Проклятье фараонов Часть 2

Аркадий Ялынычев
Для описания и обработки данных требовалась целая армия опытных специалистов. Картер и Карнарвон вновь замуровали гробницу, выставили охрану и отправились собирать команду. Из Метрополитен-музея в Нью-Йорке прибыл талантливы фотограф Гарри Бертон и два художника, которые должны были сделать точные зарисовки внутренностей помещения. В число экспертов вошли археолог Артур Мейс, химик Альфред Лукас, рентгенолог Арчибальд Рейд, специалист по расшифровке иероглифов Алан Гардинер и другие.

17 февраля 1923 года в гробницу Тутанхамона вошли 20 человек. «Вилы смерти пронзят всякого, кто нарушит покой фараонов» - дощечка с таким предостережением встречала их в первом помещении гробницы.  Учёные, как положено, внесли её в опись находок, но совершенно не предали ей значения. Тринадцать из них вскоре умерли. Первым 5 апреля 1923 года умер лорд Карнарвон. С места раскопок он вернулся в Каир, в номер отеля «Континенталь». Через несколько дней у него начался жар. «Я чувствую себя, как в аду», - пожаловался лорд домочадцам. Спустя 12 дней мучений он потерял сознание и умер. Вслед за ним скончалась его сиделка.
В этом же отеле «Континенталь» через несколько дней после смерти Карнарвона впал в кому и умер американский археолог Артур Мейс, который вытащил последний каменный блок у входа в усыпальницу. Перед кончиной он страдал от жесткой депрессии и истощения.

Вскрытие и медицинское обследование мумии Тутанхамона проводили профессор анатомии Египетского университета Дуглас Дерри и химик Альфред Лукас. Оба специалиста вскоре скончались: сначала Лукас – от сердечного приступа, а затем Дерри от нарушения кровообращения. Та же участь постигла рентгенолога Арчибальда Рейда, который снимал с мумии бинты и делал рентгеноскопию. Он начал жаловаться на чрезмерную слабость и переутомление, вернулся на родину и умер.
Узнав о кончине лорда Карнарвона, в Египет срочно приехал его давний друг американский миллионер Джордж Джей Гулд. Он встретился с Картером на раскопках и осмотрел гробницу, а на следующий день слёг с лихорадкой и к вечеру отошёл в мир иной.

Список жертв «проклятья фараонов» можно продолжать до бесконечности. В 1929 году скончались также вдова лорда Карнарвона леди Альмина (якобы от укуса москита) и его сводный брат (покончил с собой в состоянии депрессии). Секретарь Говарда Картера Ричард Бетелл, молодой и крепкий мужчина, умер от сердечного приступа, а его отец лорд Вестбурн, узнав об этом, выбросился из окна. Когда старого лорда хоронили. Катафалк насмерть задавил играющего на дороге мальчика, причём все участвующие в похоронной процессии в один голос клялись, что никакого ребёнка на дороге не видели…
К 1930 году ушли из жизни практически все непосредственные участники экспедиции. Только сам Говард Картер – человек руководивший «Осквернением» склепа, остался невредим. Он умер в 1939 году в возрасте 64 лет от естественной болезни и никогда не поддерживал зловещих слухов и спекуляций вокруг своего открытия. Его судьбу можно считать лучшим аргументом против версии о «проклятье». Хотя к чести Картера следует заметить, что он всегда с большим уважением относился к древним захоронениям и принимал все меры предосторожности при работе в гробницах.

продолжение следует