные полки Мамая. Вразуми, святой отец, идти ли на врага. Устоим ли мы против силы этой или зря только кровь нашу прольём?
На что Сергий ответил:
– Княже, смело иди в бой с Божией помощью. Ты на то и поставлен Господом, чтобы заботиться о Родине. Бог вручил тебе эту землю, и меч в руке твоей послужит правде. Знай: ждёт татар гибель, а русское войско – победа. И помни, возвратишься невредимым, но многие из русских людей падут на поле брани.
Сергий окропил князя и его дружину святой водою, отслужил молебен. Вместе с князем святой игумен отправил двух иноков, которые до пострижения своего были воинами, опытными в ратных делах. Звали иноков Пересвет и Ослябя.
Накануне битвы князь Дмитрий получил от отца Сергия грамоту. В ней Преподобный ободрял князя и благословлял на битву. Весть о послании святого старца облетела войско и подняла боевой дух ратников. Через два дня поединком между татарским богатырем Челубеем и русским воином иноком Пересветом началась Куликовская битва. Оба воина пали бездыханными. И тогда два войска сошлись в грозной сече.
А в это время отец Сергий вместе с братией Троицкой обители молились о даровании победы. Духом святой игумен был на поле брани, он называл имена павших воинов, сообщал, как идет битва. Наконец он возвестил о полном поражении врага. Возвращаясь в Москву, князь Дмитрий, получивший после великой победы прозвище Донской, заехал в Троицкую обитель. Там отец Сергий отслужил панихиду по погибшим.


Русский чудотворец
Слава о подвигах преподобного Сергия, а также о чудесных знамениях святому подвижнику распространялась всё больше и больше.
Однажды у одного человека смертельно заболел единственный сын. С мольбой о помощи обратился несчастный отец к преподобному Сергию, веря, что тот обязательно исцелит мальчика.
Но едва он успел принести сына в келью преподобного, дитя скончалось. Безутешный отец пошёл готовить всё до похорон. А святой Сергий, оставшись наедине с умершим, преклонил колена и стал молиться. Вернувшись, отец нашёл своего сына живым и здоровым. Дитя улыбнулось и обняло своего отца. Святой строго-настрого запретил этому человеку рассказывать о чуде. Но тот на радостях поведал о случившемся ученику Сергия, и об этом стало известно по всей Руси.
Братья обители свидетельствовали, что во время Божественной литургии отцу Сергию часто сослужил Ангел Господень. Однако Преподобный запретил монахам рассказывать об этом до самой своей смерти.

Кончина Сергия
Святым людям Бог открывает время их перехода в вечность. Уже за полгода Сергий знал день и час своей кончины. Незадолго до этого произошло чудесное событие. Была глубокая ночь. Сергий с учеником молились перед иконой Богородицы. Вдруг послышался голос: «Пречистая грядет!». И Сергий увидел Богоматерь. Она в необычайном сиянии шествовала к нему в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна. Божия Матерь коснулась старца и сказала:
– Избранник Мой, Я пришла навестить тебя. Не беспокойся об обители своей и учениках своих. Я всегда буду помогать братии во всех нуждах.
25 сентября 1392 года в возрасте 78 лет Сергий Радонежский отошел ко Господу. И теперь он является нашим молитвенником и заступником: «Преподобный Сергий Радонежский, святой угодниче Божий, моли Бога о нас» – так можно обращаться к святому.
На Русской земле осталось творение его души – Троице-Сергиева лавра. В стенах монастыря будет писать свои иконы Андрей Рублев; в Смутное время стены Лавры восемнадцать месяцев будут сдерживать натиск врагов. Именно здесь в настоящее время находится обитель патриарха всея Руси. И сегодня на территории лавры бьёт из земли целительный родник, в свое время чудесным образом открывшийся по молитве святого Сергия Радонежского.